Конспект вводного инструктажа

 

      Начинающим мастерам производственного обучения рекомендуется составлять конспект вводного инструктажа, который помогает мастеру производственного обучения провести урок на высоком уровне, обеспечивает последовательность изложения материала. Стандартных, обязательных форм конспектов урока не установлено, ибо форма плана-конспекта, как и его содержание, методы проведения, глубина раскрытия материала изменяются в зависимости от содержания урока, его учебной и воспитательной целей, характера предстоящих работ, организации упражнений, опыте мастера.

      В конспекте кратко излагается основная сущность учебного материала, приводятся необходимые обоснования, табличные данные, схемы, эскизы, расчеты и т.п.  План-конспект урока может включать: этапы подготовки; содержание изучаемого материала; замечания мастера по занятиям и др.

      Конспект целесообразно составлять целиком на тему. При этом имеется возможность всегда дополнять ранее составленный конспект вырезками и выписками из журналов, газет, статей, новых учебников, брошюр по обмену опытом, данных из интернета и других источников. Таким образом, конспект становится сборником дидактических, методических и технических материалов, куда мастер вносит всё новое, что он изучил, узнал. Такие конспекты представляют, большую ценность при подготовке к урокам.

 

Дидактический материал к уроку (учебному занятию)

Производственного обучения

      В данном разделе необходимо разработать необходимый комплекс учебно-наглядных средств обучения, которые будут применяться на уроке производственного обучения. Дидактический материал можно представить в виде макетов плакатов, серии транспарантов, слайдов, инструкций, схем, эскизов, чертежей, инструкционных и инструкционно-технологических карт, конструкторских и (или) технологических разработок, диаграмм, планировочных решений, технико-экономических показателей, карточек-заданий, тестов, кроссвордов, и другого дидактического материала, выполненных на отдельных листах форматов А4 (на печатной основе), в виде макетов пленочных транспарантов, диапозитивов или в натуральном виде.

План урока (учебного занятия) производственного обучения

      Проектирование урока и разработка плана урока (учебного занятия) является неотъемлемой частью подготовительной работы мастера к занятиям и является заключительной и решающей стадией всей подготовительной работы. От ее полноты и тщательности зависят результаты обучения и воспитания учащихся, глубина и прочность усвоения ими профессиональных знаний, умений и навыков, развитие их самостоятельности и активности.                        

      Деятельность мастера производственного обучения по проектированию,  анализу учебного занятия включает несколько этапов:

1. Проектировочный.

2. Организационный (обеспечение всех условий для реализации проекта урока).

3. Практический (проведение учебного занятия, реализация проекта мастером; анализ урока).

Проектирование учебного процесса по дисциплине является неотъемлемой частью педагогической деятельности и начинается с изучения основных нормативных документов, которые определят содержание обучения:

- профессиональной квалификационной характеристики;

- учебного плана;

- учебной программы.

Этапы проектирования учебных занятий:

      1этап. Изучив содержание каждой темы программы, определив цели ее изучения и спрогнозировав результат их достижения, в зависимости от количества часов на ее изучение, выстраиваем систему уроков по теме, следуя логике учебного процесса: восприятие – усвоение – применение - контроль (т.е. формирование новых знаний - формирование умений и навыков – закрепление - контроль).

      2 этап. Определение места данного урока в системе уроков по разделу (1-й урок, последний, промежуточный) в соответствии с результатами дидактического анализа темы.

      3 этап. Формулировка целей урока:  

      Цель обучения – это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействия в процессе обучения, в соответствии с которым осуществляется отбор целесообразных действий для ее достижения.

      Цель обучения определяется мастером производственного обучения и должна быть принята учащимися для пробуждения их интереса, стремления к определенным волевым усилиям, которые лежат в основе появления мотивов учения.

      Мастер производственного обучения формулирует следующие цели урока:

- обучающая (формирование знаний, умений, навыков и способов деятельности в соответствии с требованиями учебной программы);

- воспитательная (формирование взглядов, убеждений, качеств личности);

- развивающая (развитие профессиональных интересов, профессионального мышления, трудовой сноровки, глазомера и пр.);

-методическая (опытная проверка новых дидактических средств, новых сочетаний методов и приемов обучения, интерактивных форм организации учебно-производственной деятельности).

      При формулировании целей учебного занятия как компонента системы учебных занятий необходимо учитывать требуемые уровни формирования знаний, умений и навыков: представления, понимания, применения, творчества (перенос опыта).

     Все это касается процесса в целом. Главная же цель учебных занятий производственного обучения – формирование умений и навыков профессиональной деятельности на основе тех понятий, которые уже сформированы на занятиях теоретического обучения. Однако задачи углубления, развития понятий, представлений (теоретических сведений) также решаются на учебном занятии производственного обучения, особенно в процессе вводного инструктажа. Поэтому в ходе подготовки к учебным занятиям необходимо при анализе содержания темы программы учесть, когда проводятся занятия по ознакомлению с новыми видами деятельности, когда по формированию и отработке умений, их совершенствованию и контролю, и отразить это при формулировании целей отдельных учебных занятий.

      В зависимости от требуемого уровня усвоения знаний и умений формулируют обучающую цель занятия. При формулировании цели необходимо применять глаголы, указывающие на действия (результат). Например:

      В результате усвоения учебного материала учащиеся должны:

(по уровням усвоения учебного материала через глаголы)

· Узнавать…

· Различать…

· Перечислять…

· Формулировать…

· Рассчитывать…

· Решать…

· Конструировать…

· Проектировать…

· Систематизировать…

      Цель должна быть точной, конкретной достижимой, чтобы по результатам в конце урока можно было судить, достигнута ли она.

      Развивающую и воспитательную цель определяем в зависимости от материала урока. Поскольку за один урок вряд ли можно что-либо окончательно воспитать или развить у учащихся, цели рекомендуется начинать с глаголов неопределенного вида: воспитывать…, развивать…, способствовать развитию…, продолжать формирование качеств личности…, и т.д.

     Цели должны органически вытекать из содержания учебного материала и той деятельности, которую предстоит выполнить учащимся на уроке.

     4 этап. Определение типа урока (учебного занятия).

     Существуют различные классификации типов уроков (учебных занятий).

      В зависимости от периода обучения уроки производственного обучения в учебных мастерских подразделяются на уроки вводного периода; уроки подготовительного периода (операционныеуроки), основного периода (комплексныеуроки) и проверочные уроки.

      Самой современной и распространенной является классификация типов уроков (учебных занятий) в зависимости от главной цели занятия – обучения. Именно эта цель является тем системообразующим ядром, вокруг которого и применительно к которому мастер ведет отбор содержания учебного занятия, видов учебно-производственных работ, определяет количество и типы упражнений, продолжительность основных компонентов занятия, выбор методов, приемов и средств обучения, а также форм организации учебно-производственной деятельности учащихся.

      В зависимости от обучающей цели урока (учебного занятия) выделяют следующие типы уроков производственного обучения:

- Вводный урок (ознакомительный) – проводится в вводный период обучения (формирование первоначальных представлений о содержании будущей профессиональной деятельности, ознакомление с правилами поведения в мастерской, на производственном предприятии, на рабочем месте).

- Урок формирования первоначальных умений - проводится в операционный период обучения (формирование умений выполнять действия с помощью и под контролем мастера). Структура такого урока требует развернутого вводного инструктажа. Здесь мастер не жалеет времени на объяснение, показ, дает возможность порассуждать, попробовать, поупражняться.

- Урок отработки умений и навыков – проводится в комплексный период при выполнении учащимися простых комплексных работ (формирование умений выполнять типовую работу, содержащую несколько простых ранее изученных операций). В структуре урока учитывается необходимость как можно большего количества повторяемых упражнений, чтобы обеспечить формирование навыков.

- Урок совершенствования умений – проводится в комплексный период и в пе­риод обучения на штатных рабочих местах при выполнении учащимися сложных комплексных работ (формирование умений на уровне творчества, когда учащийся может найти выход в нетипичной для себя ситуации). Этот уровень обеспечивается, если мастер систематически организует обсуждение проблемных ситуаций, учит рассуждать, правильно выбирает виды изделий, при изготовлении которых учащиеся приобретают основы профессионального мастерства.

- Контрольно-проверочный урок – проводится, как правило, в конце учебного периода с целью оценки способности учащихся к самостоятельной работе, их про­изводственной успеваемости.

Каждому типу урока соответствуют разнообразные виды уроков (учебных занятий). Вид урока зависит от применения инновационных технологий, различных методических приемов, нетрадиционных форм проведения урока, игровой методики и т.д.

К видам урока относят нетрадиционные уроки. Они проводятся с целью активизации мыслительной деятельности учащихся, развития творческого мышления, профес­сионального мастерства и т. д.

Примеры видов урока (учебного занятия):

- урок-конкурс профессионального мастерства;

- бинарный урок;

- урок-деловая игра;

- урок-экскурсия;

- урок-круглый стол;

- урок - КВН;

- урок-конкурс и др.

      5 этап.  В зависимости от типа урока разрабатываем его структуру (для традиционного урока в его классическом понимании).

  - организационная часть;

  - вводный инструктаж;

  - текущий инструктаж;

  - заключительный инструктаж. 

      6 этап. Выбор методов обучения, которые используются при реализации структурных элементов урока.

       Методы обучения – это способы совместной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, профессиональным мастерством, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.

      Выбор методов зависит от целей урока, от учебного содержания, от уровня подготовленности учащихся.

      Существуют разные подходы к классификации методов обучения. Рассмотрим две основных классификации, нашедших наибольшее применение в педагогической практике.

1. Классификация методов по основным источникам информации:

- словесные;

- наглядные;

- практические.

      Такими источниками являются слово, чувственный образ и практическая деятельность. В большинстве случаев эти источники используются в том или ином сочетании.

                

 

                                                                                                                           


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow