ОГЛАВЛЕНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ...................................................................9
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ.................................................13
Глава 1
ПСИХОАНАЛИЗ.................................................................14
ВВЕДЕНИЕ......................................................................14
§1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.................................15
Структура психики в психоанализе...........................15
Различия между взрослыми и детьми.......................19
Нормальное развитие ребенка.................................20
Психологические защиты.........................................27
Сопротивление и его проявления.............................31
Явление переноса....................................................34
§ 2. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ..........................36
Условия возникновения психоаналитической ситуации..................................................................36
Анализ сопротивления.............................................39
Ошибочные действия...............................................41
Работа со сновидениями..........................................43
Типичные сновидения..............................................47
Вклад психоаналитика в результат психоанализа.....50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................52
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ............52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................54
Глава 2
ПСИХОСИНТЕЗ..................................................................56
ВВЕДЕНИЕ......................................................................56
§ 1. ПСИХОСИНТЕЗ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ....................57
Цель психосинтеза...................................................57
Абстрактная модель психики Р. Ассаджиоли.............58
Этапы психосинтеза.................................................62
§ 2. ЛИЧНОСТНЫЙ ЭТАП ПСИХОСИНТЕЗА......................64
Метод разотождествления.......................................64
Работа с субличностями...........................................67
Метод направленного воображения.........................73
§ 3. ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ЭТАП ПСИХОСИНТЕЗА.......76
Кризис духовного роста...........................................76
§ 4. ДУХОВНЫЙ ЭТАП ПСИХОСИНТЕЗА...........................82
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ............84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................86
Глава 3
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ........................................................87
ВВЕДЕНИЕ......................................................................87
§1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ.........88
Концепция гештальт-терапии...................................88
Базовые положения гештал ьт-терапии.....................90
§ 2. ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ НЕВРОТИЧЕСКИХ
НАРУШЕНИЙ............................................................96
Представление о неврозе.........................................96
Невротические механизмы и их развитие.................98
§ 3. НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ..............................................105
Цели и задачи гештальт-терапии............................105
Методология гештальт-терапии.............................107
ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.....................................111
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ..........115
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................116
Глава 4
ПСИХОДРАМА.................................................................118
ВВЕДЕНИЕ....................................................................118
§ 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПСИХОДРАМЫ.......................................................119
Философские предпосылки психодрамы...............119
Определение метода..............................................120
Психодрама и ролевые игры..................................121
Действующие лица и исполнители.........................124
Психодраматический театр....................................124
Терапевтические функции психодрамы..................125
§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОДРАМАТИЧЕСКОЙ
СЕССИИ.................................................................127
Принципы психодрамы...........................................127
Психодраматический процесс................................130
Фазы психодраматической сессии.........................133
Пример психодраматической сессии.....................136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................138
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ..........139
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................140
Глава 5
ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ..................................................142
ВВЕДЕНИЕ....................................................................142
§1. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ..........................................144
Основные характеристики «Я»-состояний..............144
Структурная патология...........................................148
§ 2. ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ.........................................150
Виды транзакций....................................................151
Процесс общения с точки зрения транзактного
анализа..................................................................154
Основные способы структурирования времени......155
«Игры, в которые играютлюди»..............................156
Искренность в противовес играм...........................160
§3. СЦЕНАРНЫЙ АНАЛИЗ.............................................161
Возникновение сценария.......................................161
Основные виды жизненных сценариев...................163
Основные понятия жизненного сценария...............164
Основные приказания............................................168
§4. ПСИХОТЕРАПИЯ В ТРАНЗАКТНОМ АНАЛИЗЕ..........171
Характеристики эффективного контракта..............171
Цели изменения в транзактном анализе..............,..174
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ..........176
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................179
Глава 6
НЕЙРО-Л ИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ... 180 ВВЕДЕНИЕ....................................................................180
§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НЛП...............................182
Механизмы моделирования...................................182
Репрезентативные системы и техника
расстановки якорей................................................185
Взаимосвязь сознания и тела.................................190
Работа с подсознанием..........................................192
Неудача как повод изменить поведение.................195
Определение и виды субмодальностей..................196
§ 2. МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ В НЛП....................................198
Базовая мета-модель.............................................198
Модель S.C.O.RE...................................................201
Модель Милтона Эриксона.....................................205
§ 3. ТЕХНИКИ СОЗДАНИЯ ТРАНСА В НЛП.....................206
Техники подстройки и присоединения....................206
Л и нгвистические техники.......................................210
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................212
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ..........214
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................215
ВСТУПЛЕНИЕ
Вашему вниманию предлагается учебное пособие, в котором представлен расширенный обзор основных направлений зарубежной психологии, таких как психоанализ, психосинтез, гештальт-терапия, психодрама, транзактный анализ и нейро-лингвистическое программирование. Все эти направления объединяет то, что их можно отнести к бурно развивающейся сегодня отрасли психологии — практической психологии. Она возникла наряду уже с существующими отраслями — академической и прикладной психологией.
Но если академическая и прикладная психология уже имеют свой статус в обществе, то практическая психология только начинает завоевывать свои права. Такое отставание имеет свои социальные и политические причины, поскольку в годы советской власти практическая психология была фактически под запретом (например, психоанализ). Но в настоящее время социальный заказ на нее неуклонно растет.
Различные авторы выделяют следующие отличия практической психологии от академической:
• в практической психологии работа в основном направлена не на исследование, а на воздействие (Андреева, 1996). Академические и прикладные исследования, несмотря на их различия, выполняют две сходные функции: они призваны анализировать и прогнозировать развитие какой-либо ситуации или феномена. Продуктом таких исследований является некая рекомендация тем, кто будет реализовывать эти ситуации. Сфера деятельности практического психолога принципиально иная — он сам вмешивается в некий социально-психологический процесс, сам решает некоторую проблему;
• в академической психологии прилагаются значительные усилия для борьбы с «эффектом экспериментатора». Метод должен работать сам по себе, независимо от того, кто его использует. В практической психологии личность психолога есть неотъемлемая часть его метода. Психолог использует самого себя в качестве рабочего инструмента. Поэтому невозможность воспроизвести результаты одного психолога другими, ставящая под сомнение ценность экспериментальных данных, — нормальное явление в сфере практической психологии. Более того, это говорит о большем профессионализме этого психолога. Таким важным в экспериментальных исследованиях факторам, как надежность, валидность и репрезентативность, в практической психологии придается мало значения. Главное для практического психолога — «работает» метод или нет (Донцов, Жуков, Петровская, 1994); • в академической психологии исследователь обычно выделяет объект своего внимания, и это отражено в обозначении классических психологических направлений — глубинная психология, когнитивная психология, поведенческий подход и т. п. Соответственно, в каждой традиции вырабатывается свой монистический подход. В результате человек как единая психологическая реальность оказывается как бы поделенным между различными психологическими ориентациями. В отличие от этого у психолога-практика возникает тенденция к плюрализму, поскольку в ситуации психологической помощи он имеет дело с человеком как с целостным существом (Петровская, 1993). Споры о том, какой метод более правильный, например, психоанализ или гештальт-терапия, сегодня уже не актуальны. В работах современных психологов все чаще отмечается тенденция к эклектике как синтезу положений указанных направлений, а не к ориентации на строгую концепцию (Блазер, Хайм, Рингер, Томмен, 1998; Макаров, 2000).
Данное пособие не претендует на полное раскрытие представленных направлений. Наша цель — познакомить читателей с основными школами практической психологии, чтобы в дальнейшем они смогли самостоятельно продолжить их изучение. Но при этом нам бы хотелось остановиться на двух моментах.
Во-первых, следует особо обратить внимание на специфику описания психологических явлений в литературе по практической психологии. Оно отличается от научного изложения тем, что авторами не ставится задача рассмотреть психику такой, «как она есть на самом деле». Тексты по практической психологии — это описание технологий психологической работы. Поэтому их надо воспринимать не буквально, а метафорически. Только через метафору можно хоть как-то обозначить невидимые глазу психические процессы.
«На самом деле» нет ни бессознательного, ни субличностей, ни Родителя—Взрослого—Дитя. Психологи дают лишь описание своих моделей психики («Предположим, что психика устроена так...»), служащие своеобразными костылями-подпорками для психологической помощи. Но если человек поверит, что есть «бессознательное», тогда он может участвовать в процедуре по избавлению от иллюзий, которая называется «психоанализ». Если он допускает возможность существования субличностей, тогда возможна их интеграция в целостное образование. Принимая как реальность наличие в психике Родителя, Взрослого и Дитя, человек может по-новому проструктурировать общение с окружающими людьми и с самим собой.
Во-вторых, при чтении следует учитывать, что знания по практической психологии невозможно адекватно передать через текст. Это не информация о чем-либо, а умение делать что-либо. Знания психолога-практика существуют в форме умений. Отсюда возникает сложность обучения практической психологии. Только посредством чтения литературы нельзя стать квалифицированным специалистом в этой области. Обучение в форме лекций и семинаров, используемое в традиционном академическом образовании, тоже для этого не подходит. Существующие традиционные методы обучения, ориентированные в основном на академическую и прикладную психологию, нередко формируют «фантомизированное сознание психолога как следствие шизоидной интоксикации психологической информацией» (Абрамова, 1995), что делает его профессионально непригодным с точки зрения практической психологии. Знания практической психологии можно передать только при живом общении в непосредственном контакте с Мастером, а не через книги. Кроме этого, помимо знаний психологу-практику необходимы определенные творческие способности.
Для практического психолога очень важна личностная подготовка. Он должен овладеть знаниями особого рода, а именно — познать себя. Если успешность научного психолога мало связана с проработанностью его личных проблем, то для психолога-практика своевременное решение внутренних конфликтов является необходимым условием профессиональной деятельности. Нерешенная личная проблема может ограничивать возможности практического психолога.
Данный учебник следует рассматривать лишь как одно звено в формирующейся сегодня на кафедре психологии Казанского государственного университета целостной программе по практико-ориентированной подготовке студентов. Помимо традиционных лекционно-семинарских занятий и спецкурсов, в ней предусматриваются тренинги, супервизия, индивидуальные консультации, мастер-классы и психологические мастерские.
Авторская группа признательна всем, кто принял активное участие в обсуждении учебного пособия и своими замечаниями помог в улучшении его содержания.
Соответствующие параграфы пособия написали следующие авторы:
Вступление — С. В. Петрушш. Глава 1. Психоанализ — Н. Ю. Хусашова. Глава 2. Психосинтез — М. Е. Валиумта. Глава 3. Гештальт-терапия — М. Ж. Гусманов. Глава 4. Психодрама — В. П. Зелеева. Глава 5. Транзактный анализ — С. В. Петру шин. Глава 6. Нейро-лигвистическое программирование — И. М. Городецкая.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
1. Валиуллина Марина Евгеньевна — кандидат биологических наук, доцент факультета психологии Казанского государственного университета. Занимается вопросами духовного развития человека.
2. Гусманов Марат Жагпарович — психолог, психотерапевт Единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги.
3.Городецкая Инна Михайловна— кандидат психологических наук, старший преподаватель специального факультета психологии Казанского государственного технологического университета, психолог-консультант. Сфера научных интересов: психологическое консультирование, НЛП, проблемы ценностно-мотивационной сферы.
4. Зелеева Вера Петровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Казанского государственного университета. Член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии, ведущий и участник международных практических семинаров по психодраме. Изучает проблемы философии и психологии образования, антропологии творчества.
5. Петрушин Сергей Владимирович — кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Казанского государственного университета, психотерапевт Единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы, официальный преподаватель и супервизор практики международного класса Профессиональной Психотерапевтической лиги. Занимается проблемами подготовки практических психологов, психологического консультирования, социально-психологического тренинга.
б.Хусаинова Наира Юсуповна— доктор педагогических наук, профессор факультета психологии Казанского государственного университета, член-корреспондент Международной академии наук. Сфера интересов: Я-концепция личности, психоанализ и психопедагогика.
Глава 1 ПСИХОАНАЛИЗ
ВВЕДЕНИЕ
Психоанализ— часть психологии, которая с 1884года включила в область своих исследований бессознательное. Бессознательное изучается с помощью определенной совокупности методов, опирающихся в основном на выявление не осознаваемых субъектом значений слов (при оговорках, описках, ассоциациях, очитках, ослышках); ошибочных действий (когда человек что-то забывает, теряет, прячет); продуктов воображения (снов, фантазий, мечт и т. п.).
Термин «психоанализ» был введен Зигмундом Фрейдом в 1896 году в статье об этиологии неврозов. До этого он говорил об анализе, об анализе психики, психологическом анализе и гипнотическом анализе. Сам Фрейд дает много определений психоанализа, среди которых наиболее часто цитируется определение из энциклопедической статьи 1922 года. В ней автор называет психоанализом, во-первых, способ исследования психических процессов, иначе недоступных; во-вторых, метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; в-третьих, ряд возникших в результате использования этого метода психологических концепций, постепенно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину.
В самом большом и популярном словаре по психоанализу Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталис дается фрейдовское обоснование термина «психоанализ»: «Мы назвали психоанализом работу, посредством которой мы возвращаем в сознание больного вытесненные психические переживания. Почему мы говорим об „анализе", то есть о расщеплении, разложении, — по аналогии с работой химика с веществами, которые он находит в природе и приносит в свою лабораторию? Да потому, что эта аналогия, по сути, вполне обоснована. Симптомы и различные патологические явления у пациента, как и вообще все психические действия, имеют весьма сложную природу, причем составляющие их элементы — это, в конечном счете, побуждения, влечения. Однако пациент ничего или почти ничего не знает об этих исходных побуждениях. Мы учим пациента понимать весьма сложный состав психических образований, приводя симптомы к лежащим в их основе побуждениям и влечениям, и показывая больному в его симптомах доселе не признанные им мотивы и влечения, подобно тому, как химик выделяет основное вещество или химический элемент из состава соли, в которой он, будучи соединен с другими веществами, становится неузнаваемым. Мы также показываем больному— в тех психических явлениях, которые считаются патологическими, — что он не вполне осознает их мотивы, что их породили другие явления и побуждения, оставшиеся ему неведомыми» (Лапланш Ж, Понталис Ж.-Б., 1996, с. 395).
Именно учение о бессознательном — тот фундамент, на котором основывается вся теория психоанализа. Причем термин «бессознательное» используется иногда в качестве прилагательного, то есть в описательном смысле слова (вне разграничения содержания систем предсознательного и бессознательного), а иногда в топическом смысле слова. Например, когда бессознательное объясняют как совокупность содержания, не присутствующего в актуальном поле сознания, фиксируют описательное использование этого термина. В утверждении самого 3. Фрейда, высказанного в его первой теории психического аппарата (о том, что бессознательное состоит из содержаний, не допущенных в систему «Предсознание — Сознание» в результате вытеснения), этот термин использован в топическом смысле (Психология бессознательного, 1990).
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТРУКТУРА ПСИХИКИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ
Организация психики, которую называют «топографической моделью» 3. Фрейда, представляет единство трех уровней — сознания, предсознательного и бессознательного (Психология бессознательного, 1990).
Сознание включает все то, что находится здесь и сейчас в поле восприятия, ощущений, переживаний, мыслей и внимания человека.
Предсознательное, которое иногда называют подсознательным, осознанным знанием или «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который хоть и не осознается в данный момент, но может восстановиться, вернуться в сознание либо спонтанно, либо без особых усилий, так как его содержание не исключено из сознания, а только временно удалено.
Бессознательное представляет самую глубинную и наиболее значимую часть человеческой психики. Оно включает в себя примитивные врожденные инстинкты, эмоции, воспоминания, которые настолько угрожали сознанию, что были в свое время вытеснены. Несмотря на это, они продолжают определять особенности повседневного функционирования человека. В бессознательном отсутствуют отрицание и сомнение. Оно безразлично к реальности и живет по принципу удовольствия—неудовольствия. Содержание бессознательного, сильно нагруженное энергией влечений, стремится вернуться в сознание и проявиться в поведении.
С позиции классического психоанализа, включающего теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, психика человека изначально не делится на сознание и бессознательное. Такое деление возникает в раннем детстве и завершается в период полового развития.
Концептуальная модель психической жизни человека, построенная на идее неосознаваемых психических процессов, была пересмотрена 3. Фрейдом в 1920-е годы, превратившись в структурную модель психической жизни, в контексте которой структура личности состоит из Ид («Оно»), Эго («Я») и Супер-Эго («Сверх-Я») (Фрейд 3., 1989).
По 3. Фрейду, часть психического аппарата под названием Ид («Оно») — это средоточие инстинктов, а также агрессивных и сексуальных влечений. Содержание Ид бессознательно и находится в конфликте с Эго и Супер-Эго. Импульсы Ид пытаются достичь сознания и тем самым стать реализованными.
Ид живет по принципу достижения удовольствия и не всегда прямо открыто для наблюдения. Если в Ид преобладают покой и удовлетворенность, то о его содержании трудно что-то сказать, так как оно ничем себя не проявляет. О нем можно узнать только по оговоркам, опискам, грезам, сновидениям, ассоциациям, символам. Изучая эти проявления, психоанализ помогает содержанию Ид и освобождает его.
Понятие Эго («Я») не отождествляется ни с индивидом как таковым, ни с психическим аппаратом в целом. Эго выступает в защитной роли и составляет часть цензуры (преграда в рамках системы Бессознательное — Предсознание — Сознание), основной функцией которой является запрет. 3. Фрейд называет Эго «слугой трех господ», поскольку оно выступает как посредник, пытающийся примирить противоречивые требования внешнего мира, Ид и Супер-Эго. Эго стремится опосредовать отношения между миром и Ид, подчинить Ид требованиям мира и привести мир в соответствие с желаниями Ид.
Эго способно наблюдать и Ид, и самого себя, и Супер-Эго. В ответ на неприятный сигнал тревоги Эго приводит в действие ряд защитных механизмов. Под психологической защитой понимается совокупность действий индивида, направленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости душевного равновесия. То есть Эго помогает приспособиться к реальности. Эго прислушивается к Супер-Эго, решая либо подавить импульсы и желания, отправив их в Ид, либо выпустить их в свет как приемлемые с точки зрения общества. Если бы не давление Эго или требования внешних сил, судьба всех влечений сводилась бы лишь к одному - к удовлетворению. Таким образом, задача Эго — самосохранение и приобретение средств, с помощью которых можно адаптироваться к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности.
Все действия Эго, направленные на защиту от Ид, осуществляются незаметно даже для самого Эго. Виден только результат действия защитных механизмов Эго, но и это само по себе уже может стать объектом анализа. Если бдительность Эго ослаблена (сном, гипнозом, лекарствами, усталостью, болью либо с помощью специальных психологических техник), то Ид может прорваться в область Эго в виде оговорок, забываний, описок и т. п. Материал, помогающий анализировать Эго, выступает в форме сопротивления анализу Ид. Эго становится активным, когда пытается с помощью противодействия воспрепятствовать вторжению Ид. Поскольку аналитик занят тем, чтобы помочь Ид войти в область осознания, то Эго начинает сопротивляться самому аналитику. Анализ сопротивлений Эго — это возможность наблюдать его бессознательные защитные действия и осознавать их.
Эго защищается не только от Ид, но и от чувств, связанных с первичными инстинктами. Например, сексуальному влечению часто сопутствуют любовь, вожделение, ревность, разочарование, страдание и печаль. Агрессия сопровождается ненавистью, гневом, яростью. Сохраняя свою индивидуальность, Эго во всех конфликтах достаточно последовательно выбирает разные способы защиты, о которых мы поговорим позже.
Супер-Эго («Сверх-Я») представляет собой моральное сознание; его содержание в основном доступно восприятию и осознанию и заполняется представлениями из права, политики, религии и из других сфер общества, часто связанных с запретами и ограничениями. Супер-Эго образуется в результате усвоения родительских требований и запретов и ответственно за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов. В случае, когда Эго принимает требования Супер-Эго, между ними возникают гармоничные отношения. При этом сложно описать Супер-Эго из-за того, что его содержание совпадает с содержанием Эго. О-Супер-Эго можно судить только тогда, когда оно начинает критично или враждебно относиться к Эго. Супер-Эго становится видимым через состояния, которые оно передает в Эго, например, через чувство вины и угрызение совести. Супер-Эго подсказывает Эго, что следует подавить, отправив в Ид, а что можно разрешить как приемлемое. По отношению к Эго Супер-Эго играет роль судьи, обособившись от него и властвуя над ним.
3. Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы — совесть и эго-идеал. Совесть формируется посредством родительских наказаний, а эго-идеал — с помощью поощрений. Эго-идеал у человека закладывается не только родителями, одобряющими и высоко оценивающими его поведение, но и при достижении им цели, когда возникает чувство гордости и самоуважения. Супер-Эго считается сформированным, когда на место родительского контроля приходит самоконтроль, который помогает убедить Эго в преимуществе идеальных целей над реальными.