Партия как политический институт

 

Важными элементами в политической системе современного общества выступают политические партии, являющиеся связующим звеном гражданского общества и власти. Этимология слова «партия» происходит от лат. pars (partis) –– часть и обозначает часть чего-то целого, а также сторону какого-то явления или процесса.

Возникновение партий связанно с эпохой буржуазных революций и развитием парламентаризма в странах Западной Европы и США. В генезисе партий, согласно М. Веберу, выделяются три этапа: аристократическая группировка; политический клуб; массовая партия. Уже изначально политические партии формировались как представительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы. Существенное влияние на этот процесс развития партий оказало введение всеобщего избирательного права и роста организованного рабочего движения. Следует отметить, что Либеральная партия Великобритании (основана в 1861 г.) была одной из первых массовых партий, имеющей четкую организационную структуру и программу действий.

В процессе формирования, эволюции и функционирования партий определилась их структура: лидеры партий, рядовые члены партии, партийная бюрократия, партийный актив, идеологи партий.

В случае успеха на выборах в партии появляется группа законодателей и членов правительства, которые нередко становятся вторым руководящим звеном партии.

Существенную роль в судьбе партии играет находящийся за ее пределами партийный электорат, голосующий за нее на выборах, и меценаты, оказывающие этой партии поддержку. Все эти группы влияют на осуществление партией своих функций, способствуют усилению или падению ее авторитета.

Анализируя отношение государства к партии как политическому институту, политологи выделяют три основные стадии:

– стадия противодействия становлению партий, подавления и борьбы с ними (это период существования абсолютистских государств вплоть до конца ХVIII века);

– стадия игнорирования партий –– с конца ХVIII века до середины семидесятых годов ХIХ века;

– стадия закрепления правового статуса партий в демократических государствах, превращения их в посредников между гражданским обществом и государством.

Эволюция партий как политических институтов сопровождалась противоречивым теоретическим осмыслением этого феномена. Так, на протяжении длительного времени в политической теории существовала устойчивая традиция антипартизма – негативного или в лучшем случае сдержанного отношение к партиям. В основе этой традиции лежало представление о государстве как единственном выразителе народного суверенитета и его общей воли. Партии же воспринимались как носители «частных интересов», источник кризисов и раскола общества. Но постепенно в партиях стали видеть необходимые институты политической жизни обществ.

С конца ХIХ века изучение партий стало оформляться в отдельное направление, получившее в дальнейшем название «партология». Наибольшую известность получили работы российского юриста, историка, социолога и политолога М. Острогорского и немецкого историка и социолога Р. Михельса, которых по праву считают основоположниками партологии.

В политической науке сложились различные подходы к пониманию сущности политических партий и их определению:

– идеологическое направление рассматривает партию как идейную общность, союз единомышленников;

– организационный подход делает акцент, прежде всего на организационно-структурном аспекте деятельности партий.

 – функциональный подход предполагает исследование роли и задач партий в политическом механизме. Значительная часть политологов считает определяющей «избирательную» функцию партии и делает акцент на ее участии в подготовке и проведении выборов;

– социально-классовый подход рассматривает партию как объединение, выражающее интересы различных социальных слоев и классов.

Таким образом, различные подходы к определению партии отражают важные стороны этого политического института и имеют определенное познавательное значение. В научной литературе предпринимаются попытки дать своего рода «синтезированное» определение понятия партии с использованием системы признаков и критериев.

Политическую партию можно охарактеризовать как организованную группу единомышленников, представляющих интересы части народа и стремящуюся реализовать их путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Ряд современных политологов предлагает использовать «рыночное» определение политической партии, рассматривая её как «фирму» по производству товаров (лидеры, идеи), с целью продвижения их на политическом рынке и приобретения власти.

К отличительным признакам современных политических партий можно отнести: наличие формализованной организационной структуры (субординация органов, партийный аппарат и т. п.); установку на достижение политической власти: завоевание и осуществление власти; обладание определенной программой деятельности; активное участие в избирательных кампаниях и др.

Значение партии в политической системе во многом определяется ее функциями.

Во-первых, главная политическая функция партий – борьба за власть и ее осуществление.

В условиях современной демократии эта функция включает в себя:

– участие в выборах на всех уровнях власти;

– парламентскую деятельность партийных фракций;

– политическое рекрутирование;

– управление государством.

В демократическом обществе политические партии отвергают насильственные методы борьбы за власть и ориентируются на избирательный процесс и парламентскую деятельность. Выборы являются главной ареной соперничества партий. Поэтому одной из важных задач партии является обеспечение поддержки избирателей, создание и расширение электората. Выборы дают партиям доступ к рычагам власти, а их итоги определяют, какие партии в течение установленного законом срока будут осуществлять руководство государством.

Победившие на выборах партии формируют парламентские фракции. В странах Запада действует принцип относительной автономии партийных фракций в парламентах и муниципалитетах. В соответствии с ними члены фракций учитывают не только партийные установки, но и волю избирателей, интересы спонсоров, субсидировавших избирательные компании. Результаты выборов влияют также на формирование органов исполнительной власти. В общемировой практике имеется опыт, когда в парламентских республиках премьер – министром становится либо лидер или представитель правящей партии, победившей на выборах и имеющей большинство в парламенте, либо представитель партийной коалиции.

Во-вторых, важное место в деятельности партий занимает представительство интересов классов, социальных групп и слоев. Содержанием этой функции выступает выявление партией общего политического интереса поддерживающих ее социальных сил и реализация этого интереса через политическую систему.

В идеале каждая партия стремится определить свои цели, разработать программу, выработать идеологию и стратегию развития общества, чтобы убедить граждан в правильности ее политических действий. Однако в реальной политической жизни связи социальных групп и слоев с партиями неоднозначны. Партия может не получить поддержки социальной группы, чьи интересы она намерена представить. Интересы одной группы могут представляться несколькими партиями. Люди могут ошибочно поддерживать партии, деятельность которых противоречит их интересам.

Последние десятилетия внесли значительные перемены в содержание функции представительства. На смену классовым партиям с середины ХХ века приходят так называемые «общенародные партии», или «партии для всех». Такие партии стремятся избегать отождествления себя с интересами какого-либо одного социального слоя, представить себя выразителями общенародного интереса. Облик партии формирует сегодня не столько классовая ориентация, сколько определенный тип политики.

В конце ХХ века партиями всего народа провозглашают себя социал-демократы Западной Европы. На широкую социальную базу ориентированы конфессиональные партии – Христианско-демократическая партия (ХДП) в Италии, Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социальный союз (ХСС) в Германии.

Претензии на представительство интересов блока сил или даже общенациональных отражают объективные перемены в жизни современного общества. Успех может быть обеспечен только тем партиям, которым присущи не узкогрупповые, а общенациональные интересы. Вместе с тем термин «партия для всех» нельзя понимать буквально. Несмотря на расширение социальной базы партий, между ними сохраняются различия как с точки зрения сил, на которые они опираются, так и с точки зрения общей идейно-политической ориентации.

В-третьих, следующей функцией партий является выработка программных установок, социально-политической стратегии. Программные установки, как правило, основываются на определенных идеологических принципах. Даже если партия не опирается на какую-то идеологическую систему, ее мировоззрение проявляется в ценностях и конкретной деятельности.

Для некоторых партий, прежде всего коммунистических, идеологический момент имеет принципиальное значение. Для ряда партий, например Республиканской и Демократической в США, значение идеологии невелико.

Большинство партий Запада избегает принятия догматизированных программ. Чаще всего дело ограничивается изложением принципов и общих ориентиров. Основное же внимание уделяется проработке конкретных направлений политического и социально-экономического курса.

Особенно активную деятельность по обновлению своих программных установок партии развивают в период пребывания в оппозиции. Свобода от бремени власти, которую они обретают после поражения на выборах, дает благоприятную возможность для переосмысления прежней политики и поиска нового лица. Неудивительно, что все сколько-нибудь заметные изменения в политике стран Запада осуществляется партиями, прошедшими испытание оппозицией.

Приверженность членов партий общим программным установкам не исключает возможности существования в партиях фракций и соперничества между ними. Идейно-политические различия имеют, однако, свои пределы, преодоление которых нередко ведет к расколу и возникновению новых партий. Некоторые партии (прежде всего левые) запрещают фракционную борьбу как несовместимую с уставными целями и задачами.

В-четвертых, партии выполняют функцию формирования общественного мнения, политической социализации граждан. Партии заинтересованы в поддержке своей политической линии общественным мнением. С этой целью они стремятся не только к обновлению своих доктрин, но и к их широкому распространению.

Пропагандистская деятельность партийпредполагает политическое просвещение своих членов и сторонников, воспитание общества в духе определенных ценностей и традиций, приобщение граждан к политической жизни. Все это, в конечном счете, способствует политической социализации общества. В современном мире наметилась активизация деятельности политических партий по отношению к молодежи. Организация партиями различных мероприятий для молодежи способствует её политической социализации.

Следует отметить, что эффективность выполнения партиями своих функций в немалой степени зависит от стиля их деятельности – прагматического или идеологического. Прагматический стиль предполагает постоянную нацеленность на достижение конкретных целей, использование по преимуществу консенсусных технологий борьбы за власть, готовность жертвовать идеологическими ограничениями во имя соглашений, коалиций и т. п. Этот стиль повышает политическую стабильность общества. Идеологический стиль партийной деятельности, основанный на определенных идеях и принципах, нередко ведет к конфронтации общественных сил, к конфликтности политического процесса.

Таким образом, политические партии обеспечивают связь гражданского общества с властными государственными структурами. При этом они руководствуются различными нормативно-правовыми актами, в том числе статьями Конституции о политических партиях, законами о политических партиях, о финансировании их деятельности, избирательными законами и другими.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: