Подготовка материально-технического оснащения к уроку (учебному занятию) включает:
- подготовку и проверку исправности оборудования, инструментов, приспособлений, оснастки;
- проверку и подготовку заготовок, материалов для выполнения учебно-производственных работ;
- подготовку учебно - технической и технологической документации;
- подготовку эталонных образцов учебно-производственных работ и др.
8 этап. Подготовка дидактических средств обучения
Дидактические средства обучения разрабатываются исходя из целей урока, от выбранных методов обучения, перечня учебно-производственных работ и учебных задач, которые мастер собирается реализовать на уроке производственного обучения.
К дидактическим средствам обучения относятся: технические средства обучения (видеофильмы, диафильмы, кодотранспаранты, презентации, слайды и др.); наглядные пособия (натуральные и изобразительные, объемные и плоскостные), издаваемые централизованно и изготавливаемые непосредственно в учебном заведении; инструкции для выполнения упражнений на тренажерах; учебные алгоритмы; карточки-задания; учебно-технические и учебно-технологические требования для рационального подбора учебно-производственных работ; перечень и сценарии типичных дидактических игр (деловых, ролевых и др.); инструкции-задания для проведения лабораторно-практических работ; инструкционные и инструкционно-технологические карты, критерии оценки за выполнение изучаемых операций и типичных учебно-производственных работ, сборники тестов; магнитные носители звукозаписи и др.
9 этап. Определение форм организации учебно-производственной деятельности учащихся.
Характеристика форм учебно-производственной деятельности учащихся
Формы | Особенности, признаки | Область применения |
Фронтальная | Мастер работает сразу со всей группой. Учебная цель для всех учащихся общая. Учащиеся должны слушать, смотреть. При этом мастер ориентируется на «среднего» учащегося. | 1. В ходе вводного инструктажа, когда объясняется впервые незнакомый материал. 2. В ходе текущего инструктажа, когда многие сделали одну и ту же ошибку, мастер останавливает работу и проводит повторный инструктаж для всех. 3. В ходе заключительного инструктажа, когда оцениваем работу группы в целом и отдельных учащихся. |
Индивидуальная | Все работают самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на своем рабочем месте. Мастер работает с учащимися по очереди, и только когда они допускают одинаковые (типичные) ошибки, останавливает работу и проводит фронтальный (для всех) инструктаж. | 1. В ходе вводного инструктажа, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям; индивидуальная устная беседа с целью контроля знаний, а остальные учащиеся в это время выполняют какое-либо задание или слушают. 2. В ходе практической работы, когда все выполняют задания, но работа каждого не зависит от других. |
Парная (ведущий-ведомый) | Мастер организует работы парами: «сильный» и «слабый» учащийся, или два равных по успеваемости. Мастер проводит индивидуальный инструктаж (пара: мастер- ученик) | 1. В ходе вводного инструктажа, предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2. В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3. В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы. |
Коллективная (работа в малых группах, бригадах, звеньях, командах и т.д.) | Цель общая только для членов команды (бригады, звена). Зато задачи в этой бригаде могут быть разные, так как возможно разделение труда и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Поэтому контроль частично (за мастером остается ведущая роль) осуществляется членами коллектива. | 1. В ходе вводного инструктажа могут быть организованы звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решений. 2. В ходе практической работы могут быть организованы постоянные или временные бригады (звенья) для выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда. 3. В ходе заключительного инструктажа может быть организована деловая игра, в которой команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня, или дискуссия по выявлению причин ошибок в работе учащихся. |
10 этап. Разработка плана урока
План урока производственного обучения – документ, представляющий собой проект конкретного учебного занятия, разработанный мастером производственного обучения для его проведения и отражающий цели, структуру и основные элементы. Это документ личного пользования, составляемый на основе учебной программы, тематического плана производственного обучения перечня учебно-производственных работ. В нем сконцентрированы опыт мастера, его владение современной методикой формирования профессиональных умений и навыков.
Для составления плана урока производственного обучения предложены примерные формы с элементами технологии обучения, являющиеся наглядной формой фиксации элементов операционной технологии обучения (Приложения Д, Е)
1.2.3.4 Графическая часть курсовой работы
Графическая часть курсовой работы выполняется и оформляется в карандаше, тушью или в компьютерно-графических программах (AutoCAD) и представляет собой разработку инструкционной карты на отдельную операцию (Приложение Ж) или инструкционно-технологической карты на выполнение комплексной работы (Приложения И, К).
Заключение
В заключении к курсовой работе необходимо дать конкретные предложения по решению задач, поставленных во введении, а также сделать вывод о значимости проектирования и планирования мастером учебных занятий производственного обучения при подготовке квалифицированных рабочих.
Осуществить рефлексию полученных результатов в процессе выполнения курсовой работы – выявление аналитических, проектировочных, прогностических умений и навыков, сформированных в процессе выполнения курсовой работы.
Литература
В конце пояснительной записки указывается список использованной литературы, который оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (Приложение Л).
Приложение
Приложение может содержать необходимые формы документов, таблиц, схем, используемых при выполнении курсовой работы и др.
1.3 Общие требования к оформлению курсовой работы