Дополнительный материал 1 страница

Будем же людьми

Войны — межплеменные, межгосударственные, мировые — не могли помешать (хотя и очень мешали) тому, что люди все больше понимали: они не только скифы или персы, ханьцы или итальянцы, но и люди. О поразительном историческом эпизоде из отношений между запорожцами и крымскими татарами в ХVII в. рассказал писатель Ю. М. Мушкетик: «Надо ли напоминать, что время это было кровавое (как и многие другие времена) и крымские татары обрушивались с набегами на земли Украины, как и России, а запорожцы не раз наносили жестокие удары по Крыму. Особенно прославился тогда победами над крымцами кошевой атаман запорожского войска Иван Дмитриевич Сирко. Немало побед одержал он и над турками, и это при Сирко запорожцы писали свое знаменитое издевательское письмо турецкому султану (эпизод, увековеченный картиной И. Репина). Его именем татары «унимали плачущих детей».

Но вот на Крым обрушивается чума. Она косит людей, не разбирая пола и возраста. И. Сирко, очевидно, с согласия запорожцев отводит «заклятым врагам» казачества для поселения некоторые запорожские земли, свободные, как считалось, от заразы. Удивленный гетман Украины Иван Самойлович отправляет Ивану Сирко возмущенное письмо — зачем тот отдает наследственному недругу казачьи территории? А Сирко ответил словами о жалости к невинным и несчастным: «В татарских кошах бубонная чума. Дети, женщины падают в траву, синеют и умирают там. Дадим им вольные воды и чистые земли. Будем же людьми, гетман!»

(Данный материал взят из книги Ю. Бромлея и Р. Подольного «Человечество — это народы».)

Ответы на вопросы и задания к § 16 учебника

7. Царь Пирр (319—273 гг. до н. э.), правивший Эпиром в 307—302 и 296—273 гг. до н. э., одержал победу при Гераклее (280 г. до н. э.) и Аускулуме (279 г. до н. э.) ценой огромных потерь, практически потеряв армию.

§ 17. Социальные конфликты

Цель урока: а) раскрыть причины социальных конфликтов; б) раскрыть причины борьбы за власть; в) способствовать осмыслению школьниками себя как граждан.

Лучшей формой организации урока будет сочетание индивидуальной и групповой работы. Поскольку тема достаточно сложная, желательно данный урок провести, используя методический прием «лекция с элементами беседы».

Первая часть урока — работа в группах.

Объявив тему урока, учитель говорит о том, что социальный конфликт — это столкновение интересов различных групп, сообществ людей (лучше, если это определение будет записано на доске). Затем предлагает школьникам вспомнить уже известные им виды конфликтов (межличностный, межнациональный) и назвать их основную причину. Необходимо добиться, чтобы была названа причина, являющаяся общей и для межличностного, и для межнационального конфликта: неудовлетворенные ожидания.

Для того чтобы школьники интеллектуально включились в слушание лекции, целесообразно перед ее началом провести мини-обсуждение следующих высказываний:

«Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу» (Луций Сенека Младший (ок. 4—65 гг. н. э.), римский философ и писатель).

«Можно дурачить часть народа все время; можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить все время весь народ» (Авраам Линкольн (1809—1865), американский политический деятель, президент США с 1861 по 1865 г.).

«Нельзя безнаказанно управлять государством без народа и против воли народа» (Морис Торез (1900—1964), деятель французского коммунистического движения).

Необходимо обратить внимание на то, что эти высказывания принадлежат людям, жившим в разных странах и в разные эпохи, но тем не менее они очень близки по смыслу.

Вопросы к классу для группового обсуждения:

1. Авторы этих высказываний основную причину социального конфликта видели в противостоянии народа и власти. Как по-вашему, что включает понятие «народ»:

а) только рабочие и крестьяне;

б) все слои населения: рабочие, крестьяне, интеллигенция, средние и мелкие предприниматели?

2. Если бы вас попросили пояснить понятия «вред народу», «дурачить народ», «управлять государством без народа», как бы вы их раскрыли?

На работу для подготовки следует отвести не более 5 мин. Желательно, чтобы свои ответы школьники написали на листах бумаги и оставили для последующего сравнения.

Выслушав (без комментариев и оценок) ответы групп, учитель переходит к объяснению нового материала, во время которого (для активизации слушания) предлагает заполнить в таблице графу «Особенности социальных конфликтов» (задание 2 к § 17 рабочей тетради).

Объяснив материал двух подпараграфов учебника («Социальный конфликт» и «Причины социальных конфликтов»), учитель просит школьников обсудить в группах следующие вопросы: 1. Каковы причины социальных конфликтов? 2. Что является целью борьбы во время социальных конфликтов?

Во время группового обсуждения этих вопросов школьникам предлагается сопоставить их с теми, которые они дали к заданию, полученному в начале урока. На выполнение работы не следует отводить более 5 мин.

В процессе обсуждения вариантов ответов, предложенных группами, учителю необходимо добиться понимания того, что причиной социальных конфликтов являются неудовлетворенные ожидания, связанные с тем, что:

Далее необходимо обсудить, чем так привлекательна власть. Думается, нет необходимости давать время на подготовку ответа и его обсуждение в группах. Лучше предоставить желающим школьникам озвучить то, что они поняли о роли власти в жизни общества и человека.

Выслушав ответы, учитель переходит к объяснению двух следующих подпараграфов: «Что думают современные ученые о социальных конфликтах» и «Без конфликтов». Для активизации слушания следует предложить вопросы: что является детонатором гражданской войны? В каких случаях социальный конфликт перерастает в гражданскую войну?

По окончании объяснения учебного материала желательно для закрепления предложить выполнить задание: полностью заполнить таблицу «Конфликты: общее и особенное».

§ 18. Общество граждан

Цель урока: а) раскрыть понятие «гражданское общество»; б) раскрыть условия «существования» гражданского общества; в) способствовать воспитанию чувства сопричастности судьбе страны, проблемам Отечества.

Деятельность учащихся на данном уроке может быть организована в любой форме: индивидуальная, парная, групповая.

Начать урок можно с проблемного вопроса: во многих странах мира люди с момента своего рождения являются гражданами. Значит ли это, что в данных странах существует гражданское общество? Обоснуйте свой ответ. Как по-вашему, что такое гражданское общество? На раздумье отводится не более 2 мин.

Выслушав ответы, учитель предлагает классу познакомиться с подпараграфом «Что необходимо для существования гражданского общества?». После его прочтения школьники выполняют задания 1, 2, 3 из рабочей тетради.

Обсудив выполненное задание 1 (заполнение таблицы), учитель не комментирует и не оценивает работу учащихся, а предлагает прочитать подпараграфы «Что такое гражданское общество» и «Немного истории». По окончании чтения школьникам предлагается сопоставить свои ответы на задания 2 и 3, а также выполнить задание 5 из рабочей тетради.

Урок заканчивается обсуждением тех качеств личности, которые, по мнению школьников, необходимы для жизни в гражданском обществе.

Ответы на вопросы и задания к § 18 учебника

1. (тема для дискуссии). Советское общество не было гражданским, так как общественные организации находились под мощным контролем государственных и партийных структур, их деятельность определялась не потребностями общества, а целями, заданными руководителями партии и государства. Кроме того, нередко люди вынуждены были вступать в общественные организации (партию, комсомол), чтобы продвигаться по службе, учиться в определенных учебных заведениях, например в военных академиях или в МГИМО. Не член профсоюза не мог получить оплату по больничному листу, воспользоваться путевками в дом отдыха, санаторий и т. д.

§ 19. Чем живет общество

Цель урока: а) раскрыть понятие «культура», показать ее роль в жизни человека и общества; б) показать взаимосвязь различных сторон жизни общества.

Лучшей формой организации урока будет сочетание индивидуальной и групповой работы. Поскольку тема достаточно сложная, то желательно данный урок провести, используя методический прием «лекция с элементами беседы».

С понятием «культура» школьники встречаются часто, поэтому можно предложить им попробовать дать его определение. Как показывает опыт, они достаточно успешно справляются с этой работой. Однако не стоит сразу переходить к объяснению нового материала. «Оттолкнувшись» от совместно сформулированного определения понятия «культура», учитель предложит школьникам: а) определить разницу между материальной и духовной культурой; б) показать, что означенная разница призрачна и провести четкое разграничение между духовной и материальной культурой невозможно. С этой целью, продолжая разговор, учитель может продемонстрировать какой-нибудь предмет материальной культуры: школьную парту, шариковую ручку, шкаф, иллюстрацию какой-либо картины,— прочитать стихотворение и задать вопрос: «Все, что вы видите,— это предметы культуры. В чем разница между ними?»

Выслушав рассуждения школьников, учитель обратит внимание на то, что ни картина, ни поэзия, ни танец, ни музыка не нужны для поддержания физической жизни человека: ведь ими не будешь ни сыт, ни согрет. Это духовная культура, и именно она дает нам пищу для ума и сердца. Когда нам грустно или весело, мы включаем музыку, соответствующую нашему настроению, берем с полки томик стихов любимого поэта, читаем строки, запавшие в душу, идем в картинную галерею или открываем любимую книгу — все зависит от пристрастий и возможностей. Кому не знакомо ощущение полета, желание громко, так, чтобы слышали все, запеть любимую мелодию? Есть такое слово — «созвучно». Именно оно определяет назначение той части культуры, которую принято называть духовной. Созвучно чему? Конечно же нашим мыслям, чувствам, нам самим. В свою очередь, материальная культура призвана обеспечить нашу человеческую жизнедеятельность: дать необходимое тепло, домашний уют, помочь в выполнении необходимой работы, обеспечить возможность передвижения товаров, услуг, людей и т. д.

Подведя итог этой части разговора о культуре, необходимо выяснить, что общего между поэзией и паровозом, почему такие совершенно разные вещи подпадают под одно понятие — «культура». Отведя не более 2 мин на подготовку ответа, учитель предлагает школьникам начать обсуждение связи материальной и духовной культуры, в процессе которого необходимо установить, что общим является не только то, что все это создано человеком, но и то, что в любом человеческом творении соединены духовное и материальное начала: человеческая мысль, представления человека о добре и зле, о прекрасном и безобразном и т. д. Таким образом, в процессе обсуждения понятия «культура» в школьных тетрадях должна появиться запись о том, что культура — это творение человека, объединяющее материальное и духовное начала.

Далее следует объяснение нового материала, в процессе которого школьники заполняют таблицу:

Потребности человека

Сферы общественной жизни

Материальные Духовные Материальные Духовные
Потребности в пище, крове, одежде, защите и безопасности Стремление к истине, познанию, красоте, добру, благу Хозяйство (экономика), политика, право Философия, религия, мораль, искусство, наука и образование

В конце урока проводится обсуждение (если работа проводилась в группах, то необходимо дать время на первоначальное обсуждение в группах) и уточнение выполненного задания.

Ответы на вопросы и задания к § 19 учебника

6. Рассматривая производство различных продуктов и услуг, экономику делят на промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, энергетику и т. д.

В последнее десятилетие в нашей стране развиваются (или сохраняются) добывающие отрасли, производство предметов потребления, продуктов питания.

Все еще находятся в упадке машиностроение, производство наукоемкой продукции и качественных предметов потребления, высокотехнологические отрасли.

Политические события, вызвавшие распад Советского Союза и образование на территории бывших союзных республик независимых государств, как полагают многие политологи и подтверждают объективными данными социологи, привели к разрушению единого экономического комплекса нашей страны и к многочисленным проблемам в экономике новых государств. Как показала жизнь, почти все они не в состоянии успешно развиваться экономически без восстановления нарушенных связей.

7. В первом случае причиной перенесения новолетия с весны на осень стала религия. Во втором — политика Петра I, который пытался сделать в России все, «как в Европе».

8. Все вместе члены общества определяют его нравственное состояние в целом. Это состояние отражается на всех сторонах общественной жизни — духовной сфере, экономике, праве, политике. Поэтому верховная власть в стране в определенном смысле обусловлена тем, каково в этой стране общество, каков сам народ.

Конечно, есть и диктатуры, репрессивные режимы, захваты и оккупации одних народов или стран другими. В этом случае можно говорить о глубоком расколе общества или о ситуации, когда в стране идет борьба нескольких обществ или наций за контроль над государственной властью.

 

1 Слово «феодализм» (feodalite) появляется во Франции в ХVII в. для обозначения ленного права; в науку термин «феодализм» был введен французским историком Франсуа Гизо (1787—1874), одним из создателей домарксовой теории классовой борьбы. Он дал политико-правовое определение понятия «феодализм»: соединение верховной власти с землевладением, вассальная иерархия.

2 От слова «континуум (от лат. continuum — непрерывное), термин, используемый в математике, естествознании и философии.

3 Это задание есть в рабочей тетради.

4 Именно такое объяснение понятию «социальная роль» дают школьники в начале обсуждения.

5 См. рассказ в рабочей тетради.

6 Нежелательно задавать вопросы перед чтением, так как, во-первых, в них есть определенная заданность, которая может обусловить одинаковость восприятия; во-вторых, рассказ очень небольшой (дан с сокращениями) и ситуация легко запоминается. Кроме того, выразительное чтение поможет создать добрую, дружественную атмосферу на уроке.

 

 

Глава 3. ЭКОНОМИКА

§ 20. Что такое экономика

Цель урока: а) раскрыть назначение экономики и взаимосвязь потребностей и развития экономики; б) показать, что человек является центром экономической жизни.

Наилучшей формой организации урока будет групповая работа учащихся.

Данная тема, при всей ее сложности, не является абсолютно новой для учащихся. Думается, что этот учебный материал дает возможность систематизировать уже имеющиеся у школьников знания, полученные на уроках истории. Эти знания могут стать опорой для усвоения нового материала.

Начать урок можно с предложения учащимся вспомнить: почему человеку пришлось начать изготавливать орудия труда? Что из себя представляло первобытное производство? Что его двигало? Чем оно определялось? На выполнение этой работы не следует отводить более 5 мин.

В процессе последующего обсуждения результатов выполненного задания можно составить схему примитивной экономики:

В процессе обсуждения выясняется, что производство двигали постоянно возникающие потребности людей. При этом в различных природных условиях эти потребности были различными (желательно попросить школьников привести примеры, подтверждающие данное утверждение). Определялось же производство, помимо потребностей людей, и имеющимися ресурсами. Так, строительство жилья обусловливалось, с одной стороны, потребностью в жилье, а с другой — наличием материала, из которого это жилье будет построено (оленьи шкуры, навесы из пальмовых листьев, дерево, камень и т. д.).

Закончив обсуждение, учитель говорит о том, что слово «экономика» появилось в Древней Греции. Оно буквально означало «ведение домашнего хозяйства». В современном языке под экономикой также понимается хозяйство, в том числе и домашнее. Но сегодня это понятие имеет более широкое содержание. Во-первых, под экономикой подразумевается хозяйство страны, включающее отрасли материального и нематериального производства. Во-вторых, под экономикой понимают совокупность отношений между людьми в сфере производства и потребления продуктов труда. Затем учитель вместе с школьниками проводит разбор понятий, составляющих определение понятия «экономика».

Если определение написано на доске, можно подчеркнуть в нем понятия «производство», «материальное производство», «нематериальное производство» и предложить школьникам самостоятельно раскрыть их содержание. На эту деятельность можно отвести минуты 3. Как показывает опыт, если учащиеся неплохо справляются с раскрытием содержания понятия «материальное производство», то понятие «нематериальное производство» в большинстве случаев вызывает затруднения. Поэтому понятие «нематериальное производство» требует уточнений учителя.

Обратившись к схеме, начерченной на доске, учитель поясняет, что все названное здесь есть материальное производство. Однако разве этим ограничивалась жизнь первобытного общества? Вместе с учащимися выясняется, что люди первобытного общества еще делали наскальные рисунки, фигурки из дерева, камня, имевшие магическое значение ритуальные маски, украшали тело татуировками и т. д. Необходимо объяснить школьникам, что все это и называлось хозяйством. Люди вкладывали свой труд в создание этих предметов, которые в глазах первобытных людей были не развлечением, а чрезвычайно важной стороной жизни. Между тем это производство отличалось, например, от производства лука и стрел, строительства домов, изготовления посуды и т. д., т. е. в данном случае создавался продукт, обращенный к духовной сфере человека.

Общество не стояло на месте, производило все больше продуктов труда, и их излишки позволили не только оставлять пленным жизнь, превращая их в рабов, но и делить сферу производства между различными производителями: одни обрабатывали землю, другие занимались ремеслом, третьи — перевозкой товаров, доставкой их покупателям, четвертые — строительством и т. д. Излишки продуктов труда позволили создать сферу нематериального производства: появилось производство услуг, например парикмахерских, информационных, по ремонту одежды, обуви и пр.

Таким образом, сфера материального производства — это, во-первых, все виды промышленного производства (производство машин, мебели, тканей, бумаги и т. д.); во-вторых, сельскохозяйственное производство (производство зерна, мяса, выращивание технических культур и пр.); в-третьих, транспортные перевозки (любых промышленных и сельскохозяйственных продуктов, сырья, людей); в-четвертых, строительство; в-пятых, добыча всех видов сырья для производства товаров (угля, нефти, газа, руды, золота, серебра и т. п.).

Сфера нематериального производства — это производство каких-либо услуг, например парикмахерских, информационных, по ремонту одежды, обуви и пр. К нематериальному производству также относят такие сферы человеческой деятельности, как образование, здравоохранение, культура.

В результате деятельности материального и нематериального производства создается некий продукт, или благо. Совокупность благ, созданных во всех отраслях производства в течение определенного времени (обычно года), называют совокупным общественным продуктом.

Оставшуюся часть параграфа можно предложить школьникам для самостоятельного изучения. При этом задания в конце параграфа целесообразно обсудить в группах после прочтения текста и в конце урока сдать письменную работу:

1. Как связаны между собой потребности и производство?

2. Как по-вашему, ограничены ли возможности удовлетворения человеческих потребностей? Если да, то чем? Если нет, то почему?

3. Чем вы можете объяснить, что финансовые ресурсы и землю наравне со слесарным станком и пилой относят к факторам производства?

§ 21 Человек — важнейшее звено экономики

Цель урока: а) способствовать пониманию сложности проблем экономики; б) показать, что в основе экономики лежит разрешение противоречия между потребностями и возможностями.

Лучшей формой организации учебной деятельности на уроке будет групповая работа. Кроме того, уместно использовать задания, позволяющие организовать обмен мнениями.

Начать урок можно с решения следующей проблемы.

Учитель предлагает школьникам представить, что каждый из них — министр финансов и вынужден разрабатывать бюджет страны. Ученики знают, что сумма возможных расходов на предстоящий год равна 200 млрд рублей. Необходимо составить список самых важных государственных трат и распределить имеющиеся деньги в порядке убывания суммы расходов (т. е. на что в первую очередь, во вторую и т. д.). Обосновать составленный бюджет: из чего исходили «министры», распределяя деньги подобным образом? (На выполнение задания следует выделять не более 7 мин.)

Обсуждение начинается с выяснения отраслей хозяйства, в которые необходимо вкладывать деньги. Обычно школьники вспоминают, что необходимо выделить деньги на образование, здравоохранение, армию, милицию, пенсии, иногда вспоминают о сельском хозяйстве, реже — о науке (при этом, как правило, имеют в виду научные разработки, которые можно внедрять в производство). Хорошо, если учитель напомнит о таких необходимых тратах, как экология, содержание и восстановление памятников архитектуры, музеев, строительство дорог, представительские расходы, содержание государственного аппарата, тюрем и т. д. Желательно представить альтернативный бюджет, в котором на первое место будут поставлены проблемы экологии, на второе — фундаментальные исследования в науке. Обязательно должно быть обоснование, почему именно таким образом распределены деньги. Вся работа не должна занять более 10 мин. Цель обсуждения — показать: а) потребности человечества, государства, отдельного человека огромны, разнообразны и чрезвычайно трудно определить, какие из них важнейшие; б) ресурсы, в данном случае деньги, ограниченны. При этом желательно не просто сообщить о связи «потребности — возможности», но и достаточно жестко закрепить эту связь, сделав вывод, который школьники должны записать в тетрадь: экономику как науку породила необходимость постоянного разрешения противоречия между огромными потребностями человека (государства, человечества) и ограниченностью ресурсов.

Далее учитель говорит о том, что не только деньги ограниченны, ограниченность ресурсов может быть связана с нехваткой полезных ископаемых, транспорта, рабочих рук, интеллектуальных ресурсов и пр. Кроме того, ресурсная ограниченность может проявляться в самых разных формах: есть новые технологии, но не хватает специалистов; необходимо строить новое предприятие, чтобы обеспечить другие производства важным компонентом, но отсутствуют в данном месте требуемые полезные ископаемые или, наоборот, полезные ископаемые есть, но недостаточно водных ресурсов или транспортных коммуникаций и т. д. Чтобы приблизить разговор к нуждам школьников и сделать последующее заключение эмоционально окрашенным, учитель может привести пример, когда в качестве ресурса выступает время: подруга (родители) неожиданно предложила(и) билет на концерт модной эстрадной группы, но появилась проблема: завтра — контрольная, которая может повлиять на четвертную оценку. Таким образом, вы должны сделать выбор. Но любой выбор в данной ситуации — это жертва.

Или другой пример: изобретатель предложил новый способ производства, сокращающий трудозатраты. Однако, чтобы его внедрить, необходимо на время остановить работу цеха. Владелец предприятия оказывается перед выбором: а) потерять часть прибыли; б) потерять первенство в производстве. И здесь тоже жертва.

Переходя к следующему вопросу, учитель подчеркивает, что ресурсы ограниченны всегда, даже тогда, когда всего очень много. Прежде всего, как правило, ограниченно время, поскольку, даже если человек или государство может потратить неограниченное количество денег, все равно он (оно) не сможет все потребить одновременно. Таким образом, существующий конфликт между потребностями и возможностями ставит перед экономикой три важнейшие задачи: 1. Какие товары и услуги должны быть произведены и в каком количестве? 2. Каким образом произвести эти товары? 3. Кто будет потреблять эти товары и услуги, для кого их нужно производить? Иными словами, решение этих вопросов должно свести к минимуму необходимую при любом выборе жертву:

Желательно вернуться к проблемному заданию, которое учащиеся решали в начале урока. Учитель подчеркивает, что, составляя бюджет, они решали именно названные выше задачи. И это непростое дело. Здесь можно привести шутливое высказывание Бернарда Шоу: «...если всех экономистов сковать одной цепью, то и тогда они не придут к единому мнению».

Далее можно предложить школьникам вопрос: «Чем, по-вашему, можно объяснить, что так сложно определить, куда потратить деньги?» Для обдумывания ответа на вопрос отводится не более 2—3 мин.

Подводя итог обсуждения ответов на вопрос, учитель говорит о связи экономики и политики. В заключение урока желательно предложить учащимся ответить на вопросы 5, 6, 7, помещенные в конце § 21 учебника.

§ 22. Собственность

Цель урока: а) способствовать осмыслению понятия «собственность»; б) показать, что отношения по поводу собственности являются основой большинства отношений, возникающих между собственником и государством, собственником и обществом и т. д.

Лучшей формой организации учебной деятельности на уроке будет групповая работа.

Поскольку с собственностью школьники имеют дело каждый день, целесообразно предложить им в начале урока самостоятельно подумать над следующими вопросами: 1. Что такое собственность? (Попытаться дать определение этого понятия.) 2. Какие права возникают у собственника вещи на эту вещь? 3. Может ли чем-нибудь ограничиваться право собственника?

В процессе обсуждения необходимо выйти на следующие определения:

I. Собственность — это отношение человека к принадлежащей ему вещи как к своей: а) собственник имеет власть над принадлежащей ему вещью — он ею владеет, пользуется и распоряжается; б) собственник имеет право на устранение вмешательства других людей в сферу его хозяйственного господства.

Как показывает опыт, школьники самостоятельно не могут сформулировать определение «собственность». Обычно они говорят о том, что человек может делать с собственной вещью все, что он захочет, но тем не менее в процессе обсуждения пункты а) и б) называются. Учителю необходимо уловить подобные мысли, заострить на них внимание, предложив означенную выше формулировку понятия «собственность». Необходимо также отметить, что в своем единстве эти формулировки раскрывают понятие «собственность».

Далее учителю следует обратить внимание на другую сторону понятия собственности: «не мое — значит чужое». Чтобы подвести школьников к этой мысли, целесообразно задать наводящие вопросы типа: 1. Достаточно ли только нашего понимания того, что эта вещь (велосипед, ластик, шариковая ручка) моя? 2. Возникают ли проблемы между людьми по поводу владения вещью? 3. С кем еще могут возникнуть проблемы по поводу собственности?

Для проведения этой части беседы не следует выделять дополнительного времени, она проходит при обсуждении пунктов 1 и 2 задания, данного в начале урока.

II. Собственность — это еще и отношения между людьми по поводу этой вещи: а) все другие люди (общество, государство) должны относиться к моей вещи как к чужой; б) уважать мою волю собственника. Поэтому право собственности рассматривается как составная часть системы прав человека, как то, что государство должно гарантировать человеку и защищать.

Итак, в определении понятия «собственность» фигурируют три слова: «владеет», «пользуется» и «распоряжается». Если есть время, то можно предложить школьникам попытаться в процессе обсуждения в группах определить, какая разница между этими глаголами, записать свои соображения на доске и на листочках, затем прочитать подпараграф «Почему три слова вместо одного». Если же времени нет, то целесообразно предложить сразу прочитать этот подпараграф. По окончании чтения учащиеся выполняют (индивидуально) задание 5 из рабочей тетради.

Поскольку обычно задание не вызывает проблем, то не следует уделять много внимания его обсуждению; достаточно попросить каждую группу прочитать определение одного из понятий и выяснить, все ли это задание выполнили так же.

Следующий шаг в направлении осмысления понятия «собственность» должен быть связан с обсуждением ответа на вопрос 3 задания, данного в начале урока: может ли чем-нибудь быть ограничено право собственника? Во время обсуждения мнения, как правило, расходятся. Часто, говоря о том, что это право может быть ограничено, учащиеся затрудняются привести примеры, подтверждающие необходимость такого ограничения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: