Сельская эко система, макет «Ферма»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5»

Методическая разработка.

Метод моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Разработали:

Мошева Т.Г., воспитатель

Полищук В.В., воспитатель

Вилючинск 2020

Содержание

Введение..…………………………………………………………………………3

Основная часть……………………………………………………………………6

Заключение………………………………………………………………………13

Список литературы………………………………………………………………14

Приложения……………………………………………………………………15

 

Введение

Работа детского сада по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста многообразна. Это и познавательные занятия, и природоохранные акции, праздники и труд в природе, игры и многое-многое другое.

Ребенок 5-7 лет проявляет активный интерес к окружающей природе, обогащается его эмоционально-чувственный опыт, пробуждается любознательность, развивается познавательная активность. Возникающие в этом возрасте у детей вопросы порой ставят взрослых в тупик, поражают разнообразием образов, пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей. Процесс познания окружающего мира не прост для дошкольника. Начинается он с чувственного восприятия объектов природы, с которыми дети непосредственно контактируют. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании ребенка обобщенное представление об объекте или целом явлении природы.

Как показать детям многообразие природных явлений, изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, растянутых во времени, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ, скрытый образ жизни многих животных в природе? Данные вопросы создают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в процессе становления.

 Успешно решить эти задачи помогает метод моделирования, который основан на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Сущность моделирования состоит в извлечении из объекта познания системы наиболее существенных в каждом конкретном случае отношений и представление данной системы в доступном для восприятия и осмысления виде.

Учитывая, что мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью особую актуальност ь приобретает использование метода моделирования, который в системе экологического образования старших дошкольников активизирует познавательную деятельность детей, ведет к более глубокому осмыслению предоставляемой информации, а также облегчает понимание связей и отношений мира природы. 

Новизна методической разработки заключается в том, что применение моделирования в практике педагогов ДОУ помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе. Показ моделей позволяет воспитателю научить ребѐнка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей среды.

Цель: Формирование основ экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством использования метода моделирования.

Задачи:

1.Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности.

2. Развитие умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать.

2. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания.

3.Воспитание потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

4. Привлечение семьи к взаимодействию в вопросах организации игр с макетами.

Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста никоим образом не исключает других, не менее важных методов и приемов работы с детьми, а применяется наряду с ними. Все модели, представленные в данной методической разработке, прошли проверку на практике. Они не потеряли своей привлекательности, а только улучшаются и совершенствуются самими детьми. Система моделей может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В приложении методической разработки представлены примерные конспекты занятий с детьми по экологическому воспитанию с использованием моделей, в которых делается акцент на приемы мотивации деятельности детей, в том числе с помощью моделей.

 Ожидаемые результаты:

- Формирование экологически грамотной личности и ее ценностной ориентации в окружающем мире у детей дошкольного возраста.

- Привить детям позитивное и бережное отношение к природе.

- Формирование умений дошкольников, на основе полученных знаний, вести самостоятельно наблюдения в природе, а также узнавать изученную ранее флору и фауну.

- Закрепить дошкольникам умение использовать различные игры для организации собственной игровой деятельности.

Механизм отслеживания результатов:

- Анализ детской деятельности (творческие работы детей и совместные с родителями, детские проекты, сюжетно – ролевые игры в соответствие с выбранной темой, дидактические игры);

- наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения детей, находящихся на природе; более «полные» рассказы об увиденных и изученных объектах и явлениях природы);

- индивидуальные беседы и анкетирование с родителями.

 Таким образом, использование моделирования в процессе экологического воспитания детей при соблюдении определенных педагогических условий способствует эффективному усвоению, конкретизации, уточнении, систематизации экологических знаний и представлений детей. Моделирование является интересным и полезным способом формирования экологического сознания и позволяет демонстрировать существенные экологические связи в природе.

В свою очередь моделирование эффективно для проигрывания различных игровых сюжетов и явлений в самостоятельной и совместно с педагогом деятельности для детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с возрастом детей усложнятся дидактические задачи и дополнится вспомогательный материал.

Педагог в ходе своей работы может постоянно дополнять и варьировать данный метод. Проведение бесед, игр, групповых дискуссии с помощью моделирования, возможно, использовать частично или адаптационно в соответствии с возрастом дошкольников.

 

 

Основная часть

В нашей практике мы используем разные виды моделей:

Предметные модели.

Воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.

«Аквариум» – модель экосистемы в миниатюре (био водоема)

Водный мир очень яркий и красочный, но напрямую для изучения детьми, он так и остается нерешенной проблемой. Использование в работе данного макета способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательно процесса.

Материал: картонная коробка, клей ПВА, скотч, цветная самоклеящаяся бумага, морская галька, ракушки, искусственные водоросли и морские растения, набор фигурок морских обитателей.

Макет изготовлен по подобию аквариума, в котором находятся различные виды водной флоры и фауны на дне, лежат различные ракушки.

  Цель: формирование представлений детей об искусственной экосистеме – аквариум.

Задачи:

· Расширять представления детей о водных обитателях.

· Формировать у дошкольников простейшие представления о некоторых особенностях строения тела обитателей в связи с их жизнью под водой. 

· Формировать навыки экологической грамотности.

· Развивать речь детей, воображение, мышление в процессе наблюдения.

· Развивать словарный запас детей и их знания о водных обитателях.

· Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и любопытство ко всему живому.

Планируемые результаты работы:

Дошкольники владеют понятиями «водная флора и фауна».

· Дети имеют простейшие представления об особенностях строения тела водных обитателей, способах передвижения и уникальности каждого вида.

· Имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.

· Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

Примеры рекомендуемых игровых упражнений с использованием макета «Аквариум» представлены в Приложении 1.

Сельская эко система, макет «Ферма»

Развитие детей дошкольного возраста при знакомстве с фермой успешно в том случае, если их активно взаимодействовать с окружающим миром эмоционально – практическим путем. А именно через игровую, предметно – пространственную деятельность, общение, обучение и другие виды деятельности характерные для дошкольного возраста.

Материал: картон, гуашь, цветная бумага, клей ПВА, сухие веточки, пластилин, сухая трава, гербарий, кора, пшено, овес, мелкие камушки, набор фигурок «домашние животные».

Макет изготовлен в виде загона для животных, рядом с которым расположен пруд для птиц и небольшой деревенский дом. Задняя стенка макета обклеена рисунками с изображением лесных пейзажей.

Цель: расширить и углубить представления детей о домашних животных.

Задачи:

- Изучение внешних признаков животных, среду обитания, чем питаются, как подают голос, какую приносят пользу.

- Развивать связную речь, зрительное внимание, фонематическое восприятие.

- Совершенствовать грамматический строй речи.

- Прививать любовь к домашним животным.

- Формировать навыки экологической грамотности поведения в природе.

Примеры рекомендуемых игровых упражнений с использованием макета «Ферма» представлены в Приложении 2.

Макет «Зоопарк»

Зоопарк и ее обитатели очень удивительны и разнообразны, но за частую не всем детям он бывает доступен в полной мере для изучения. Использование макета «Зоопарк» в образовательном процессе позволяет это сделать, что приводит к расширению и обогащению словарного запаса у детей дошкольного возраста.

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных взоопарке.

Задачи:

- Обогащать игровой опыт детей (действия с игрушками)

- Формировать коммуникативные навыки общения с партнером

- Формировать умение планировать деятельность.

- Активизировать речь детей, воображение, мышление.

- Углублять представления детей о животных: внешнем виде, условиях их содержания и проживания.

Материал: картон, фетр, клей ПВА, сухие веточки, скорлупа из под орехов, пластмассовые цветы, мелкие камушки, набор фигурок «дикие животные», маленькие куклы.

Макет изготовлен в виде загонов для животных, рядом с которыми расположены дорожки для посетителей зоопарка и аквариум для рептилий. 

Планируемые результаты работы:

 - У дошкольников формируется умение ориентироваться в не привычном для них месте, а именно в зоопарке.

- Прививаются такие качества, как забота и бережное отношение к животным. - Расширяется кругозор и словарный запас детей новыми знаниями о животных.

- Развиваются коммуникативные качества детей.

- Овладение формами поведения (вежливость, уважение)

Примеры рекомендуемых игровых упражнений с использованием макета «Зоопарк» представлены в Приложении 3

Макеты «Дикая природа» и «Коренные народы Камчатки»

Работа с данными макетами показывает взаимосвязь коренных народов Камчатки с дикой природой. Раскрывает особенности жизни северных людей в тесном контакте с природой.

Цель:

Развивать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями коренных народов Камчатки в тесной взаимосвязи с дикой природой.

Задачи:

· Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

· Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Камчатского края (эвены, ительмены, чукчи, коряки)

· Формировать обобщенные представления у дошкольников о диких животных и растениях Камчатки, их внешнем виде, питании, местах обитания и условиях распространения. 

Материал для изготовления макетов: картон, клей ПВА, цветная бумага, мелкие камешки, галька, гуашь, пластилин, смесь для папье – маше, сухие веточки, набор фигурок «дикие животные».

Планируемые результаты работы:

В ходе изучения у дошкольников сформированы знания о взаимосвязях дикой природы и бытом коренных народов Камчатки, культуре, традициях, характерные особенности народного творчества и уклада жизни.

Дети имеют простейшие представления об особенностях национальных костюмов, сферах деятельности и образе жизни. А также дошкольники могут по внешнему виду определить тот ли иной коренной народ края.  

Сформированы у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям народа Севера.

В процессе обучения у детей сформировался навык самостоятельно вести наблюдение, творчески мыслить и рассуждать. 

Примеры рекомендуемых игровых упражнений с использованием макетов «Дикая природа» и «Коренные народы Камчатки» представлены в Приложении 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: