Типология политической культуры

Политический процесс является многомерным, развертывающимся во времени и пространстве явлением. Это способствует формированию различных типов политической культуры.

В зависимости от критериев положенных в основу классификации выделяют различные типы политической культуры.

Г. Алмонд и С. Верба предложили три идеальных типа политической культуры, которые входят, по их мнению, в состав единого понятия «civic culture». Этот термин применяется для определения «смешанной» политической культуры и означает «гражданская культура».

Идеальные типы политической культуры даны Г. Алмондом и С. Вербы в порядке их эволюционного развития в следующей последовательности:

1. Традиционная патриархальная культура. Политическая ориентация относительно политической системы очень слаба, потому что сама система отличается простотой и низкой политической дифференциацией. Община, населенный пункт, территориальная или религиозная группа значительно ближе рядовому обывателю, чем государство. Он сталкивается с ним только тогда, когда приходит сборщик налогов или когда набирают рекрутов в войско. Члены патриархальных культур ничего, кроме неприятностей, не ожидают от политической системы.

2. Подданническая культура. Политическая ориентация носителей этой культуры направлена на сохранение политико-административной системы, которая отделена от общества, имеет строго очерченные функции. Индивид ощущает себя в качестве объекта государственного управления, сильна его ориентация на политическую систему, на её импульсы.

3. Культура участия (или активистская культура). Это политическая культура, которая свойственна современному правовому государству и обществу с глубокими и прочными традициями парламентской демократии. Она отличается автономной активностью носителей этой культуры, рациональным осмыслением происходящих политических событий. Граждане имеют навыки коллективного воздействия на политику, направлять ее ход в своих интересах. Но в реальном политическом процессе, в чистом виде таковой культуры, отмечает Г.Алмонд, - нет.

«Исследования в области политического поведения поставили, однако, под сомнение адекватность рационально-активистской модели. Они продемонстрировали, что граждане демократических стран редко живут в соответствии с этой моделью. Их нельзя назвать ни хорошо информированными, ни глубоко включенными в политику, ни особо активными; а процесс принятия электоральных решений является чем угодно, только не процессом рационального расчета. Не отражает данная модель и ту гражданскую культуру, которая была выявлена нами в Великобритании и США».

В этой связи Алмонд и Верба вводят понятие «гражданская культура», которая включает носителей всех этих идеальных типов культур и характеризуется готовностью активных граждан к включению в политический процесс.

«Гражданская культура — это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль «подданных». Гражданин, существующий в рамках гражданской культуры, располагает резервом влиятельности. Он не включен в политику постоянно, не следит активно за поведением лиц, принимающих решения в данной сфере. Гражданин не является постоянным участником политического процесса. Он редко активен в политических группах. Но он считает, что в случае необходимости может мобилизовать свое обычное социальное окружение в политических целях. Его нельзя назвать активным гражданином. Он потенциально активный гражданин».

В конце ХХ века голландские ученые Хьюнкс и Хикспурс усовершенствовали типологию политических культур Алмонда и Вербы, дополнив ее новыми типами, отражающими изменившуюся композицию культур современного общества. Они вводят понятие «культура наблюдателей», которая характеризуется проявлением политической апатии среди определенной части населения и является пассивным типом культуры. В то время как к активным типам политической культуры относятся следующие культуры:

- протестная, характеризующаяся низким уровнем политических интересов и доверия к власти;

- клиентистская, отличающаяся низким уровнем политических интересов, но высоким уровнем доверия к власти;

- автономная, определяющаяся среднем уровнем политических интересов и низким уровнем политического доверия;

- гражданская культура участия, выделяющаяся высоким уровнем субъективных политических интересов и высоким уровнем политического доверия.

Вышеуказанные типы активной политической культуры характеризуются в основном высоким уровнем участия в политике или убежденностью граждан в своей реальной возможности оказывать влияние на принятие политических решений в государстве.

Российский политолог А. И. Соловьев выделял два типа политической культуры – официальную и реальную. При этом официальная политическая культура формируется компетентными органами государственной власти преимущественно посредством государственных СМИ и подконтрольных средств массовой коммуникации. В то время как реальная политическая культура воплощает ценности и соответствующие формы политического поведения значительной части населения страны.

Российский ученый А. С. Панарин выдел три типа политической культуры:

1. Экономико-центристскую, в которой преобладают ценности либерализма (индивидуальных свобод, рыночного хозяйства);

2. Этно-центристскую, в которой отдаётся приоритет этно-национальным ценностям;

3. Социо-центристскую культуру как идеальную модель будущего, интегрирующую в себе тесную связь экономики, культуры и морали. Сильной стороной данного типа является определение вектора дальнейшего развития политической культуры.

Если взять за основание классификации масштаб власти, то можно выделить политическую культуру наднационального образования, например Европейского Союза либо культуру конкретного государства, например, политическую культуру России, также можно говорить о культуре конкретного региона в отдельно взятом государстве.

Ряд политологов выделяют рыночную политическую культуру, в которой политика рассматривается как разновидность бизнеса и осуществляется свободный обмен деятельностью ее субъектов. Также принято выделять этатистскую политическую культуру характеризующуюся доминированием государства и его институтов в организации политической жизни и определением условий политического участия индивидов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: