Дополнительный материал 2 страница

Учитель во время обсуждения может занять позицию «провокатора», подтверждая мнение о том, что право собственности не может быть ограничено. С этой целью он напоминает одно из разобранных положений (если школьники о нем сами не вспомнят): а) все другие люди (общество, государство) должны относиться к моей вещи как к чужой; б) уважать мою волю собственника. Поэтому право собственности рассматривается как составная часть системы прав человека, как то, что государство должно гарантировать человеку и защищать.

Как показывает опыт, защитники ограничения права собственности нередко теряются в этой ситуации. Если учитель видит, что школьники не могут доказать свою позицию, необходимо привести ситуации, в которых требуется вмешательство в это право. Например, во многих странах мира предусмотрены не только крупные суммы штрафа, но и возможность обязать хозяина закрыть частное предприятие если оно приносит вред окружающей среде. Или, например, по российскому законодательству ограничено владение такой собственностью, как оружие (после этой подсказки нередко школьники приводят свои примеры).

Закончив с примерами, учитель предлагает школьникам обдумывать в группах (2—3 мин) ответ на вопрос: что может привести к ограничению права собственности?

Выслушав ответы, учитель вместе со школьниками формулирует ответ на вопрос, который ученики записывают в тетрадь: 1) владение, пользование и распоряжение собственностью не могут входить в противоречие с законом; 2) владение, пользование и распоряжение собственностью не могут нарушать права и интересы других лиц.

Подпараграфы «Что можно иметь в собственности» и «Кому может принадлежать собственность» школьники читают самостоятельно.

Если на уроке осталось время, то учитель предлагает выполнить письменно задание 6 (в конце § 22 учебника). Если же времени не осталось, целесообразно предложить выполнить это задание дома.

§ 23. Всюду деньги...

Цель урока: а) пояснить роль денег в экономических отношениях в обществе; б) раскрыть их функции.

Тема денег достаточно близка и интересна учащимся, поэтому не требует каких-то особых методических изысков. Тем не менее для того, чтобы приблизить теорию к практике, целесообразно сообщить учащимся несколько сведений хотя бы из недавней истории российского рубля. Сделать это можно в форме доклада одного из учащихся.

Дополнительный материал

В ХХ век рубль вступил весьма твердой валютой, которую, по свидетельству современников, «с уважением и радостью принимали в любой точке земного шара». Такое положение дел стало следствием удачной денежной реформы, которую провел в 1897 г. тогдашний министр финансов С. Витте.

Вплоть до Первой мировой войны золотой запас Государственного банка быстро рос, а российская валюта все больше прибавляла в весе. Достаточно сказать, что в Германии золотой запас составлял 30%, а в Англии — 21% от российского. По некоторым оценкам, рубль в ту пору был самой прочной валютой не только Европы, но и мира. За один доллар (весьма весомый в то время) давали 1 р. 94 к.

После Октябрьской революции 1917 г. к естественному распаду денежной системы, вызванному Первой мировой войной, добавилась идеологическая установка большевиков: коммунистическое общество не будет знать денег. Эмиссия (т. е. печатание и выпуск в обращение новых купюр) если чем и ограничивалась, то только нехваткой бумаги и краски. Монетный двор работал практически без выходных. В результате в 1921 г. покупательная способность 50-тысячной купюры приравнивалась к довоенной копейке.

Курс на стабилизацию валюты был взят только при переходе к нэпу осенью 1921 г. Нарком финансов Григорий Сокольников и его единомышленники настояли на выпуске параллельно с рублем другой валюты — золотого червонца. Последний был обеспечен активами государства и к 1924 г. полностью вытеснил совдензнаки (советские денежные знаки) из обращения. За один червонец давали приблизительно 4,5 доллара.

В 1932 г. цены по сравнению с 1927 г. выросли в 13 раз. Вводится карточная система, просуществовавшая до 1936 г. и восстановленная в годы Второй мировой войны.

В 1947 г. правительство отменяет карточки и проводит денежную реформу (обмен рублей из расчета 10 к. — 1 р.).

В 1961 г. произошла хрущевская денежная реформа (введены купюры нового образца, проведена деноминация из расчета 10 к. — 1 р.).

В 1989 г. в стране проведен первый неофициальный валютный аукцион, на котором зафиксирован тогдашний реальный курс доллара — 9 р. (до этого официально считалось, что доллар стоит 60 к.).

С января 1992 г. в России объявляется либерализация цен и свободный обменный курс рубля. К концу 1992 г. доллар стоит 415 р.

С января 1998 г. начинается деноминация — техническое зачеркивание трех нулей на купюрах нового образца.

17 августа 1998 г. правительство объявляет дефолт по внешним долгам и девальвацию рубля. В течение нескольких месяцев курс рубля по отношению к доллару падает в 4 раза: с 6 до 24 р.

(По материалам «Общей газеты»)

Если есть резерв времени, учащиеся могут обсудить слова французского писателя П. Декурселя: «Деньги составляют средство для людей умных и цель — для глупцов». Эта тема — повод поговорить о власти денег в прошлой и в нынешней жизни. Понятно, что в условиях рыночной экономики их роль в жизни людей резко возрастает. Вопрос заключается в том, смогут ли россияне, подобно людям Запада, когда-нибудь относиться к деньгам так же, как, например, американцы с их классическими поговорками: «Время — деньги», «Делай деньги» и т. д. Тут могут быть различные точки зрения.

Ответы на вопросы и задания к § 23 учебника

8. Произведения мировой и отечественной литературы, в которых изображается власть денег: романы «Домби и сын» Ч. Диккенса, «Железная пята» Дж. Лондона, а также его рассказы о золотоискателях, «Зима тревоги нашей» Д. Стейнбека и др.; произведения Ф. М. Достоевского «Идиот» и «Игрок», пьесы А. Сухово-Кобылина, многие рассказы А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. И. Куприна и т. д.

10. Бартер возникает, когда экономика, в частности финансовая система, глубоко больна. Удобен он только участникам извращенных (какими они были в 90-е годы в России) экономических отношений, и это удобство заключается в том, что можно не заботиться о прибыли в денежном выражении, не показывать количество реально произведенной продукции, легко укрываться от налогообложения и т. д.

11. Такой мерой стоимости пока, к сожалению, остается бутылка водки. Это связано с распространенностью питейных традиций, а также с тем, что труд на селе привыкли оценивать очень дешево.

§ 24. Рыночная экономика

Цель урока: а) дать учащимся представление о рынке в широком смысле слова и рыночной экономической системе; б) показать ее преимущества перед командной системой, пояснить роль конкуренции при этой системе.

Сущность рыночной экономической системы станет понятнее учащимся, если им продемонстрировать и пояснить структуру рыночного механизма.

Центр, сердцевина рыночного механизма — отношения между продавцами (производителями, посредниками) и покупателями (потребителями). На эти отношения воздействуют: международные договоры, мировые цены и т. д. (мировой рынок); правительственные указы и постановления, вводимые налоги и т. д. (органы государственной власти); распоряжения местных властей и вводимые местные налоги (местные органы власти); законодательство, решения судов, арбитража и т. д. (правовая система); предоставление кредитов, услуг, платежи и т. д. (финансово-кредитные и торгово-посреднические организации); реклама, создание репутации и т. д. (средства массовой информации).

Учащимся можно предложить обсудить достоинства и недостатки рыночной экономики. Достоинства выражены в важнейших признаках рыночной системы, а недостатки следующие:

— низкая способность рынка к сохранению ресурсов, защите окружающей среды;

— ориентация прежде всего на тех, кто платит деньги;

— нестабильная занятость и негарантированный доход;

— нередкие затоваривание, спады производства, инфляция, безработица и т. д.

В условиях рыночной системы государство не оказывает прямого воздействия на экономику. Это воздействие косвенное. Учащиеся обращают внимание на две формы влияния государства на рыночную экономику: 1) принятие законов, регулирующих отношения в ее рамках, и 2) введение или отмена налогов, сборов, пошлин, от которых зависит облегчение или затрудненность тех или иных экономических отношений.

Почему в России рыночная экономика создается с таким трудом? Самая основная причина в том, что рыночную экономику у нас до сих пор создавали люди, с молоком матери впитавшие отрицательное отношение к ней.

Ничего хорошего из такого «строительства» не могло получиться. К тому же новым экономическим хозяевам хотелось как можно быстрее обогатиться. Вот они с этой целью и злоупотребляли экономическими средствами, такими как приватизация, акционирование и т. д., тормозя формирование настоящих рыночных отношений, при которых воровать, мошенничать затруднительно.

Ответы на вопросы и задания к § 24 учебника

9. Традиционно эти два слова в бытовом употреблении взаимозаменяемы. Для обозначения места, где происходит купля-продажа, слово «базар» чаще употребляют южане, «рынок» — северяне и жители средней полосы. Однако слово «базар» все шире приобретает значение чего-то плохо организованного, сопряженного с ловкачеством, обманом, аферами. Именно в этом значении данное понятие чаще всего употребляется в средней полосе.

11. Свободный рынок характеризуют следующие признаки: всесторонний учет того, что хотели бы купить граждане; максимальная свобода хозяйственной деятельности; равноправие всех видов собственности; свободное назначение цен на товары.

§ 25. Спрос и предложение. Цена товара

Цель урока: а) формирование представлений учащихся о механизме спроса и предложения, цене товара; б) разъяснение роли этих факторов в условиях рыночной экономики.

Пояснив сущность важных понятий экономики — «спрос» и «предложение», можно предложить учащимся практическую задачу из рабочей тетради (§ 25, задание 1).

Форма работы групповая. Каждая группа осуществляет свое решение и затем докладывает всему классу.

После этого целесообразно обратиться к приведенному в учебнике рассказу «Тюльпанное безумство» (с. 128). Этот классический сюжет показывает, до каких карикатурных размеров могут дорасти спрос, предложение и цена, касающиеся такого в общем-то не очень жизненно важного товара, как цветы.

Целесообразно, рассматривая понятие «цена», остановиться на трех ее функциях: измерение (сколько денег стоит товар, услуга), регулирование (при распределении товаров и услуг кому-то цена по средствам, а кому-то — увы — нет), стимулирование (низкие цены привлекают производителей, высокие способны их разорить).

Ответы на вопросы и задания к § 25 учебника

5. Этот спрос невелик. Его еще называют ограниченным, а подобные товары — товарами ограниченного спроса.

6. В очень небольшой степени. В условиях экономического кризиса, который переживает сейчас наша страна, нормальное соотношение спроса и предложения в значительной мере нарушено. По целому ряду даже крайне необходимых товаров и продуктов предложение явно оторвано от спроса.

§ 26. Что такое предпринимательство (предпринимательская деятельность)

Цель урока: а) показать роль предпринимательской деятельности в рыночной экономике; б) раскрыть ее характерные черты, условия осуществления.

Для характеристики конкретного осуществления предпринимательского проекта и качеств, необходимых предпринимателю, можно использовать рассказ с элементами беседы о некоем дореволюционном предпринимателе Андрее из Ярославской губернии. Этот пример уместен потому, что в те времена (в отличие от наших) для предпринимательства были более благоприятные условия.

Андрей родился в бедной крестьянской семье. Окончил пять классов земской школы. Дальше по бедности не смог учиться. В тринадцать лет родители отправили его к родственнику в Москву — как тогда говорили, «в люди». Родственник держал извозчичий трактир, в котором гоняли чаи суровые «водители кобыл». За обед и ночлег Андрей помогал хозяйке на кухне, мыл посуду, выносил мусор. В пятнадцать лет хозяин сделал его половым (официантом) и стал платить хоть и маленькое, но жалованье. К тому же кое-какие гроши посетители давали ему «на чай». Подросток не тратил деньги направо и налево, а складывал копейка к копейке и рубль к рублю «на черный день». Поскольку «черный день» все не наступал, а к восемнадцати годам у Андрея скопилась приличная сумма, он решил открыть небольшую пекарню. Хозяин отговаривал его от задуманного, упирая на то, что в самостоятельном деле легко потерять все деньги, разориться. Но Андрей решил рискнуть.

Он снял за деньги подвал, сделал там ремонт, купил муки и всего того, что нужно для выпечки хлеба, построил фанерную палатку для продажи и, наконец, нанял помощника. Сам работал по шестнадцать часов в сутки, не давая себе отдыха. После этого у него осталось в кошельке всего несколько рублей. Вся надежда была на успешную торговлю выпечкой. Увы, первый выпеченный хлеб расходился так плохо, что Андрей впал в уныние. И дальнейшая торговля была столь неудачна, что наш предприниматель уже решил: наступил полный крах и все его труды пропали. К чести его нужно сказать, что тужил он недолго. Успокоившись, стал размышлять о причинах неуспеха в своем деле. И понял, что относился к нему механически, без выдумки, «как все». Но «все» уже давно пекли хлеб, и соревноваться с ними было нелегко. Следовало придумать что-то новое, такое, что пользовалось бы повышенным спросом у покупателей. И он придумал.

Заняв денег у родственника, стал выпекать булочки, посыпая их особо вкусной душистой приправой. И дела его сразу пошли в гору. Горячие, душистые булочки в мгновение ока расхватывали домашние хозяйки, гимназисты, студенты, извозчики, разносчики товара, лоточники и прочий небогатый люд.

На вырученные деньги Андрей покупал в банке облигации (ценные бумаги, по которым каждый месяц банк платит дополнительные деньги («проценты»)). Через полтора года он расширил пекарню. Теперь в ней работало десять человек. Памятуя свои трудные рабочие детство и отрочество, он не обижал пекарей, исправно платил им приличную зарплату.

Познакомив учеников с этой историей, учитель далее проводит фронтальный опрос о том, какие качества проявил Андрей как предприниматель.

Ответы и комментарии к ним могут быть следующими:

— Очень хотел достичь успеха в жизни, стать богатым.

— Был бережливый, не транжирил свои деньги, а копил для большого дела.

— Главное, Андрей сумел проявить инициативу. Сам задумал свое дело — выпечку хлеба и сам же рискнул его «закрутить».

— Он рискнул, нашел в себе смелость рискнуть. Он пошел на риск. Но предприниматель живет в обществе, в государстве. Тут ему не дадут погибнуть. Он и за помощью может обратиться. Тот, кто проявит инициативу и решится самостоятельно начать свое дело, прежде всего должен ощутить помощь закона.

Ответы на вопросы и задания к § 26 учебника

4. Предпринимателю прежде всего необходимы аккуратность, нравственная чистоплотность, смелость, упорство, способность рисковать, общительность, верность в дружбе.

7. Хорошо, если учащиеся усвоят один немаловажный нюанс: с чисто коммерческой точки зрения книгу молодого поэта не следует печатать вообще никогда, но цивилизованные издатели не ограничивают свои планы только коммерческими соображениями. Наиболее интеллигентные из них зачастую печатают редкие ценные малотиражные книги, терпя при этом убытки, но эти убытки они с лихвой восполняют печатанием популярной среди нетребовательного читателя литературной продукции — детективов, «фэнтэзи» любовных романов и т. д.

§ 27. Какие бывают предприятия

Цель урока: познакомить с основными видами предприятий, характерными для рыночной экономики.

Для закрепления и развития полученных знаний по теме урок можно провести в двух вариантах.

Вариант 1. Деловая игра «Акционеры»

Форма игры: первое собрание будущих акционеров.

Условия: у них есть средства, но нет конкретного решения, что производить — товары или услуги (какие товары и какие услуги).

Искомый результат — попытаться определить:

— вид предприятия;

— род деятельности;

— условия выхода из «дела» (с компенсацией или без);

— объект спонсорской помощи (детский дом, дом для престарелых, библиотека, музей и т. д.);

— размер спонсорской помощи (процент от прибыли).

Вариант 2. Разделение класса на группы и поручение каждой группе обсудить свою тему

Возможные темы для обсуждения

1. Преимущества и недостатки частных и унитарных предприятий. (Этот вопрос изложен в материалах § 27 учебника.) Что же касается унитарных предприятий, то основной недостаток большинства из них — меньшая эффективность работы, проистекающая в основном от того, что на них работают люди, не имеющие никакого отношения к собственности. Преимущества же их в том, что они меньше рискуют обанкротиться, поскольку разумное государство свою собственность, как правило, стремится сохранить и преумножить, и у нормального государства есть для этого достаточно возможностей.

2. Почему сегодня невыгодно быть акционером больших акционерных обществ (бывших государственных заводов, фабрик, угольных шахт и т. д.)?

Именно сегодня, поскольку пока еще в массе своей акционируются предприятия с устаревшим оборудованием, их продукция не выдерживает конкуренции с продукцией иностранных фирм, поэтому эти предприятия, как правило, убыточны.

3. Есть ли перспективы у унитарных предприятий в условиях рыночной экономики? Несомненно, есть. Во-первых, ими были и останутся — на государственном уровне — оборонные заводы, телеграфы, на местном уровне — предприятия газо-, водо- и теплоснабжения и др. Эти предприятия всегда будут пользоваться финансовой и иной поддержкой официальных собственников. Во-вторых, достаточно большое количество унитарных предприятий обладает современными технологическими возможностями и по эффективности работы мало чем уступает современным частным предприятиям.

Ответы на вопросы и задания к § 27 учебника

8. Скорее всего, больше дохода предпринимателю могут со временем принести коллективные (корпоративные) предприятия, потому что они крупнее, их доход стабильнее, меньше риска разориться и т. д.

9. Доходы товарищества и общества делятся между их членами не поровну, а в соответствии с вкладом каждого в капитал фирмы потому, что так определено в законе и записано в уставе. Смысл этого — в противоестественности уравниловки в распределении доходов для нормального хозяйства.

10. Общество отличается от товарищества тем, что распространяет акции.

11. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, называется унитарным предприятием.

§ 28. Бюджет и налоги

Цель урока: а) раскрыть сущность и роль налогов в жизни общества; б) охарактеризовать их основные виды.

Урок проводится в форме выступлений заранее намеченных учащихся по дополнительным (к основному материалу) темам.

Темы выступлений

1. Субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Налоговое право выделяет субъеы и объеы налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Государственного таможенного комитета РФ. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объекты налоговых правоотношений — движимое (ценные бумаги, деньги) и недвижимое (земельные участки, здания, сооружения, воздушные и морские суда и т. д.) имущество. Иначе эти виды имущества называются материальными благами. Объектами налоговых правоотношений являются также действия с имуществом: операции по реализации товаров, работ, услуг, по ввозу и вывозу товаров и т. д.

2. Виды налогов.

Нынешние налоги (в том числе и налоги в России) делятся на:

прямые и косвенные;

федеральные, региональные и местные;

налоги с физических и юридических лиц.

Уместно подробнее рассмотреть прямые и косвенные налоги.

К прямым налогам относятся подоходные (налоги на доход) и поимущественные (налоги на имущество), а к косвенным — налоги на обращение и потребление. Плательщиком прямого налога является владелец собственности и получатель дохода; плательщиком косвенного налога оказывается потребитель товара, на которого перекладывается налог через прибавку к цене.

В случае обложения прямыми налогами успех зависит от способности граждан и предприятия вносить те или иные назначенные платежи — в соответствии с размерами доходов, наличествующего имущества и т. д. Этот способ налогообложения всегда был связан с насильственными мерами (принуждением, штрафами, судебными преследованиями и пр.). Прямые налоги граждане платят очень неохотно, ведь они представляют собой непосредственные вычеты из того, что они могли бы, не будь налогов, считать своим достоянием. Отсюда и множественные нарушения налогового законодательства — вплоть до уголовных преступлений.

Иное дело косвенные налоги. В этом случае деньги в казну изымаются у населения путем обложения налогом производителей товаров и торговцев. Этот налог включается в цену производимой и продаваемой продукции, и таким образом налоговое бремя несут те, кто покупает данные товары. При косвенном налогообложении величина платежа государству скрыта от глаз налогоплательщика, поэтому государство подчас увеличивает именно эти налоги, попутно демонстративно снижая на несколько процентов прямые налоги. И население легко поддается на такие трюки финансистов, которые склонны затыкать бюджетные бреши, залезая в карманы рядовых граждан.

Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентируются на нее. Косвенные же ориентируются на вещи, а не на лица. Они взимаются с производителей, торговцев, владельцев транспорта и в конце концов уплачиваются гражданами, покупающими товар или пользующимися услугами. Эти налоги менее справедливы, чем прямые, потому что бедные и богатые платят одинаковую сумму такого налога — разумеется, в том случае, если у бедных вообще есть возможность покупать обложенные косвенным налогом товары. Незаметность, «мягкость» косвенных налогов приводит к тому, что во многих современных государствах эти люди находятся в привилегированном положении.

В заключение урока учитель может остановиться на проблеме, которая состоит в том, что налогоплательщики практически лишены возможности хоть какого-то контроля за расходованием государством средств, собранных с помощью налогов. Существует лишь косвенная (через депутатов представительных органов власти) возможность повлиять на направленность бюджетных расходов при обсуждении и принятии годового бюджета. Но у нас по традиции слаба дисциплина расходования бюджетных средств. Как правило, за каждым нарушением бюджетных расходов тайно или явно просматриваются интересы влиятельных коррумпированных групп, хотя внешне все обстоит так, словно чрезмерные и незапланированные траты эти вызваны лишь высшими интересами государства.

Тем не менее логика демократического развития страны должна привести к максимально полному контролю общества за расходованием бюджетных средств (а следовательно, за деятельностью государства в целом). Когда это произойдет, у тех, кто склонен объяснять свое нежелание платить налоги «непредсказуемостью» внутренней и внешней политики страны, исчезнут основания для уклонения от исполнения одной из важнейших конституционных обязанностей.

Ответы на вопросы и задания к § 28 учебника

7. Писатель не прав, потому что считает, что законы могут иметь исключения для отдельных лиц. Его мнение резко противоречит принципу законности.

8. В. Маяковский в 20-х годах платил через фининспекторов налоги так же, как любой человек, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью,— портной, сапожник, парикмахер и т. д. Поэтому в воображаемом разговоре с фининспектором он доказывает, что поэтическая деятельность качественно отличается от всякой другой (намекая, что не следует с поэтов брать налоги).

9. В условиях абсолютного господства государственной собственности налоги не являются важнейшим способом пополнения бюджета, потому что основной собственник в стране — государство берет себе из общегосударственного дохода столько средств, сколько ему необходимо.

§ 29. Потребитель имеет право

Цель урока: разъяснить учащимся права потребителей, законные способы их защиты.

Урок проходит в форме беседы с элементами выступлений учащихся по соответствующим уточняющим вопросам.

Учитель поясняет, что в России существуют Основы законодательства о защите прав потребителей. К настоящему времени приняты: Гражданский кодекс, Закон о сертификации, Закон о рекламе, Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Большую роль играет Закон РФ о защите прав потребителей.

Учащимся можно задать вопрос: почему есть специальный закон, защищающий интересы потребителей, и нет закона, защищающего права исполнителей, изготовителей, продавцов? Корректируя ответы, учитель подводит учащихся к выводу: потребитель почти всегда одинок и непрофессионален. На рынке ему противостоят организации, в которых работают юристы, эксперты, товароведы, специалисты по рекламе. Рынок создает ситуацию неравных возможностей, с одной стороны, потребителей и, с другой — изготовителей, продавцов.

Чтобы улучшить ситуацию в этой области, в большинстве стран мира государство берет на себя обязанность отстаивать интересы потребителей путем принятия специального законодательства. В России тоже принят Закон о защите прав потребителей. По сравнению с аналогичными законами других стран наш закон более суров, он возлагает на продавцов и исполнителей значительную меру ответственности. В настоящее время это оправданно: ведь если в других странах отношения между потребителем и продавцом регулируются и этическими нормами, и традициями, и обычаями, то у нас пока нет таких традиций. Приходится компенсировать их отсутствие суровостью закона.

Учащимся полезно напомнить об особенностях отношений между гражданами как продавцами и потребителями. На частное лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, закон возлагает те же обязательства, что и на организацию. А вот на отношения граждан между собой потребительское законодательство не распространяется. Об этом нужно помнить, покупая товары на мелких самодеятельных рынках. Если вы приобретаете что-либо у случайного прохожего или соседки, то на ваши отношения не распространяется действие закона.

В процессе беседы учащиеся готовят ответы на вопросы и в заключительной части урока выступают с краткими сообщениями.

Темы для сообщений

1. Покупатель всегда прав: что это значит?

В этой поговорке, родившейся в странах с давними торговыми традициями, выражен идеал цивилизованного потребительства, когда считается, что с покупателем, что бы он ни говорил, спорить не следует, ибо это в конечном счете невыгодно.

2. Культура общества и культура потребления.

Связь между ними прямая. В каждом обществе есть более культурные и менее культурные слои. Поэтому и культура потребления в любом обществе дифференцированная. Высокая культура потребления свойственна людям, обладающим высокой нравственностью, профессиональной, духовной культурой. Она характеризуется самоограничением, нетребовательностью, высоким вкусом и т. д.

Ответы на вопросы и задания к § 29 учебника

6. Прав Сергей В., а мастер не прав, поскольку не выполнил условий договора и, следовательно, не может требовать оплаты услуги.

7. Оплатить ремонт радиотелефона должен магазин, поскольку в инструкции по эксплуатации не было предупреждения об опасности пользования им в условиях повышенной влажности.

8. Продавец не прав, поскольку покупатель может вернуть в магазин не подошедший ему товар.

9. До 2000 г. продавец был бы прав, поскольку покупатель не сохранил чек, но недавно в Закон о защите прав потребителей были внесены изменения, в соответствии с которыми при возврате вещи продавцу можно, помимо чека, представлять и другие доказательства, что покупка приобретена у него. Павел мог бы, например, представить свидетелей своей покупки.

10. Действия Павловой неправомерны, поскольку по закону она обязана продавать продукты любому, кто согласен заплатить за них необходимую цену. Отказ продать хлеб Воскобойникову является явным нарушением его прав как потребителя.

§ 30. Труд, работа, занятость

Цель урока: а) показать экономический и социальный аспекты понятия «труд» как существенного фактора развития производства и благополучия личности; б) привлечь внимание учащихся к негативным последствиям потери человеком работы.

Начать урок можно с выяснения тех аспектов, в которых можно рассматривать понятие «труд». Предложите учащимся изложить свое понимание каждого из этих аспектов и проиллюстрировать примерами. Могут быть названы экономический, исторический, психологический, социальный, иные аспекты. Если необходимо, учитель делает дополнительные пояснения.

Далее внимание учащихся привлекается к экономическому аспекту понятия «труд», т. е. эффективности, производительности труда, его влиянию на уровень экономического развития общества. На этом этапе урока целесообразно организовать групповую работу. Разбейте учеников на 4—5 групп, предложите им прочитать подпараграф «Труд с точки зрения экономики» § 30 учебника и подготовить ответы на следующие вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: