Понятие «Сценическое пространство»

Введение.

Создание единой, целостной театральной формы во многом определяет сценическое пространство театра. Поиск различных средств и приемов для художественного преобразования сценического пространства является основной задачей режиссера и сценографа в процессе создания сценического произведения – спектакля. Глубокий идейный замысел любого спектакля, его стилистика и поэтика, которые рождаются в органичном сочетании режиссерской индивидуальности и неповторимого авторского стиля драматурга, могут появиться только в результате тесной и плодотворной работы режиссера с художником. И потому одним из существенных вопросов в профессии режиссера является вопрос взаимодействия режиссера с художником.

Знание таких основополагающих понятий как сценическое пространство, сценическое время, умение их воспринимать, формировать, необходимы для успешного изучения театрального дела.

Курс лекций по сценографии, сценической технике и оборудованию входит в блок общепрофессиональных дисциплин.

Тема 1.Типы и устройство сцены

После изучения темы студент должен знать:

 определение понятий сценическое пространство и сценическая площадка, «сцена-коробка», ее разновидности, основные части сцены-коробки, и сценическое оборудование, классификацию светового оборудования, а также технику безопасности при работе со сценическим оборудованием.

 

После изучения темы студент должен уметь:

 различать сценические площадки, определять основные планы планшета сцены и пользоваться сценическим оборудованием, распределять световые приборы в общей структуре светового решения мероприятия.

Список литературы:

1. Базанов, В.В. Техника и технология сцены [текст]/В.В.Базанов – Л.: Искусство, 1976. – 215с.

2. Базанов, В.В. Театральная техника в образном решении спектакля [текст]/В.В.Базанов - М.: Искусство, 1970 – 259с.

3. Березкин, В.И. Искусство оформления спектакля [текст]/В.И.Березкин - М.: Знание, 1986. – 178с.

4. Шверубевич, В.В. Режиссер и оформление спектакля [текст]/В.В.Шверубович - М.: Искусство, 1955. – 192с.

 

Информационный блок

Основные вопросы темы:

1. Сценическое пространство. Типы сценических площадок.

1.1. Понятие «Сценическое пространство».

1.2. Сценическая площадка и ее типы.

2. Устройство сцены-коробки.

2.1. Сцена-коробка, ее разновидности.

2.2. Основные части сцены-коробки.

2.3. Основные планы планшета сцены-коробки

2.4. Оборудование сцены-коробки.

2.5. Техника безопасности при работе со сценическим оборудованием.

2.6. Одежда сцены.

3. Осветительное оборудование.

3.1. Постоянное оборудование сцены;

3.2. Группа выносного света;

3.3. Переносная светоаппаратура и приборы для сценических эффектов;

3.4. Осветительная арматура спектакля.

 

Сценическое пространство. Типы сценических площадок

Понятие «Сценическое пространство»

Сценическое пространство – это любая игровая площадка, на которой разворачивается действие (площадка, ограниченная рамками сцены, открытая эстрада, стадион, улица, площадь, парк, акватория, набережная и т. п.).

Общий вопрос взаимодействия человека и пространства упирается в конкретный вопрос – вопрос оптимального состояния между играющими и наблюдающими (зрителями). По существующим нормам это расстояние (т. е. длина зрительного зала) ограничивается 27 метрами для драматического театра и 30 метрами для музыкального. Опытным путем установлено, что за пределами этих расстояний разрешающая способность зрения падает настолько, что лицо актера становится неразличимым. Практика показала, что для нормального восприятия игры актера необходимо видеть его глаза. С учетом этого последний ряд зрительного зала может быть удален от красной линии сцены не больше, чем на 16-18 метров, что составляет примерно 15-17 рядов, если принять расстояние между креслами партера равным 0.9 метра, а в ширину авансцены вместе с оркестровой ямой равной двум метрам.

Качество зрительского восприятия зависит и от величины так называемого горизонтального угла, под которым зритель смотрит на сцену. Если на продольной оси сцены и зрительного зала, отступив на один метр от задней стены, нанести точку и от нее провести угол, присущий именно данному театральному зданию. Лучше всего сцена видна с мест, расположенных на оси сцены и зала, - когда горизонтальный угол равен нулю. С перемещением зрителя вбок этот угол все больше увеличивается, и сценическое пространство просматривается все хуже. За пределами отклонения от оси на 15° начинается зона неудовлетворительного восприятия. Следовательно, горизонтальный угол не должен превышать 30° (суммы показателей отклонения от оси вправо и влево на 15°). Но даже при этом зритель, сидящий на крайних боковых местах, будет хорошо видеть лишь первые планы сцены, а декорации, установленные в метре от задней стены, - только наполовину ее ширины.

1.2. Сценическая площадка и ее типы

Сцена или сценическая площадка - часть театрального пространства, где проходит представление.

Различают закрытые и открытые сценические площадки.

Закрытые сценические площадки, как правило, отделены от зрительного зала портальной стеной. Боковые пространства сцены, считая от границ портала, делаются в профессиональных театрах равными 6,5 метров с каждой стороны. Таким образом, ширина сцены в два раза превышает ширину портала. К закрытым сценическим площадкам относится сцена-коробка (др. названия: глубинная, колосниковая, портальная, закрытая сцена).

К открытым сценическим площадкам (т. е. полностью открытым зрительному залу) относятся:

•   пространственная (с трехсторонним обзором) - сцена, окруженная с трех сторон местами для зрителей, а с четвертой - закрытой стеной;

•   сцена-арена - с трех или со всех сторон окруженная местами для зрителей;

•   кольцевая - сцена, выполненная в виде подвижного или неподвижного кольца, внутри которого находятся места для зрителей.

Передвижные сценические площадки:

педженты (англ. padgeain - передвижная сцена в виде небольшой повозки в средневековом театре, применявшаяся при постановке мистерий, мираклей, театрализованных процессий);

пароссы - площадки, используемые в карнавальных шествиях;

фурки – приспособление в виде небольшой площадки на колесах, служащей вместо круга для подачи смонтированной декорации, реквизита, актеров из карманов или арьерсцены. Фурки могут двигаться по специально установленным, направляющим «дорогам».

Разновидностью открытых площадок являются такие нетрадиционные площадки, как:

•   акватории («праздники фонтанов», день военно-морского флота, праздник Ивана-Купалы и т.д.);

•   стадион (спортивные представления, открытия и закрытия Олимпийских игр, Спартакиад, большие представления на массовых праздниках);

•   площадь (все массовые праздники, парады, демонстрации);

•   улица («праздник улицы», шествия, карнавалы и т.д.);

•   поляна (языческие праздники природы, экологически направленные представления);

•   грузовой автомобиль (в основном в тех местах, где другой сценической площадки нет возможности установить или оборудовать) и другие.

По технической оснащенности сценические площадки различают:

•   лифтовую - двухэтажную сцену, имеющую верхний и нижний планшет и перемещающуюся по вертикали за стационарной портальной стеной;

•   подъёмно-опускную - сцену с подъемно-опускным планшетом;

•   элеваторную - сцену, оснащенную такой механизацией, при которой подача собранных декораций из трюма сочетается с горизонтальным перемещением их на накатных площадках.

По расположению зрителей относительно сценической площадки различают:

•   фронтальную, на которой традиционно расположение актеров на небольшом возвышении (помосте);

•   сцену-арену - когда зрители находятся вокруг актеров;

•   амфитеатр - когда зрители расположены выше актеров.

Зрители могут находиться ниже актеров, если используются высокие сценические площадки или вертолет, например актеры, могут проезжать или пролетать мимо зрителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: