Избирательная кампания

 

Выборы представляют собой важнейший институт политики, способ формирования органов государственной власти и управления посредством выражения воли граждан. Они представляют процедуру, в ходе которой граждане, обладающие активным избирательным правом принимать участие в формировании органов власти.

Избирательное право – это совокупность норм, регламентирующих участие граждан в выборах и референдумах, их организацию и проведение, взаимоотношения избирателей и выборных органов, порядок отзыва депутатов.

Активное избирательное право – это право граждан избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц.

Пассивное избирательное право – установленное законом право гражданина быть избранным в представительные органы или на выборную государственную должность.

Избирательная кампания начинается после того как официально объявлено о проведении выборов:

- составляются списки избирателей;

- организуются центральная (ЦИК) и местные избирательные комиссии;

- осуществляется выдвижение и регистрация кандидатов;

- ведется предвыборная агитация; 

- проводится голосование;

- осуществляется подсчет голосов и объявляются результаты выборов.

Основными акторами избирательной кампании являются кандидаты (политические партии и т. п.), ведущие борьбу за получение мандата. При этом избирательные комиссии должны создать для кандидатов равные условия для состязаний и контролировать соблюдение правовых норм.

Смысл проведения предвыборной агитации состоит в том, чтобы дать избирателю возможность познакомиться с программами претендентов и сделать по возможности осознанный выбор. Каждый кандидат (политическая партия либо избирательное объединение, либо избирательный блок) стремиться заручиться поддержкой наибольшего числа избирателей и убедить их, что именно данный соискатель способен защищать интересы своих избирателей может предложить наиболее эффективные способы решения стоящих перед обществом неразрешённых проблем. Предвыборная кампания – сложное и дорогостоящее мероприятие, в котором принимают участие множество людей, но главные фигуры на этой шахматной доске, как уже было сказано выше, – кандидаты и партии в органы власти. Они ставят цель перед командой специалистов, которые оценивают ситуацию и применяют политические технологии в условиях конкретной избирательной кампании. В этом процессе можно выделить основные этапы:

- общеорганизующий (происходит подбор команды или предвыборного штаба, включающего специалистов из области – социологии, психологии, имиджмейкерства, политического консалтинга, «паблик рилейшинз» др.);

- оценочно-личностный (происходит оценка различных ресурсов и возможностей кандидата или партии (избирательного объединения/избирательного блока) и противников, разрабатывается модель имиджа кандидата, его позиционирование);

- оценочно-электоральный (анализируется структура электората, выявляются сторонники, сомневающиеся, пассивные (абсентеисты), противники, определяется целевая группа избирателей);

- командный (разрабатывается стратегия и тактика ведения избирательной кампании, а также разработка предвыборной платформы и программы кандидата (избирательного объединения/избирательного блока));

- «внедренческий» - (осуществляется непосредственное продвижение «товара» (то есть кандидата или партии) на политическом рынке);

- заключительный (анализируются результаты избирательной кампании, выявляются удачные решения и действия, а также ошибки, недоработки и провалы для учета в последующих кампаниях).

 Для выбора максимально эффективных избирательных технологий следует структурировать аудиторию, на которую будут направлены определённые технологии, с целью достаточного для победы влияния на электоральное поведение различных групп или сегментов избирателей. Разбивка избирателей на сегменты с целью более точной агитации называется сегментацией. Задача сегментации – выявить целевую аудиторию, то есть те сегменты избирателей, на которые будет направлена основная рекламная кампания.

    Команда кандидата разрабатывает стратегию действий с учетом целевой аудитории, их интересов и желания принять участия в выборах. Общеизвестно, что интерес избирателей к федеральным выборам выше, чем к региональным и местным. Содержание стратегии зависит от целей. Победа на выборах – это естественная цель избирательной кампании. При этом кандидаты могут ставить и друге цели. Например, повышение уровня известности в обществе. Но в любом случае одна из важных задач перед командой кандидата – осуществить позиционирование кандидата/партии в органы власти. Позиционирование - это совокупность средств и методов, направленных на определение собственной позиции, которую кандидат должен занять в ходе предвыборной борьбы в сравнении с другими кандидатами и донесение этой позиции до сознания избирателя.  Предвыборная агитация заканчивается за день до голосования. День, предшествующий дню голосования принято называть «днем тишины», так как избиратели в этот день должны самостоятельно обдумать свой выбор и принять окончательное решение.

Ключевые понятия темы: прикладная политология, политические технологии, политический анализ, политический маркетинг, электоральный маркетинг, политический менеджмент, политический рынок, политическая реклама, позиционирование, сегментирование, адресная группа.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите и охарактеризуйте основные уровни политологического знания?

2. Дайте определение понятия «политические технологии».

3. Каковы основные классификации политических технологий?

4. Раскройте совокупность политических технологий, применяемых в процессе избирательной кампании.

5. Что означают понятия «позиционирование» и «сегментирование»?

6. Какие технологии используются в избирательных кампаниях современной России?  

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: