Цель работы. Изучить существующие требования к озеленению участка д/с, описать методику ознакомления детей с растениями.
План.
1. Значение участка детского сада, его основных элементов: декоративные растения, цветник, сад, огород для формирования у детей представлений и о природе.
2. Методические требования к подбору растений для участка детского сада.
3. Анализ планирования работы по ознакомлению детей с флорой участка в разное время года, формированию у них практических умений и навыков (на примере одной возрастной группы ДОО).
4. Проведение цикла наблюдений на участке д/у и анализ знаний детей по данной теме (одна возрастная группа), в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Методические указания. В первой части работы раскройте воспитательно-образовательное значение участка детского сада, его основные элементы (декоративные растения, цветник, сад, огород), основные методические требования к подбору растений для участка и использованию их по теме. Изучите план воспитательной работы за предшествующий год в выбранной вами группе, опишите педагогический опыт по ознакомлению детей с флорой участка в разное время года, формированию у них практических умений и навыков выращивания растений, воспитанию бережного отношения к ним. Изучите знания детей по данной теме.
|
|
Вопросы и задания детям:
О деревьях и кустарниках.
1. Назовите и покажите деревья и кусты, растущие на участке.
2. Покажите ствол, ветки, листья (в младшей группе). Назови и покажи части дерева (средняя группа)
3. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья (в средней группе)
4. Какого цвета бывают листья летом и осенью на клене, березе, липе (в старших группах).
5. Узнай, с какого дерева этот лист (с младшей группе – 1-2 вида, в средней – 2-4 вида, в старшей – 4-5 видов).
О растениях цветника.
1. Назови и покажи знакомые цветы на клумбе.
2. Узнай растение по его цветку (во всех группах), запаху и описанию (в старших группах).
3. Покажи цветок, стебель, лист (в младшей группе). Назови и покажи части цветов (средняя группа).
О фруктах и овощах.
1. Назови и покажи фрукты, ягоды и овощи, растущие на участке.
2. Покажи и назови, на каких растениях участка выросли фрукты, ягоды, овощи (3-5 видов в младшей группе, 5-6 – в старшей).
3. Узнай по вкусу (во всех группах), описанию (в старшей группе) знакомые фрукты, ягоды, овощи.
Дополнительные вопросы и задания детям старшей группы.
1. Для чего растению корень, стебель, листья?
2. Что нужно растению, чтобы оно росло?
Проверьте, как дети владеют навыками полива, прополки, рыхления цветников и огородов. Опросив дошкольников, отметьте, какую растительность участка дети знают лучше всего, как распознают части растений, различают и определяют овощи, фрукты, знают ли условия, необходимые для роста и развития представлений флоры (почва, влага, тепло, соответствующий уход), а также изменения внешнего вида и жизни растений в различные сезоны.
|
|
По результатам анализа наметьте дополнительные меры по устранению недостатков знаний детей. Исходя из методических требований и условий дошкольного учреждения, составьте эталонную схему озеленения участка.
Разработайте цикл наблюдений по ознакомлению детей одной группы с декоративной флорой, а также с растениями участка, цветника, огорода (продумайте формы организации детей, методы и приемы сообщения и закрепления знаний, формирования навыков по уходу за растениями, приемы руководства дошкольниками со стороны воспитателя).
К работе приложите материалы опроса детей, «Цикл наблюдений по ознакомлению детей с …..» на участке ДОО (одна возрастная группа), схему озеленения участка и ее описание, фотографии.
Тема 11. Воспитание у детей любви к родной природе
Цель работы. Показать значение и место экологических знаний дошкольников в общем педагогической процессе; раскрыть направления и методику воспитания у детей деятельной любви к природе.
План.
1. Значениевоспитания у детей любви к Родной природе.
2. Основные методы экологического образования, влияющие на воспитание у детей любви к Родной природе.
3. Анализ задач одной из образовательных комплексных программ по воспитанию у детей любви к Родной природе (на примере одной возрастной группы ДОО).
4. Изучение и анализ знаний детей по данной теме (одна возрастная группа), в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Методические указания. Раскрывая тему, отразите экологические проблемы, задачи дошкольных учреждений в экологическом аспекте, значение природоведения для формирования патриотических чувств у детей. Докажите на примерах, что бережное отношение к природе возникает лишь на основе знаний, представлений о связях и взаимозависимостях, существующих в окружающем мире (если работа выполняется в старших возрастных группах).
Изучите основные методы экологического образования, влияющие на формирование положительного отношения к природе.
На основании изученного, наметьте цели, содержание, методы и приемы, прививающие дошкольникам деятельную любовь к природе на занятиях, в труде, играх, в повседневной жизни, запланируйте совместную природоохранную деятельность детей и родителей.
Составьте план в форме таблицы (на квартал или месяц)
Проводимые мероприятия (наблюдения, игры, труд и т.д.) | Задачи воспитателя | Содержание работы (что должен ребенок узнать, чему научиться, какие знания и навыки закрепить) | Методы и приемы | Задания детям |
Составьте конспект образовательной деятельности по воспитанию у детей любви к Родной природе.
Проведете беседы, наблюдения за детьми; зафиксируйте, повысился ли у них интерес к предметам и явлениям окружающей среды, расширился ли круг знаний и усовершенствовались ли практические навыки обращения с растениями, животными. Опишите, как дети ухаживают за животными и растениями (Приведите примеры бесед с детьми, отметьте результаты наблюдений за ними).
К контрольной работе приложите; план воспитания у детей любви к Родной природе (одна возрастная группа ДОО), материалы опроса дошкольников, конспект образовательной деятельности по теме, фотографии.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс]// http://mdou-197.ucoz.ru/infa/federalnyj_gosudarstvennyj_obrazovatelnyj_standart.pdf
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» РФ № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // http://vsezakoni-rf.ru/fz-ob-obrazovanii-273-fz-rf.html
|
|
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений –М.: Издательский центр Академия, 2016.-272с.
Дополнительная литература
1. Kinderprintables: материалы для дошкольников [Электронный ресурс]: http://www.kinderprintables.com/
2. Наш удивительный мир: дошкольное обучение [Электронный ресурс]: http://www.doshkola.narod.ru
3. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учебное пособие для выс. уч. завед. по спец.Дошкольное воспитание - М.: АСАДЕМА, 2006.-374 с.