Международные отношения как предмет теоретического анализа

В предыдущих главах были рассмотрены внутренние проблемы политической жизни общества. Однако предмет политологии этим не исчерпывается. Ибо любое общество существует и развивается в сложной внешней среде, в системе отношений, в том числе политических, с другими обществами. В силу этого политология исследует политические отношения, складывающиеся между различными обществами, государствами и их народами.

Сегодня на планете Земля более 250 государств, около 1500 народов, более чем 5600 языков и диалектов, около 10 тыс. религий. Население планеты (более 7 млрд. человек) живет в очень разных условиях. Есть несколько десятков стран, в которых население имеет достаточно высокий уровень жизни, и несколько десятков стран, где большинство жителей влачат нищенское существование. Есть страны, обладающие значительной долей мировых природных ресурсов, и страны, где ресурсов крайне мало. Есть государства, где население обладает большим объемом прав и свобод, и государства, где утвердились тиранические режимы, не допускающие политических свобод. Такое разнообразие и пестрота субъектов планетарного сообщества и существенные различия условий их бытия не могут не порождать противоречий и конфликтов и необходимость деятельности по согласованию интересов многообразных субъектов мирового политического процесса. Отсюда понятно, что политика имеет не только внутреннее, но и внешнее измерение, предполагающее анализ международных отношений и внешней политики.

Совокупность всех политических, экономических, социальных, правовых, дипломатических, военных, гуманитарных, идеологических, культурных и других связей и взаимодействий между субъектами мирового сообщества называется международными отношениями. В последнее время в научной литературе все большее распространение получает понятие «мировое сообщество», которое отражает результат исторического развития человечества, заключающегося, во-первых, в формировании норм сосуществования разных субъектов на мировой арене и, во-вторых, в попытках выработки процедур защиты общечеловеческих интересов в современном мире. Речь идет о поисках путей совместного решения проблем терроризма, исчерпания ресурсов на планете, распространения ядерного оружия, болезнях, экологической безопасности и др.

Субъектами (акторами) международных отношений выступают государства, межгосударственные объединения и союзы, всемирные и региональные правительственные и неправительственные организации, этносы и цивилизации[79]. Важнейшими среди них в последние три с половиной столетия являются государства и группы (союзы) государств. Это обусловлено утверждением принципа национального суверенитета как одного из главных регуляторов международных отношений[80]. В соответствии с принципом национального суверенитета государство является единственным политическим институтом, который обладает полнотой власти на своей территории и осуществляет внешнюю политику.

Внешняя политика — это деятельность того или иного государства, регулирующая его отношения с другими акторами на международной арене с целью реализации национальных интересов и участия в решении региональных и общемировых проблем. Национальные интересы в сфере международных отношений состоят в том, чтобы обеспечить благоприятные внешнеполитические условия для решения внутренних задач безопасности и развития страны.

Деятельность государств по защите и реализации национальных интересов на международной арене опирается на различные ресурсы:политические, экономические, демографические, географические, военные, научно-технические, информационно-пропагандистские и др. Важным для обеспечения безопасности является военно-оборонный потенциал, который во многом определяет уверенное поведение страны на международной арене. К другим, не менее важным ресурсам, обеспечивающим развитие общества и определяющим статус страны на международной арене, относятся: научно-технический и технологический уровень; темпы, качество развития и структура национальной экономики; финансовая мощь; размеры и особенности территории, природные и людские ресурсы; уровень социальной и этнической солидарности и культурной идентичности; уровень управленческой эффективности со стороны политического класса. В состоянии и взаимодействии всех этих ресурсов проявляется связь внутренней и внешней политики. В зависимости от международной обстановки, силы и поведения различных участников мировой политики ее субъекты используют различные средства. К ним относятся сила (военные вторжения, применение санкций и др.), убеждение, переговоры и др.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в мировом сообществе единого центра власти и управления. Система правил поведения на международной арене складывается как в результате стихийного взаимодействия, так и сознательно вырабатываемых субъектами мирового сообщества норм[81], регулирующих их поведение (международное право).

Что же лежит в основе взаимодействия государств как главных акторов мирового сообщества? В политической науке нет единодушного ответа на этот вопрос. Исторически сложились три основные теоретические школ ы, которые по-разному рассматривают сформулированный выше вопрос.

Реалистическая школа исходит из того, что объективной основой межгосударственных отношений выступают «национальный интерес» и реальная сила (совокупная мощь) государства, посредством которой выражается и защищается национальный интерес. Как отмечал классик реалистической школы, американский исследователь Г. Моргентау (1904—1980), «политический реализм — это концепция интереса, определяемого в терминах силы (влияния)», а международная политика, как и любая политика — «борьба за влияние»[82]. В этой связи реалисты считают, что сильные государства делают то, что они могут, а слабые — то, что им позволяют делать сильные. Поскольку мощь государств неодинакова, постольку важным средством сохранения мира, как считают реалисты, выступает принцип баланса сил, который реализуется как стремление различных государств к союзам с целью ограничения совместными силами притязаний того или иного государства, угрожающего их интересам. В целом реалистическая школа является продолжением традиции Т. Гоббса, рассматривая международные отношения как естественное состояние «войны всех против всех», где каждое государство стремится к своей выгоде.

Либеральная школа исходит из идей общественной природы человека, общности моральных устремлений человечества и возможности на этой основе улаживания конфликтов в мировом сообществе на принципах взаимовыгодного сотрудничества и обмена. Это направление продолжает традиции Дж. Локка, И. Канта, других либеральных мыслителей Нового времени применительно к анализу современных международных отношений.Либеральная школа связывает большие надежды в урегулировании международных конфликтов с деятельностью межправительственных и неправительственных организаций, разработкой и усилением роли международного права, формированием системы коллективной безопасности, с реализацией идей мирового правительства. Марксистская школа в теории международных отношений исходит из классических идей (К. Маркс, Ф. Энгельс) о социально-классовом неравенстве, которое проявляется и на международной арене. Основными субъектами борьбы здесь выступают мировая буржуазия и международный пролетариат. Мировая буржуазия стремится эксплуатировать трудящихся всех стран. Борьба за дешевую рабочую силу и источники сырья приводит, с одной стороны, к усилению конкуренции и конфликтов между государствами, с другой — создает объективную основу для солидарной борьбы трудящихся различных стран против мировой буржуазии. Классовая борьба и пролетарские революции неизбежно, как полагали классики марксизма, приведут к ликвидации мировой буржуазии и установлению справедливости в международных отношениях.
Современный неомарксист, американский исследователь, автор концепции мир-системного анализа И. Валлерстайн выделяет три основных элемента в структуре международных отношений: страны центра, периферийные страны и находящиеся между ними страны полупериферии. В результате неравномерного развития капитализма страны центра развиваются за счет стран периферии и полупериферии. Отношения эксплуатации со стороны стран центра приводят к конфликтам на международной арене.

Очевидно, что неомарксистские теоретики анализируют одно из фундаментальных противоречий современного мира — противоречие между зоной бедности (Юг) и зоной богатства (Север) и влияние этого противоречия на развитие международных отношений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: