Власть: основные признаки и определения

В системе общественных связей политико-властные отношения занимают доминирующие позиции. Власть и политика пронизывают многообразие социальных отношений. Кроме власти и политики общество интегрируется управленческими, духовными и другими взаимодействиями, но политика и власть являются центральными элементами сложного механизма интеграции различных индивидов и групп как составных частей общества в целом.

     Власть как одно из постоянных и устойчивых социальных взаимодействий имеет многогранные характеристики. На всех этапах развития политической мысли власть являлась предметом самого пристального анализа. (См. об этом лекции 2-4 настоящего пособия). Как отмечает В. Халипов, только в русском языке она описывается, оценивается и характеризуется более чем пятью тысячами понятий и категорий. В политической науке усилиями российских исследователей формируется специальная область исследований – кратология[52].

 Многообразные определения власти в современной научной литературе упорядочиваются по разным основаниям. Наиболее распространенными являются следующие типы определений:

· бихевиористские (от англ. behaviour — поведение), согласно которым власть есть решающее влияние одних субъектов на поведение других;

· телеологические (от греч. teleos — результат, цель и logos —учение), согласно которым власть есть способность достижения определенных целей;

· функциональное, рассматривающие власть как средство, реализации функций общественного управления, обеспечения порядка, стабильности и развития;

· структуралистские, рассматривающие власть как особого рода структурированные отношения между управляющими и управляемыми;

· конфликтные, определяющие власть как способность разрешать конфликты и устанавливать компромиссы;

· коммуникативные, рассматривающие власть как утверждение разделяемых членами сообщества общих смыслов, ценностей, которые возникают в процессах непрерывной коммуникации и придают легитимный характер лицам, осуществляющим властные полномочия[53].

При анализе различных определений можно обнаружить, что наиболее характерными и отличительными признаками власти являются:

- межсубъектный, социальный характер. Власть не есть принадлежность какого-то лица или учреждения. Власть – есть отношение.

- универсальность, проявляющаяся в том, что властные отношения обнаруживаются во всех видах общественных отношений

- телеологический характер, проявляющийся в том, что во властных отношениях субъект власти всегда ставит определённую цель. Власть – есть способность субъекта подчинить объект в соответствии со своими намерениями.

- волевой характер, проявляющийся в процессах переноса воли субъекта из сферы намерений, то есть из сферы сознания в сферу практики.

- асимметричность властных отношений, проявляющаяся в явном или неявном подчинении объекта субъекту власти (отношения господства-подчинения или доминирования). 

-ограниченный характер, проявляющийся в том, что для объекта власти всегда остаётся возможность выбора, неподчинения, некоторое пространство и время свободы.

- детерминированность властных отношений обстоятельствами внешней среды

Выделенные признаки, так или иначе, присутствуют в наиболее распространённых определениях власти. Приведём лишь некоторые:

М. Вебер определял власть как «любой шанс осуществить свою волю в рамках некоторого социального отношения, даже вопреки сопротивлению, на чем бы такой шанс ни был основан».

  Известный американский социолог Т. Парсонс характеризует власть как «способность принимать и «навязывать» решения, которые обязательны для соответствующих коллективов и их членов постольку, поскольку их статусы подпадают под обязательства, предполагаемые такими решениями» При этом Парсонс проводит различение таких близких понятий как власть и влияние. Влияние не предполагает наличия обязывающих решений, в то время как власть «является реализацией обобщенной способности, состоящей в том, чтобы добиваться от членов коллектива выполнения их обязательств, легитимизированных значимостью последних для целей коллектива, и допускающей возможность принуждения строптивых посредством применения к ним негативных санкций, кем бы ни являлись действующие лица этой операции».

Авторы известной монографии «Сравнительная политология сегодня» Алмонд, Пауэлл, Стром и Далтон определяют власть как «формальное могущество, которым наделены индивиды или группы, с тем, чтобы их решения выполнялись и уважались. Иными словами, предполагается, что интересующие нас решения будут обязательными (принудительными) для тех индивидов и групп, к которым они относятся»[54]

Р. Даль формализует определение власти и представляет его в таком виде: «некто Х обладает властью над неким Y постольку, поскольку, во-первых, Х тем или иным способом может заставить Y сделать нечто, что, во-вторых, соответствует интересам Х и что, в-третьих, сам Y иначе не стал бы делать»[55].

Как видим, в приведенных дефинициях подчёркивается волевой, социальный и принудительный характер властных отношений. 

В теории властных отношений важным является понятие «ресурсы власти». К ресурсам власти относится всё, с помощью чего можно навязать свою волю другим. Это могут быть реальные или потенциальные средства, которые субъект власти использует для осуществления своих намерений. В качестве ресурсов власти могут выступать силовые, экономические (собственность, деньги), социальные, административно-организационные, нормативно-правовые, культурно-информационные. Следует отметить, что ресурсы имеют распылённый характер. Ими обладают самые различные субъекты общественных отношений: индивиды и социальные группы. Однако распределение ресурсов имеет существенно неравномерный характер. Индивиды или социальные группы, обладающие набором наиболее мощных ресурсов и способные эффективно их использовать для достижения своих целей, навязывают тем самым свою волю другим и становятся субъектами в системе властных отношений. Те же, у кого таких ресурсов нет или их объём незначителен, нет достаточного умения и искусства применить их в нужное время и в нужном месте, как правило, становятся объектами властного воздействия. Среди ресурсов власти самым демократическим ресурсом, то есть ресурсом доступным многим - являются знания (информация).  

Объём ресурсов в руках тех или иных акторов, их намерения, а также состояние внешней среды определяют способы подчинения объекта намерениям субъекта. Такими способами выступают: убеждение, контроль, стимулирование, угроза насилия, санкции. Применение силы непосредственно в межсубъектных, межгрупповых и др. социальных отношениях, согласно некоторым исследователям (Х. Арендт), не может характеризоваться в качестве власти.

Поскольку власть существует в самых различных сферах общественных отношений её классифицируют по различным основаниям:

По характеру властвования, проявляющемуся в способах осуществления власти выделяют демократическую, авторитарную, тоталитарную власть (См. лекцию 7)

По степени концентрации выделяют абсолютную и ограниченную власть. Абсолютная власть имеет тенденцию к концентрации всех властных полномочий в одних руках или одном институте. Ограниченная власть имеет более или менее чётко обозначенные пределы своего господства. Важнейшими инструментами ограничения пределов выступают конституционно закреплённые полномочия представителей власти, закрепившаяся в практике демократических государств система разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, разветвлённая система организаций гражданского общества, в том числе политическая оппозиция, регулярно проводимые честные и справедливые выборы и др.

По объёму власть классифицируется как региональная, общенациональная, наднациональная (напр: Европарламент), международная.

По сферам проявления выделяют экономическую, социальную, духовную, политическую власть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: