Тема 10 Ознакомление детей с растительным миром на участке дошкольного учреждения

Цель работы. Изучить существующие требования к озеленению участка д/с, описать методику ознакомления детей с растениями.

План.

1. Значение участка детского сада, его основных элементов: декоративные растения, цветник, сад, огород для формирования у детей представлений и о природе.

2. Методические требования к подбору растений для участка детского сада.

3. Анализ планирования работы по ознакомлению детей с флорой участка в разное время года, формированию у них практических умений и навыков (на примере одной возрастной группы ДОО).

4. Проведение цикла наблюдений на участке д/у и анализ знаний детей по данной теме (одна возрастная группа), в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Методические указания. В первой части работы раскройте воспитательно-образовательное значение участка детского сада, его основные элементы (декоративные растения, цветник, сад, огород), основные методические требования к подбору растений для участка и использованию их по теме. Изучите план воспитательной работы за предшествующий год в выбранной вами группе, опишите педагогический опыт по ознакомлению детей с флорой участка в разное время года, формированию у них практических умений и навыков выращивания растений, воспитанию бережного отношения к ним. Изучите знания детей по данной теме.

Вопросы и задания детям:

О деревьях и кустарниках.

1. Назовите и покажите деревья и кусты, растущие на участке.

2. Покажите ствол, ветки, листья (в младшей группе). Назови и покажи части дерева (средняя группа)

3. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья (в средней группе)

4. Какого цвета бывают листья летом и осенью на клене, березе, липе (в старших группах).

5. Узнай, с какого дерева этот лист (с младшей группе – 1-2 вида, в средней – 2-4 вида, в старшей – 4-5 видов).

О растениях цветника.

1. Назови и покажи знакомые цветы на клумбе.

2. Узнай растение по его цветку (во всех группах), запаху и описанию (в старших группах).

3. Покажи цветок, стебель, лист (в младшей группе). Назови и покажи части цветов (средняя группа).

О фруктах и овощах.

1. Назови и покажи фрукты, ягоды и овощи, растущие на участке.

2. Покажи и назови, на каких растениях участка выросли фрукты, ягоды, овощи (3-5 видов в младшей группе, 5-6 – в старшей).

3. Узнай по вкусу (во всех группах), описанию (в старшей группе) знакомые фрукты, ягоды, овощи.

Дополнительные вопросы и задания детям старшей группы.

1. Для чего растению корень, стебель, листья?

2. Что нужно растению, чтобы оно росло?

Проверьте, как дети владеют навыками полива, прополки, рыхления цветников и огородов. Опросив дошкольников, отметьте, какую растительность участка дети знают лучше всего, как распознают части растений, различают и определяют овощи, фрукты, знают ли условия, необходимые для роста и развития представлений флоры (почва, влага, тепло, соответствующий уход), а также изменения внешнего вида и жизни растений в различные сезоны.

По результатам анализа наметьте дополнительные меры по устранению недостатков знаний детей. Исходя из методических требований и условий дошкольного учреждения, составьте эталонную схему озеленения участка.

Разработайте цикл наблюдений по ознакомлению детей одной группы с декоративной флорой, а также с растениями участка, цветника, огорода (продумайте формы организации детей, методы и приемы сообщения и закрепления знаний, формирования навыков по уходу за растениями, приемы руководства дошкольниками со стороны воспитателя).

К работе приложите материалы опроса детей, «Цикл наблюдений по ознакомлению детей с …..» на участке ДОО (одна возрастная группа), схему озеленения участка и ее описание, фотографии.

Тема 11. Воспитание у детей любви к родной природе

Цель работы. Показать значение и место экологических знаний дошкольников в общем педагогической процессе; раскрыть направления и методику воспитания у детей деятельной любви к природе.

План.

1. Значениевоспитания у детей любви к Родной природе.

2. Основные методы экологического образования, влияющие на воспитание у детей любви к Родной природе.

3. Анализ задач одной из образовательных комплексных программ по воспитанию у детей любви к Родной природе (на примере одной возрастной группы ДОО).

4. Изучение и анализ знаний детей по данной теме (одна возрастная группа), в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Методические указания. Раскрывая тему, отразите экологические проблемы, задачи дошкольных учреждений в экологическом аспекте, значение природоведения для формирования патриотических чувств у детей. Докажите на примерах, что бережное отношение к природе возникает лишь на основе знаний, представлений о связях и взаимозависимостях, существующих в окружающем мире (если работа выполняется в старших возрастных группах).

Изучите основные методы экологического образования, влияющие на формирование положительного отношения к природе.

На основании изученного, наметьте цели, содержание, методы и приемы, прививающие дошкольникам деятельную любовь к природе на занятиях, в труде, играх, в повседневной жизни, запланируйте совместную природоохранную деятельность детей и родителей.

Составьте план в форме таблицы (на квартал или месяц)

Проводимые мероприятия (наблюдения, игры, труд и т.д.) Задачи воспитателя Содержание работы (что должен ребенок узнать, чему научиться, какие знания и навыки закрепить) Методы и приемы Задания детям
         

Составьте конспект образовательной деятельности по воспитанию у детей любви к Родной природе.

Проведете беседы, наблюдения за детьми; зафиксируйте, повысился ли у них интерес к предметам и явлениям окружающей среды, расширился ли круг знаний и усовершенствовались ли практические навыки обращения с растениями, животными. Опишите, как дети ухаживают за животными и растениями (Приведите примеры бесед с детьми, отметьте результаты наблюдений за ними).

К контрольной работе приложите; план воспитания у детей любви к Родной природе (одна возрастная группа ДОО), материалы опроса дошкольников, конспект образовательной деятельности по теме, фотографии.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс]// http://mdou-197.ucoz.ru/infa/federalnyj_gosudarstvennyj_obrazovatelnyj_standart.pdf

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» РФ № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // http://vsezakoni-rf.ru/fz-ob-obrazovanii-273-fz-rf.html

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений –М.: Издательский центр Академия, 2016.-272с.

Дополнительная литература

1. Kinderprintables: материалы для дошкольников [Электронный ресурс]: http://www.kinderprintables.com/

2. Наш удивительный мир: дошкольное обучение [Электронный ресурс]: http://www.doshkola.narod.ru

3. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учебное пособие для выс. уч. завед. по спец.Дошкольное воспитание - М.: АСАДЕМА, 2006.-374 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: