Основные представления структура психики в психоанализе

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ...................................................................9

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ.................................................13

Глава 1

ПСИХОАНАЛИЗ.................................................................14

ВВЕДЕНИЕ......................................................................14

§1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.................................15

Структура психики в психоанализе...........................15

Различия между взрослыми и детьми.......................19

Нормальное развитие ребенка.................................20

Психологические защиты.........................................27

Сопротивление и его проявления.............................31

Явление переноса....................................................34

§ 2. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ..........................36

Условия возникновения психоаналитической ситуации..................................................................36

Анализ сопротивления.............................................39

Ошибочные действия...............................................41

Работа со сновидениями..........................................43

Типичные сновидения..............................................47

Вклад психоаналитика в результат психоанализа.....50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................52

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ............52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................54

Глава 2

ПСИХОСИНТЕЗ..................................................................56

ВВЕДЕНИЕ......................................................................56

§ 1. ПСИХОСИНТЕЗ КАК НАПРАВЛЕНИЕ

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ....................57

Цель психосинтеза...................................................57

Абстрактная модель психики Р. Ассаджиоли.............58

Этапы психосинтеза.................................................62

§ 2. ЛИЧНОСТНЫЙ ЭТАП ПСИХОСИНТЕЗА......................64

Метод разотождествления.......................................64

Работа с субличностями...........................................67

Метод направленного воображения.........................73

§ 3. ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ЭТАП ПСИХОСИНТЕЗА.......76

Кризис духовного роста...........................................76

§ 4. ДУХОВНЫЙ ЭТАП ПСИХОСИНТЕЗА...........................82

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ............84

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................86

Глава 3

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ........................................................87

ВВЕДЕНИЕ......................................................................87

§1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ.........88

Концепция гештальт-терапии...................................88

Базовые положения гештал ьт-терапии.....................90

§ 2. ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ НЕВРОТИЧЕСКИХ

НАРУШЕНИЙ............................................................96

Представление о неврозе.........................................96

Невротические механизмы и их развитие.................98

§ 3. НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ..............................................105

Цели и задачи гештальт-терапии............................105

Методология гештальт-терапии.............................107

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.....................................111

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ..........115

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................116

Глава 4

ПСИХОДРАМА.................................................................118

ВВЕДЕНИЕ....................................................................118

§ 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПСИХОДРАМЫ.......................................................119

Философские предпосылки психодрамы...............119

Определение метода..............................................120

Психодрама и ролевые игры..................................121

Действующие лица и исполнители.........................124

Психодраматический театр....................................124

Терапевтические функции психодрамы..................125

§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОДРАМАТИЧЕСКОЙ

СЕССИИ.................................................................127

Принципы психодрамы...........................................127

Психодраматический процесс................................130

Фазы психодраматической сессии.........................133

Пример психодраматической сессии.....................136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................138

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ..........139

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................140

Глава 5

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ..................................................142

ВВЕДЕНИЕ....................................................................142

§1. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ..........................................144

Основные характеристики «Я»-состояний..............144

Структурная патология...........................................148

§ 2. ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ.........................................150

Виды транзакций....................................................151

Процесс общения с точки зрения транзактного

анализа..................................................................154

Основные способы структурирования времени......155

«Игры, в которые играютлюди»..............................156

Искренность в противовес играм...........................160

§3. СЦЕНАРНЫЙ АНАЛИЗ.............................................161

Возникновение сценария.......................................161

Основные виды жизненных сценариев...................163

Основные понятия жизненного сценария...............164

Основные приказания............................................168

§4. ПСИХОТЕРАПИЯ В ТРАНЗАКТНОМ АНАЛИЗЕ..........171

Характеристики эффективного контракта..............171

Цели изменения в транзактном анализе..............,..174

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ..........176

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................179

Глава 6

НЕЙРО-Л ИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ... 180 ВВЕДЕНИЕ....................................................................180

§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НЛП...............................182

Механизмы моделирования...................................182

Репрезентативные системы и техника

расстановки якорей................................................185

Взаимосвязь сознания и тела.................................190

Работа с подсознанием..........................................192

Неудача как повод изменить поведение.................195

Определение и виды субмодальностей..................196

§ 2. МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ В НЛП....................................198

Базовая мета-модель.............................................198

Модель S.C.O.RE...................................................201

Модель Милтона Эриксона.....................................205

§ 3. ТЕХНИКИ СОЗДАНИЯ ТРАНСА В НЛП.....................206

Техники подстройки и присоединения....................206

Л и нгвистические техники.......................................210

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................212

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ..........214

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................215

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Вашему вниманию предлагается учебное пособие, в кото­ром представлен расширенный обзор основных направлений зарубежной психологии, таких как психоанализ, психосинтез, гештальт-терапия, психодрама, транзактный анализ и нейро-лингвистическое программирование. Все эти направления объединяет то, что их можно отнести к бурно развивающейся сегодня отрасли психологии — практической психологии. Она возникла наряду уже с существующими отраслями — академи­ческой и прикладной психологией.

Но если академическая и прикладная психология уже имеют свой статус в обществе, то практическая психология только начинает завоевывать свои права. Такое отставание имеет свои социальные и политические причины, поскольку в годы советской власти практическая психология была факти­чески под запретом (например, психоанализ). Но в настоящее время социальный заказ на нее неуклонно растет.

Различные авторы выделяют следующие отличия практи­ческой психологии от академической:

• в практической психологии работа в основном направлена не на исследование, а на воздействие (Андреева, 1996). Академические и прикладные исследования, несмотря на их различия, выполняют две сходные функции: они призваны анализировать и прогнозировать развитие какой-либо ситуации или феномена. Продуктом таких исследований является некая рекомендация тем, кто будет реализовывать эти ситуации. Сфера деятельности практического психолога принципиально иная — он сам вмешивается в некий социально-психологический про­цесс, сам решает некоторую проблему;

• в академической психологии прилагаются значительные усилия для борьбы с «эффектом экспериментатора». Метод должен работать сам по себе, независимо от того, кто его использует. В практической психологии личность психолога есть неотъемлемая часть его метода. Психолог использует самого себя в качестве рабочего инструмента. Поэтому невозможность воспроизвести результаты одно­го психолога другими, ставящая под сомнение ценность экспериментальных данных, — нормальное явление в сфере практической психологии. Более того, это говорит о большем профессионализме этого психолога. Таким важным в экспериментальных исследованиях факторам, как надежность, валидность и репрезентативность, в прак­тической психологии придается мало значения. Главное для практического психолога — «работает» метод или нет (Донцов, Жуков, Петровская, 1994); • в академической психологии исследователь обычно выделяет объект своего внимания, и это отражено в обозначении классических психологических направле­ний — глубинная психология, когнитивная психология, поведенческий подход и т. п. Соответственно, в каждой традиции вырабатывается свой монистический подход. В результате человек как единая психологическая реаль­ность оказывается как бы поделенным между различными психологическими ориентациями. В отличие от этого у психолога-практика возникает тенденция к плюрализму, поскольку в ситуации психологической помощи он имеет дело с человеком как с целостным существом (Петров­ская, 1993). Споры о том, какой метод более правильный, например, психоанализ или гештальт-терапия, сегодня уже не актуальны. В работах современных психологов все чаще отмечается тенденция к эклектике как синтезу положений указанных направлений, а не к ориентации на строгую концепцию (Блазер, Хайм, Рингер, Томмен, 1998; Макаров, 2000).

Данное пособие не претендует на полное раскрытие представленных направлений. Наша цель — познакомить читателей с основными школами практической психологии, чтобы в дальнейшем они смогли самостоятельно продолжить их изучение. Но при этом нам бы хотелось остановиться на двух моментах.

Во-первых, следует особо обратить внимание на специфи­ку описания психологических явлений в литературе по прак­тической психологии. Оно отличается от научного изложения тем, что авторами не ставится задача рассмотреть психику такой, «как она есть на самом деле». Тексты по практической психологии — это описание технологий психологической ра­боты. Поэтому их надо воспринимать не буквально, а метафо­рически. Только через метафору можно хоть как-то обозначить невидимые глазу психические процессы.

«На самом деле» нет ни бессознательного, ни субличностей, ни Родителя—Взрослого—Дитя. Психологи дают лишь описание своих моделей психики («Предположим, что психика устроена так...»), служащие своеобразными костылями-подпорками для психологической помощи. Но если человек поверит, что есть «бессознательное», тогда он может участвовать в процедуре по избавлению от иллюзий, которая называется «психоанализ». Если он допускает возможность существования субличностей, тогда возможна их интеграция в целостное образование. При­нимая как реальность наличие в психике Родителя, Взрослого и Дитя, человек может по-новому проструктурировать общение с окружающими людьми и с самим собой.

Во-вторых, при чтении следует учитывать, что знания по практической психологии невозможно адекватно передать через текст. Это не информация о чем-либо, а умение делать что-либо. Знания психолога-практика существуют в форме умений. Отсюда возникает сложность обучения практической психологии. Только посредством чтения литературы нельзя стать квалифицированным специалистом в этой области. Обучение в форме лекций и семинаров, используемое в тра­диционном академическом образовании, тоже для этого не подходит. Существующие традиционные методы обучения, ориентированные в основном на академическую и приклад­ную психологию, нередко формируют «фантомизированное сознание психолога как следствие шизоидной интоксикации психологической информацией» (Абрамова, 1995), что делает его профессионально непригодным с точки зрения практи­ческой психологии. Знания практической психологии можно передать только при живом общении в непосредственном контакте с Мастером, а не через книги. Кроме этого, помимо знаний психологу-практику необходимы определенные твор­ческие способности.

Для практического психолога очень важна личностная подготовка. Он должен овладеть знаниями особого рода, а именно — познать себя. Если успешность научного психолога мало связана с проработанностью его личных проблем, то для психолога-практика своевременное решение внутренних кон­фликтов является необходимым условием профессиональной деятельности. Нерешенная личная проблема может ограничи­вать возможности практического психолога.

Данный учебник следует рассматривать лишь как одно звено в формирующейся сегодня на кафедре психологии Казанского государственного университета целостной про­грамме по практико-ориентированной подготовке студентов. Помимо традиционных лекционно-семинарских занятий и спецкурсов, в ней предусматриваются тренинги, супервизия, индивидуальные консультации, мастер-классы и психологи­ческие мастерские.

Авторская группа признательна всем, кто принял активное участие в обсуждении учебного пособия и своими замечаниями помог в улучшении его содержания.

Соответствующие параграфы пособия написали следую­щие авторы:

Вступление — С. В. Петрушш. Глава 1. Психоанализ — Н. Ю. Хусашова. Глава 2. Психосинтез — М. Е. Валиумта. Глава 3. Гештальт-терапия — М. Ж. Гусманов. Глава 4. Психодрама — В. П. Зелеева. Глава 5. Транзактный анализ — С. В. Петру шин. Глава 6. Нейро-лигвистическое программирование — И. М. Городецкая.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

1. Валиуллина Марина Евгеньевна — кандидат биологических наук, доцент факультета психологии Казанского государствен­ного университета. Занимается вопросами духовного развития человека.

2. Гусманов Марат Жагпарович — психолог, психотерапевт Единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы, действительный член Профессиональной психотерапевтиче­ской лиги.

3.Городецкая Инна Михайловна— кандидат психологиче­ских наук, старший преподаватель специального факультета психологии Казанского государственного технологического университета, психолог-консультант. Сфера научных инте­ресов: психологическое консультирование, НЛП, проблемы ценностно-мотивационной сферы.

4. Зелеева Вера Петровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Казанского государственного уни­верситета. Член Восточно-Европейской ассоциации экзистен­циальной терапии, ведущий и участник международных практи­ческих семинаров по психодраме. Изучает проблемы философии и психологии образования, антропологии творчества.

5. Петрушин Сергей Владимирович — кандидат психоло­гических наук, доцент факультета психологии Казанского го­сударственного университета, психотерапевт Единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы, официальный преподаватель и супервизор практики международного класса Профессиональной Психотерапевтической лиги. Занимается проблемами подготовки практических психологов, психоло­гического консультирования, социально-психологического тренинга.

б.Хусаинова Наира Юсуповна— доктор педагогических наук, профессор факультета психологии Казанского государ­ственного университета, член-корреспондент Международной академии наук. Сфера интересов: Я-концепция личности, психоанализ и психопедагогика.

 

 

Глава 1 ПСИХОАНАЛИЗ

ВВЕДЕНИЕ

Психоанализ— часть психологии, которая с 1884года включила в область своих исследований бессознательное. Бессознательное изучается с помощью определенной сово­купности методов, опирающихся в основном на выявление не осознаваемых субъектом значений слов (при оговорках, описках, ассоциациях, очитках, ослышках); ошибочных дей­ствий (когда человек что-то забывает, теряет, прячет); продуктов воображения (снов, фантазий, мечт и т. п.).

Термин «психоанализ» был введен Зигмундом Фрейдом в 1896 году в статье об этиологии неврозов. До этого он говорил об анализе, об анализе психики, психологическом анализе и гип­нотическом анализе. Сам Фрейд дает много определений психо­анализа, среди которых наиболее часто цитируется определение из энциклопедической статьи 1922 года. В ней автор называет психоанализом, во-первых, способ исследования психических процессов, иначе недоступных; во-вторых, метод лечения не­вротических расстройств, основанный на этом исследовании; в-третьих, ряд возникших в результате использования этого метода психологических концепций, постепенно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину.

В самом большом и популярном словаре по психоанализу Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталис дается фрейдовское обоснование термина «психоанализ»: «Мы назвали психоанализом работу, посредством которой мы возвращаем в сознание больного вы­тесненные психические переживания. Почему мы говорим об „анализе", то есть о расщеплении, разложении, — по аналогии с работой химика с веществами, которые он находит в природе и приносит в свою лабораторию? Да потому, что эта аналогия, по сути, вполне обоснована. Симптомы и различные патологические явления у пациента, как и вообще все психические действия, имеют весьма сложную природу, причем составляющие их эле­менты — это, в конечном счете, побуждения, влечения. Однако пациент ничего или почти ничего не знает об этих исходных по­буждениях. Мы учим пациента понимать весьма сложный состав психических образований, приводя симптомы к лежащим в их основе побуждениям и влечениям, и показывая больному в его симптомах доселе не признанные им мотивы и влечения, подобно тому, как химик выделяет основное вещество или химический элемент из состава соли, в которой он, будучи соединен с другими веществами, становится неузнаваемым. Мы также показываем больному— в тех психических явлениях, которые считаются патологическими, — что он не вполне осознает их мотивы, что их породили другие явления и побуждения, оставшиеся ему не­ведомыми» (Лапланш Ж, Понталис Ж.-Б., 1996, с. 395).

Именно учение о бессознательном — тот фундамент, на котором основывается вся теория психоанализа. Причем термин «бессознательное» используется иногда в качестве прилагательного, то есть в описательном смысле слова (вне разграничения содержания систем предсознательного и бессознательного), а иногда в топическом смысле слова. На­пример, когда бессознательное объясняют как совокупность содержания, не присутствующего в актуальном поле сознания, фиксируют описательное использование этого термина. В ут­верждении самого 3. Фрейда, высказанного в его первой теории психического аппарата (о том, что бессознательное состоит из содержаний, не допущенных в систему «Предсознание — Со­знание» в результате вытеснения), этот термин использован в топическом смысле (Психология бессознательного, 1990).

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТРУКТУРА ПСИХИКИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ

Организация психики, которую называют «топографиче­ской моделью» 3. Фрейда, представляет единство трех уровней — сознания, предсознательного и бессознательного (Психология бессознательного, 1990).

Сознание включает все то, что находится здесь и сейчас в поле восприятия, ощущений, переживаний, мыслей и вни­мания человека.

Предсознательное, которое иногда называют подсознатель­ным, осознанным знанием или «доступной памятью», вклю­чает в себя весь опыт, который хоть и не осознается в данный момент, но может восстановиться, вернуться в сознание либо спонтанно, либо без особых усилий, так как его содержание не исключено из сознания, а только временно удалено.

Бессознательное представляет самую глубинную и наибо­лее значимую часть человеческой психики. Оно включает в себя примитивные врожденные инстинкты, эмоции, воспо­минания, которые настолько угрожали сознанию, что были в свое время вытеснены. Несмотря на это, они продолжают определять особенности повседневного функционирования человека. В бессознательном отсутствуют отрицание и сом­нение. Оно безразлично к реальности и живет по принципу удовольствия—неудовольствия. Содержание бессознательного, сильно нагруженное энергией влечений, стремится вернуться в сознание и проявиться в поведении.

С позиции классического психоанализа, включающего теории общего психического развития, психологического про­исхождения неврозов и психоаналитической терапии, психика человека изначально не делится на сознание и бессознательное. Такое деление возникает в раннем детстве и завершается в период полового развития.

Концептуальная модель психической жизни человека, построенная на идее неосознаваемых психических процессов, была пересмотрена 3. Фрейдом в 1920-е годы, превратившись в структурную модель психической жизни, в контексте которой структура личности состоит из Ид («Оно»), Эго («Я») и Супер-Эго («Сверх-Я») (Фрейд 3., 1989).

По 3. Фрейду, часть психического аппарата под названием Ид («Оно») — это средоточие инстинктов, а также агрессив­ных и сексуальных влечений. Содержание Ид бессознательно и находится в конфликте с Эго и Супер-Эго. Импульсы Ид пытаются достичь сознания и тем самым стать реализованными.

Ид живет по принципу достижения удовольствия и не всегда прямо открыто для наблюдения. Если в Ид преобладают по­кой и удовлетворенность, то о его содержании трудно что-то сказать, так как оно ничем себя не проявляет. О нем можно узнать только по оговоркам, опискам, грезам, сновидениям, ассоциациям, символам. Изучая эти проявления, психоанализ помогает содержанию Ид и освобождает его.

Понятие Эго («Я») не отождествляется ни с индивидом как таковым, ни с психическим аппаратом в целом. Эго выступает в защитной роли и составляет часть цензуры (преграда в рамках системы Бессознательное — Предсознание — Сознание), основ­ной функцией которой является запрет. 3. Фрейд называет Эго «слугой трех господ», поскольку оно выступает как посредник, пытающийся примирить противоречивые требования внешнего мира, Ид и Супер-Эго. Эго стремится опосредовать отноше­ния между миром и Ид, подчинить Ид требованиям мира и привести мир в соответствие с желаниями Ид.

Эго способно наблюдать и Ид, и самого себя, и Супер-Эго. В ответ на неприятный сигнал тревоги Эго приводит в действие ряд защитных механизмов. Под психологической защитой по­нимается совокупность действий индивида, направленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости душевного равновесия. То есть Эго помогает приспособиться к реальности. Эго прислушивается к Супер-Эго, решая либо подавить импульсы и желания, отправив их в Ид, либо выпустить их в свет как приемле­мые с точки зрения общества. Если бы не давление Эго или требования внешних сил, судьба всех влечений сводилась бы лишь к одному - к удовлетворению. Таким образом, задача Эго — самосохранение и приобретение средств, с помощью которых можно адаптироваться к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности.

Все действия Эго, направленные на защиту от Ид, осу­ществляются незаметно даже для самого Эго. Виден только результат действия защитных механизмов Эго, но и это само по себе уже может стать объектом анализа. Если бдительность Эго ослаблена (сном, гипнозом, лекарствами, усталостью, болью либо с помощью специальных психологических техник), то Ид может прорваться в область Эго в виде оговорок, забываний, описок и т. п. Материал, помогающий анализировать Эго, вы­ступает в форме сопротивления анализу Ид. Эго становится активным, когда пытается с помощью противодействия вос­препятствовать вторжению Ид. Поскольку аналитик занят тем, чтобы помочь Ид войти в область осознания, то Эго начинает сопротивляться самому аналитику. Анализ сопротивлений Эго — это возможность наблюдать его бессознательные за­щитные действия и осознавать их.

Эго защищается не только от Ид, но и от чувств, связанных с первичными инстинктами. Например, сексуальному влечению часто сопутствуют любовь, вожделение, ревность, разочарова­ние, страдание и печаль. Агрессия сопровождается ненавистью, гневом, яростью. Сохраняя свою индивидуальность, Эго во всех конфликтах достаточно последовательно выбирает разные способы защиты, о которых мы поговорим позже.

Супер-Эго («Сверх-Я») представляет собой моральное сознание; его содержание в основном доступно восприятию и осознанию и заполняется представлениями из права, политики, религии и из других сфер общества, часто связанных с запретами и ограничениями. Супер-Эго образуется в результате усвоения родительских требований и запретов и ответственно за нрав­ственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов. В случае, когда Эго принимает требования Супер-Эго, между ними возникают гармоничные отношения. При этом сложно описать Супер-Эго из-за того, что его содержание совпадает с содержанием Эго. О-Супер-Эго можно судить только тогда, когда оно начинает критично или враждебно относиться к Эго. Супер-Эго становится видимым через со­стояния, которые оно передает в Эго, например, через чувство вины и угрызение совести. Супер-Эго подсказывает Эго, что следует подавить, отправив в Ид, а что можно разрешить как приемлемое. По отношению к Эго Супер-Эго играет роль судьи, обособившись от него и властвуя над ним.

3. Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы — совесть и эго-идеал. Совесть формируется посредством родительских наказаний, а эго-идеал — с помощью поощрений. Эго-идеал у человека закладывается не только родителями, одобряющими и высоко оценивающими его поведение, но и при достижении им цели, когда возникает чувство гордости и самоуважения. Супер-Эго считается сформированным, когда на место родительского контроля приходит самоконтроль, который помогает убедить Эго в преимуществе идеальных целей над реальными.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: