Общие признаки и различия устойчивых и неустойчивых групп

Группы Общие признаки Различия
Неустойчивые Взаимодействие и ожидание ответного действия 1. Внезапность образования. 2. Недолговечность. 3. Отсутствие разнообразия во взаимодействии
Устойчивые Взаимодействие и ожидание ответного действия 1. Длительность существования. 2. Разные способы образования: а) помимо воли людей, б) в результате определенных действий, предпринимаемых человеком. 3. Разный статус групп: формальные и неформальные

При этом учитель может предложить одной группе назвать общие признаки, а другой — различия. По окончании этой работы делается вывод: таким образом, общими признаками любой группы является взаимодействие; различия связаны с длительностью и формой существования, способом образования.

Закончив разбор таблицы, учитель переходит к понятию «толпа». Желательно попытаться на эмоциональном уровне вызвать негативную реакцию на этот вид группы, для чего следует воспользоваться библейским рассказом о казни Иисуса Христа (см. с. 66—67 учебника). Лучше, если учитель прочитает его вслух, а школьникам предложит следить за ним по тексту. По завершении чтения библейского сюжета можно предложить школьникам дать эмоционально-нравственную оценку толпы.

Урок можно завершить, предложив школьникам определить, чем неустойчивая группа («толпа») отличается от других неустойчивых групп (на выполнение задания отвести не более 5 мин).

Во время подведения итогов работы групп по определению своеобразия толпы учитель записывает называемые школьниками признаки на доске, приглашая группы учащихся внимательно следить за называемыми признаками, озвучивая только те, которые еще не были упомянуты. Желательно, чтобы на доске появилась следующая запись: «Толпа отличается от других групп тем, что: а) легко внушаема; б) ее поведение непредсказуемо, подчинено эмоциям, а не разуму; в) анонимна; г) неуязвима; д) слепа, жестока».

Если осталось время, можно предложить школьникам написать эссе на одну из тем (при недостатке времени эта работа выполняется дома):

а) «Без многого может обходиться человек, но только не без человека» (Карл Людвиг Берне, немецкий публицист и критик).

б) «Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей степени сознания и совершенства» (Анри Барбюс, французский писатель).

§ 13. Человек в обществе

Цель урока: а) показать способы и причины взаимодействия людей в обществе; б) способствовать воспитанию таких качеств личности, как стремление к взаимопониманию, уважение к человеку, отзывчивость.

Наилучшей формой организации урока по данной теме будет парная работа учащихся.

Начать урок следует с краткого введения. Жизнь человека немыслима без контактов с различными предметами, вещами. Эти контакты происходят постоянно. Однако только контакты с людьми принято называть социальными. Ученые-социологи установили, что только две причины заставляют людей вступать в контакты друг с другом. Учитель организует выявление (не более 2 мин) этих причин через анализ двух ситуаций. Школьникам предлагается определить, что заставило человека вступить в контакт в первом и во втором случае, есть ли различия в причинах контакта. Первая ситуация: на остановке, услышав интересный рассказ, чужие люди стали обмениваться информацией. Вторая ситуация: во время дискуссии ваше внимание было привлечено оригинальными суждениями выступающего, и вы решили познакомиться с ним поближе.

Выслушав предположения школьников, учитель обращает внимание на то, что в приведенных ситуациях, как и при любых контактах, основой выступает потребность, желание, которое необходимо удовлетворить. Однако конкретные причины контакта в обоих случаях были разными: в первом — обмен информацией; во втором — интерес к человеку. Следует обратить внимание школьников на поведение участников во время контакта и на его последствия. Так, в первом случае во время общения внимание всех людей, стоящих на остановке, привлекла интересная ситуация, а не человек, рассказавший о ней. Никто из участников этого эпизода, в том числе и сам рассказчик, не пытался каким-то образом изменить поведение окружающих. Никто никого не побуждал высказываться. Последствием этого эпизода будет воспоминание об услышанном и, возможно, пересказ услышанного своим знакомым. При этом многие даже не вспомнят внешность рассказчика.

При контактах, вызванных интересом, человек постарается каким-то образом привлечь внимание, изменить поведение объекта своего внимания. Можно задать вопрос школьникам: что вы пытаетесь делать в таких случаях? Или же учитель может сам назвать возможные варианты поведения: вступить в спор, высказать альтернативное предположение, задержаться и обратиться с вопросом, просто сказать о желании познакомиться поближе и т. д.

Вторая часть урока посвящена вопросу о характере контакта: сотрудничество или соперничество. У учащихся есть достаточный жизненный опыт для того, чтобы определить характер контакта, поэтому еще до знакомства с материалом учебника учитель может предложить им самостоятельно выполнить задание 3 к § 13 из рабочей тетради.

В заключение урока можно попробовать вместе со школьниками поразмышлять над основной причиной негативных контактов соперничества. Предложите школьникам прочитать миф о Пандоре либо: а) написать эссе на тему «Опровергая древних греков»; б) обсудив в парах, определить основную причину существования зла, зависти, жестокости.

Ответы на вопросы и задания к § 13 учебника

7. Контакт обмена. Контакт заинтересованности. Контакт заинтересованности. Контакт заинтересованности. Контакт заинтересованности.

В задании названы внешние признаки контактов, и мы, сторонние наблюдатели, можем лишь только предполагать, какова сущность этих контактов. Так, например, молодые люди, идущие вместе в библиотеку, могут быть случайными знакомыми, а их совместный «поход» связан с передачей книги с одного абонемента на другой; в этом случае — контакт обмена.

§ 14. Наши роли в обществе

Цель урока: а) раскрыть значение социальной роли и социального статуса в обществе как условия психологической и социальной стабильности, обусловленного предсказуемостью; б) использовать теоретическое содержание темы для понимания важности определенных норм и правил поведения.

Форма проведения урока может быть любой: индивидуальная, парная, групповая деятельность.

Данная тема, как и предыдущая, не является для учащихся абсолютно новой, поскольку на бытовом уровне они не раз сталкивались с этой проблемой. Поэтому целесообразно отказаться от объяснения материала параграфа и использовать урочное время для уяснения разницы в понятиях «социальный статус» и «социальная роль». В этом случае, знакомясь с содержанием параграфа дома, школьники уже будут иметь осмысленные знания об этих явлениях социальной жизни и смогут самостоятельно разобраться с текстом учебника. Однако, поскольку научных определений понятий они не знают, необходимо в начале урока провести разбор означенных дефиниций.

Начать урок учитель может с мысли английского драматурга Уильяма Шекспира (можно перед уроком написать ее в верхней части доски, таким образом она выступит своеобразным эпиграфом темы): «Весь мир — театр, в нем женщины, мужчины — все актеры». Затем желательно задать вопрос: как вы понимаете эту мысль Шекспира? Отведите на обдумывание ответа не более одной минуты. Выслушав высказывания школьников, учитель дает определение понятию «социальная роль» и записывает его на доске, а учащиеся — в тетради: социальная роль — это фиксация определенного способа поведения человека в зависимости от его положения в системе общественных отношений.

Затем следует сказать о сущностной характеристике социальной роли, подчеркнув при этом, что социальная роль — это не просто желание человека кем-то казаться в жизни (играть чужую роль)4, а определенный стандарт поведения, обусловленный необходимостью человеческих контактов. Но если бы речь шла просто о контактах, тогда, пожалуйста, играй любую роль. Но понятие «социальная роль» связано с ожиданиями людей, вынужденных общаться (иногда по необходимости, иногда против своей воли и т. д.) с другими людьми. Поведение человека, с которым мы общаемся, должно быть предсказуемо; вступая в контакт с другим человеком, мы уже настраиваемся на определенное поведение. Например, обращаясь к продавцу, вы ожидаете от него не только вежливого ответа на вопрос о цене товара, но и грамотного совета по поводу покупки. Если это не так и в ответ звучит грубость, то человек получает стресс и затем может необоснованно нагрубить другому человеку в транспорте, школьной подруге, маме, т. е. тому, кто ему в это время «подвернется под руку». Таким образом, предсказуемость социальных ролей — одно из условий стабильности, упорядоченности социальных отношений.

Теперь можно обратиться к определению и попросить школьников привести примеры социальных ролей, с которыми они сталкиваются в жизни, и ожидаемого, в зависимости от роли, поведения (на обдумывание — не более 1—2 мин).

Для перехода к разбору понятия «социальный статус» учитель может задать вопрос: от чего зависит социальная роль человека? Как показывает опыт, часто приходится задавать уточняющие вопросы типа: «Как вы думаете, продавец играет одну и ту же роль по отношению к покупателю и директору магазина? Сможете ли вы назвать дворника «дядя Коля», если узнаете, что он доктор наук и вынужден убирать двор только потому, что в настоящее время на свою зарплату не может прокормить семью?»

Выслушав размышления учащихся, учитель говорит о том, что, помимо социальных ролей, каждый из нас обладает еще и социальным статусом. Статус — это то, кем является человек в группе, тогда как роль — это ожидаемое поведение человека, обладающего каким-либо статусом. Но есть и еще одно отличие. Статус — это определенная иерархия отношений как внутри группы, так и между группами, в обществе. Определение социального статуса учитель записывает на доске, а учащиеся — в тетради. В слабом классе учитель может сам пояснить различия между статусом и ролью: статус и роль очень близки друг другу, но если роль — это ожидаемое поведение, то статус — это то, кем является человек в группе. Зависимость между этими двумя понятиями можно изобразить в виде схемы:

В сильном классе желательно предложить школьникам самим определить разницу между статусом и ролью и схематично изобразить эту зависимость в тетради.

Следующую, заключительную часть урока желательно посвятить «узнаванию», «отличию» понятий «социальная роль» и «социальный статус». Данная работа поможет лучше разобраться с этими социальными явлениями. С целью внесения в урок эмоционально нравственного и оживляющего элемента можно воспользоваться рассказом Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий». До начала чтения следует записать на доске вопросы, что поможет не только внимательно следить за сюжетом, но и увидеть героев произведения с несколько иной стороны:

1. Какие роли играли тонкий и толстый при встрече?

2. Что определило подобное ролевое поведение героев рассказа?

3. Охарактеризуйте роли тонкого и толстого в конце рассказа. У кого из героев роль изменилась? В чем причина изменения?

4. Могли ли герои вести себя иначе в данной ситуации?

5. Каково отношение автора к героям рассказа?

6. Как по-вашему, зачем А. П. Чехов написал этот рассказ?

Если осталось время, то в завершение урока можно предложить выполнить задание 8 к § 14 учебника.

Ответы на вопросы и задания к § 14 учебника

4. Социальная роль, как и роль актера на сцене, заставляет человека выполнять предписываемые ею требования вне зависимости от желаний ее носителя или исполнителя. Так, актер должен играть на сцене роль определенного персонажа пьесы независимо от того, как он сам к этому персонажу относится. Точно так же и человек, носитель социальной роли, должен отвечать требованиям, которые общество предъявляет к этой роли.

6. От конкретного человека мы требуем поведения, соответствующего нормам общечеловеческой морали; требования, предъявляемые к социальной роли, конкретны и связаны с приписываемым этой роли качеством. Так, от судьи требуется знание законов страны и беспристрастность, тогда как от конкретного человека нормы морали требуют чуткости.

7. Роль — речь идет о поведении, соответствующем высокому общественному статусу.

Статус — речь идет о родовом соответствии человека положению в обществе.

Роль — ожидаемое поведение.

Роль — предписываемое поведение.

§ 15. Нелегко жить дружно

Цель урока: а) раскрыть еще одну сторону, влияющую на человеческие контакты, связанную как с психологическими особенностями личности, так и с воспитанием; б) показать значение культуры общения в жизни; в) доказать, что самовоспитание может сыграть положительную роль в жизненном успехе личности.

Продолжается тема человеческих контактов, которые здесь рассматриваются с позиций межличностного общения и личностной культуры. Как и на предыдущем уроке, целесообразно уделить больше внимания обсуждению проблемы культуры общения, знакомой школьникам по жизни.

Чтобы подойти к обсуждению этой проблемы, можно воспользоваться рассказом Михаила Зощенко «Валя»5.

По окончании чтения целесообразно провести небольшое обсуждение ситуации примерно по таким вопросам6:

1. Была ли реальная причина для гнева героини рассказа?

2. Имели ли в данной ситуации значение социальная роль и социальный статус участников конфликта?

3. Почему же разразился конфликт?

Закончив разбор ситуации, учитель дает определение понятия «межличностное общение» (общение одной личности с другой или с небольшой группой лиц), а затем говорит о том, что человек, вступая в контакт с другим человеком, общается не с социальной ролью или статусом (поведение ожидаемое, предсказуемое, которое должно быть), он общается с реальным человеком, с личностью. Так, в начале рассказа пассажиры встретились с человеком, идеально выполняющим свою социальную роль. Но затем выступила реальная Валя, человек со своими слабостями и недостатками. Возмущенная кондукторша не смогла выдержать роль, так как ее разум захлестнули чувства. Именно чувства лежат в основе человеческого общения. Они возникают всегда в межличностном общении, даже при мимолетном взаимодействии. Далее, говоря о разнообразии и безграничности гаммы человеческих чувств, необходимо обратить внимание на то, что возникающие чувства — это естественная реакция человека на фактор раздражения, поступающий из окружающей среды, в данном случае от человека. Появление какого-либо чувства (объединяющего или разделяющего людей) нельзя оценивать как «хорошо» или «плохо» — это реальность. Но что же тогда? Ведь если чувства — это реальность, имеющая право на существование, то значит ли это, что и последствия проявления чувств надо воспринимать как данность, сами же чувства не следует сдерживать, а надо демонстрировать их человеку, с которым мы вступили в контакт? Не стоит сразу обсуждать названные вопросы, пусть они прозвучат как призыв к последующей деятельности.

Поскольку материал параграфа несложный, можно организовать работу с учебником, используя прием «чтение с пометками». Учитель предлагает школьникам самостоятельно прочитать два подпараграфа: «Темперамент и характер» и «Осторожно: стереотипы!», делая карандашом на полях следующие пометки: «V» — это я знал; «+» — это новое знание (узнал из текста); «?» — это я не понял. По окончании чтения предложите учащимся заполнить таблицу (если работа велась по группам, то после индивидуального прочтения текста необходимо выделить время на обсуждение в группе).

Внимание! В таблицу вносятся только записи, соответствующие знакам «+» и «?», с содержанием которых будет вестись дальнейшая работа на уроке. На заполнение таблицы отводится не более 7 мин.

Новое знание Требует пояснения
   

После необходимых пояснений (как правило, их бывает немного) учитель вновь начинает работу, направленную на осмысление понятий «характер», «темперамент», «эффект ореола», «стереотип восприятия». С этой целью можно вернуться к рассказу «Валя» и задать примерно такие вопросы:

1. Как по-вашему, что оказало влияние на поведение кондукторши Вали: эффект ореола или стереотип восприятия? Обоснуйте свое мнение.

2. Как вы считаете, что проявилось в поведении Вали: темперамент или воспитание?

Далее выполняется задание 3 из рабочей тетради с его последующим разбором.

Закончить урок можно обсуждением высказывания американского писателя Эдгара Уинстона Хоу (1853—1937): «Люди всегда говорят, что они не были похожи на себя, когда, распалившись от гнева, выдали свое истинное нутро». Согласны ли вы с тем, что в гневе человек предстает таким, каков он есть в действительности? Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.

Ответы на вопросы и задания к § 15 учебника

6. Вежливость, внимательность и уважение к собеседнику.

§ 16. Народы — одна семья

Цель урока: а) способствовать осмыслению понятий «другая культура», «народ»; б) раскрыть причины межнациональных конфликтов; в) способствовать воспитанию таких качеств личности, как толерантность, уважение к культуре другого народа.

Лучшей формой организации учебной деятельности на уроке будет групповая работа. Кроме того, учитель может использовать задания из учебника или рабочей тетради, позволяющие организовать обмен мнениями.

Желательно начать урок с определения понятия «межнациональный конфликт» (конфликт между группами людей, принадлежащих к разным национальностям). Затем следует сказать, что это злободневная и очень опасная проблема человечества. «Национализм — детская болезнь, корь человечества»,— писал Альберт Эйнштейн. В подтверждение этих слов можно сказать о том, что межнациональные конфликты в настоящее время, к несчастью, происходят во многих странах мира (баски в Испании, курды в Турции, тамилы в Индии, конфликт Англии и Северной Ирландии, конфликт провинции Квебек в Канаде и т. д.). После такого краткого введения учитель задает вопрос: «В чем же причина этого явления?» — и предлагает школьникам найти ответ, познакомившись с отрывком из работы Владимира Сергеевича Соловьева «Национальный вопрос в России» (с. 85 учебника). На чтение отрывка следует отвести не более 2—3 мин, на обсуждение и подготовку ответа в группе — не более 5 мин. Следующим этапом может стать индивидуальное прочтение подпараграфа учебника «Почему происходят межнациональные конфликты», а затем соотнесение с тем, что было выделено после прочтения отрывка из работы В. С. Соловьева, и отработка окончательного варианта.

Окончив эту работу, группы предъявляют результаты своих размышлений классу (желательно, чтобы по завершении обсуждения результаты групповой работы были записаны на доске). Затем проходит обсуждение в классе, уточняются формулировки и окончательный вариант записывается в тетради.

Далее урок можно посвятить поиску возможностей ликвидации межнациональных конфликтов. Целесообразно использовать знания, предположения, мнения школьников по этому вопросу, предоставить им возможность поделиться своими мыслями и подискутировать. Для этого можно использовать задание 3 из рабочей тетради.

Выполняя это задание, учащиеся сначала не более 2—3 мин работают индивидуально, затем итоги индивидуальной работы обсуждают в группе с целью создания коллективного плана-предложения по ликвидации межнациональных конфликтов (5 — максимум 7 мин). Затем группы проводят презентацию своего ви́дения путей преодоления этого зла, обосновывая предлагаемые шаги. В ходе презентации учитель не оценивает и не комментирует сообщения школьников, но задает уточняющие вопросы, помогающие учащимся глубже раскрыть смысл их предложений.

После презентации учитель предлагает классу ознакомиться с предложениями ученых философов, психологов, этнографов, для чего им рекомендуется прочитать подпараграф «Как можно разрешить межнациональные конфликты» и сопоставить его содержание со своими предложениями: а) найти общие положения; б) различия; в) дать критику тех положений ученых, с которыми не согласны, уточнив, чем лучше ваши предложения; г) обосновать причину любой коррекции плана, выработанного ранее.

Закончить урок можно самостоятельной письменной работой-рассуждением на тему «Победу одного народа над другим в межнациональном конфликте часто называют пирровой победой. Так ли это?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: