УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала
_______________ А.М. Маслан
«_____» ______________ 20 г.
МЕТОДИКА
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
для учащихся дневной и заочной формы получения образования
Специальности 2-70 02 01 Промышленное и гражданское строительство
(по направлениям).
2-36 01 06 Оборудование и технология сварочного
производства (по направлениям).
2-70 04 31 Санитарно-техническое оборудование зданий
и сооружений (по направлениям).
2-52 05 31 Оборудование и технологии мебельного
производства (по направлениям).
2-70 08 31 Обслуживание и эксплуатация жилых домов
|
|
(по направлениям).
Минск 2020
Составитель: | Л.Н. Савельева, преподаватель филиала «Индустриально-педагогический колледж» УО «Республиканский институт профессионального образования» |
Утверждены на заседании Совета филиала "Индустриально-педагогический колледж" УО РИПО
Протокол № ____ от _____20 г.
Рассмотрены на заседании цикловой комиссии
социально-гуманитарных учебных дисциплин и
учебных дисциплин педагогического профиля
Протокол № __ от _________ 20 г.
Председатель цикловой комиссии
_______________ И.В.Силина
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 1 Основная часть 4
1.1 Общие положения 4
1.2 Содержание разделов курсовой работы 8
|
|
1.3 Общие требования к оформлению курсовой работы 20
Литература 28
Приложение 30
Основная часть
Общие положения
Цели и задачи курсового проектирования
Курсовая работа по учебной дисциплине «Методика производственного обучения» - самостоятельная комплексная работа, выполняемая учащимся на заключительном этапе изучения учебной дисциплины с целью систематизации, углубления, закрепления и практического применения полученных теоретических знаний и практических умений, формирования навыков самостоятельной работы при решении профессиональных задач.
Задачи курсовой работы:
- поиск, обобщение, анализ необходимой информации;
- изучение общих вопросов технологии обучения и применения дидактических закономерностей при подготовке квалифицированных рабочих;
- изучение вопросов проектирования содержания обучения и педагогических средств;
- получение навыков проектирования учебных занятий по производственному обучению, приобретение опыта внедрения педагогических проектов в учебный процесс;
- разработка материалов в соответствии с заданием на курсовую работу;
- выполнение графической части курсовой работы;
- подготовка и защита (презентация) курсовой работы.
Курсовое проектирование осуществляется на основе современных знаний учебно-производственного процесса подготовки учащегося к профессиональной деятельности и проектирования учебного процесса в учебно-производственных мастерских и в условиях производства, применяя современные педагогические технологии обучения, воспитания, развития учащихся и реализуя нормативные, правовые, производственные, социальные, экономические требования в процессе производственного обучения.
Подготовка курсовой работы базируется на изучении нормативных и методических материалов, научных источников, справочной и технической литературы.
Выполнение курсовой работы должно показать степень подготовленности учащихся к будущей профессиональной деятельности, умение самостоятельно проектировать, планировать и обеспечивать учебный процесс необходимыми средствами обучения, связывать вопросы теории с практикой, формулировать суждения и выводы, мыслить системно, на более высоком уровне обобщения.
Организация проведения курсового проектирования осуществляется в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении образовательных программ среднего специального образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 22.07.2011 № 106
Тематика и руководство курсовой работы
Тематика курсовой работы должна соответствовать ее целевой подготовке, т.е. быть посвящена решению наиболее типичных и актуальных профессионально-педагогических задач в деятельности мастера производственного обучения, и по своему содержанию соответствовать современному состоянию и перспективам развития педагогической науки, техники и производства. Темы курсовой работы должны отвечать учебным задачам дисциплины, быть реальными, современными, разнообразными, преемственными с содержанием уже изученных дисциплин, учебных и производственных практик и направленными на получение учащимися навыков самостоятельной творческой работы.
|
|
Структура и содержание курсовой работы направлены на решение типовых проектных задач, связанных с разработкой методического обеспечения к урокам (учебным занятиям) производственного обучения в условиях учреждений профессионально-технического образования и носит, как правило, прикладной характер. Все проектные решения, принятые при проектировании урока, должны иметь научное (теоретическое) обоснование и раскрыты в теоретической части.
Примерные темы курсовой работы:
Методическое обеспечение урока (учебного занятия) производственного обучения на тему: (выдается тема учебного занятия по программе производственного обучения соответствующей специальности).
Например:
Сверление отверстий в узлах и деталях на многошпиндельных станках с
механической подачей.
Изготовление оконных блоков
Оштукатуривание оконных откосов
Кладка стен в 2 кирпича по однорядной системе перевязки швов
Облицовка стен керамической плиткой способом «шов в шов»
Окраска панелей и фризов
Соединение чугунных труб
Монтаж приборов отопления
Дуговая сварка пластин «встык» однослойными швами в нижнем положении сварного шва.
Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателем и обсуждается на заседании цикловой комиссии колледжа. Исходными данными для выполнения курсовой работы является профессионально-квалификационная характеристика, учебные планы и программы для подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях профессионально-технического образования по соответствующим специальностям (профессиям).
Задание на курсовую работу оформляется на стандартном бланке и подписывается преподавателем – руководителем курсовой работы, утверждается председателем цикловой комиссии и выдается учащемуся не позднее, чем за полтора месяца до срока сдачи курсовой работы. Выдача задания должна производиться персонально каждому учащемуся и сопровождаться соответствующими пояснениями и комментариями руководителя.
|
|
Работа учащихся над выполнением курсовых работ осуществляется под непосредственным руководством преподавателя-руководителя работы. Руко-водство начинается с выдачи задания и продолжается в форме групповых и индивидуальных консультаций по графику, составленному преподавателем - руководителем курсовой работы для каждой учебной группы. В графике указываются сроки выполнения отдельных разделов курсовой работы. Выполнение отдельных разделов курсовой работы учащимися учебной группы проверяется преподавателем - руководителем курсовой работы на учебных занятиях по курсовому проектированию, о чем делается соответствующая запись в журнале учебных занятий.
Защита представляет собой краткий доклад учащегося по содержанию курсовой работы и ответы на вопросы преподавателя.
При оценке курсовой работы учитывается содержание работы, самостоятельность выполнения, актуальность, значимость используемого материала, а также грамотное оформление. Окончательная отметка выставляется по итогам защиты и качеству выполненной работы. Критерии оценки курсовой работы представлены в приложении (Приложение А).
1.1.3 Структура курсовой работы
Курсовая работа состоит из пояснительной записки в количестве 20-25 стандартных страниц писчей бумаги и графической части, выполняемой на одном листе чертежной бумаги формата А1 (594x841 мм).
Пояснительная записка представляет собой текстовый документ, в котором в краткой и четкой форме должен быть раскрыт творческий замысел автора по выданной теме. При необходимости текст пояснительной записки должен сопровождаться соответствующими иллюстрациями, графиками, эскизами, диаграммами, схемами, таблицами.
Общими требованиями к содержанию пояснительной записке являются: четкость и логическая последовательность изложения материала, убедительность и непротиворечивость аргументации, конкретность изложения результатов, доказательств и выводов, краткость и четкость формулировок, исключающих неоднозначность толкования терминов, качество оформления.
Курсовая работа носит практический характер и состоит из двух частей – теоретической и практической, которые должны быть представлены в пояснительной записке.
В теоретической части в соответствии с заданием должны быть детально освещены все вопросы, раскрывающие тему, представлены теоретические основы разрабатываемой темы.
В практической части должен быть представлен конспект вводного инструктажа, дидактический материал к проектируемому уроку производственного обучения и план урока (учебного занятия) производственного обучения в форме технологической карты, включающий элементы методик, описанные в теоретической части, и направленные на решение типовых проектных задач, связанных с разработкой методического обеспечения урока (учебного занятия) производственного обучения в условиях учреждений профессионально-технического образования.
Пояснительная записка курсовой работы должна включать следующие структурные элементы:
- титульный лист (Приложение Б);
- задание по курсовому проектированию стандартного образца;
- содержание курсовой работы с последовательным перечислением введения, заголовков разделов основной части, заключения, списка используемых источников, приложения (Приложение В).
Содержание каждого раздела подробно рассматривается в данном учебном пособии.
Курсовая работа обязательно должна сопровождаться графической частью на листах чертежной бумаги формата А1 и иллюстрирующими материалами, дополняющими материал пояснительной записки, комплектом иллюстративно-дидактического материала, конструкторских и (или) технологических разработок, чертежей, схем, диаграмм, планировочных решений, технико-экономических показателей и другого материала, выполняемых на отдельных листах форматов А4 (на печатной основе), в электронной форме, в виде макетов пленочных транспарантов, диапозитивов или в натуральном виде. В приложение к курсовой работе рекомендуется предоставить (приложить в конверте) электронный носитель (CD-RW или DWD-RW) с записью всего содержания курсовой работы.