Нормальное развитие ребенка

В соответствии с теорией психоанализа, А. Фрейд разделя­ет психику на составные части и отдельно следит за развитием этих частей — Ид, Эго и Супер-Эго (Freud A. 1965). А. Фрейд выделила восемь стадий нормального развития ребенка.

1. Биологическое единство между матерью и ребенком — стадия, на которой нарциссизм матери распространяется на ее ребенка, когда и сам ребенок включает мать в свою нар-цистическую среду. (Нарциссизм — любовь к собственному образу. 3. Фрейд выдвигал предположение об особой стадии сексуального развития, промежуточной между аутоэротизмом и любовью, направленной на кого-то другого.)

Это первая фаза развития психики ребенка, в которой можно выделить аутический и симбиотический периоды, то есть периоды до и после рождения. В симбиотическом периоде ребенок испытывает страх разлучения и одновременно желание самостоятельности. Симбиотический период характеризуется для ребенка телесным единством с матерью, основанным на переживаниях удовольствия и неудовольствия. Он уверен, что мать чувствует его голод, усталость, боль как свои собствен­ные. И если его потребности не удовлетворяются матерью, то ребенок переживает страх, плачет, долго не может успокоиться. Если же мать и ребенок разделены, независимо от повода, ребенок может испытывать приступы страха и страдания, то есть переживает разлучение в полном смысле этого слова (это доказано еще в 1960 году в экспериментах Боулби). Поэтому А. Фрейд предупреждает о том, что на данном этапе развития разлучать малыша с матерью даже на один час опасно для последующей жизни ребенка.

2. Стадия отдельных отношений — этап развития ребенка, при котором выбор объекта его привязанности регулируется не со стороны Эго, а со стороны потребностей и инстинктов самого ребенка. То есть для ребенка предпочтительнее тот человек, который удовлетворяет его потребности. Это не проявление прагматизма или капризы, а лишь свидетельство нормального развития ребенка.

По данным зарубежных исследователей известно, что если мать не смогла стать для ребенка идеальным источни­ком удовольствия, то у ребенка может возникнуть, например, аналитическая депрессия. Это психическое расстройство, возникающее у ребенка, разлученного с матерью, после того как в течение первых шести месяцев у них были нормальные отношения. На первом месяце разлучения симптомы этой де­прессии проявляются в плаксивости ребенка, требовательности, излишней привязанности к взрослому, который с ним общается. На втором месяце разлучения с матерью дети отказываются от контакта, лежат ничком в кроватках, страдают бессонницей, теряют в весе, чаще болеют, у них усиливается задержка мотор­ного развития, возникает маскообразное выражение лица. После третьего месяца разлучения у ребенка уже устойчиво застывшее выражение лица, вместо плача — хныканье, замедляется общее развитие. Если между концом третьего и пятого месяцев ребенок возвращается к матери или найдена подходящая (с точки зрения ребенка) замена, то все расстройства очень быстро исчезают. Замечено также, что если опеки было недостаточно (опять-таки с точки зрения ребенка), то во взрослом возрасте этот ребенок будет попадать в опасные ситуации чаще, чем другие люди.

А. Фрейд считает, что в человеческом развитии физи­ческое «Я» предшествует всем остальным сторонам развития «Я». Но это не значит, что ребенок достигает своей телесной самостоятельности раньше, чем эмоциональной и мораль­ной. Чем больше ребенок находится под влиянием телесных побуждений, тем меньше он сам управляет удовлетворением своих потребностей. Единственное исключение — аутоэротика, которая позволяет ему проявлять определенную самостоятель­ность по отношению к внешнему миру.

Во всех остальных сферах деятельности (сон, прием пищи, опорожнение кишечника и мочевого пузыря, гигиена тела, предотвращение болезней и несчастных случаев) проходит до­статочно много времени, прежде чем будет снят материнский контроль, и сам человек станет контролировать себя именно так, как это делала прежде его мать.

3. Стадия объектных отношений — этап развития ребенка, когда его любовь к родителям существует и проявляется неза­висимо от того, ухаживают они за ним или нет. В этот период отсутствие телесного контакта с матерью перестает быть для малыша травматическим и ему достаточно того, что он видит и слышит свою мать. Естественное позитивное чувство к ней остается неизменным и направленным на нее.

Разлучение ребенка с объектом его любви на этой стадии переносится им легче, чем прежде. С этого периода начинают завязываться новые отношения с другими людьми. Но и на данном этапе длительность разлуки с матерью должна увели­чиваться постепенно.

4. Амбивалентные отношения анальной стадии проявля­ются в том, что любовь и агрессия, переживаемые ребенком одновременно, направлены на одного и того же человека. Ребенок одновременно и обнимает, и кусает мать или отца в порыве чувств. На этот же период приходится естественная потребность ребенка в выражении агрессии. Поэтому, если любовные стремления ребенка не находят подходящего объ­екта или если объект, на который направлены амбивалентные проявления чувств, ненадежен, то возникают нарушения в процессе смешения любви и агрессии. Это ведет в будущем к агрессивно-деструктивному поведению, которое не поддается воспитанию и требует психотерапевтического вмешательства. Излишняя привязчивость ребенка к матери есть следствие амбивалентности, а не типичное проявление избалованности ребенка, считает А. Фрейд. Поэтому нельзя грубо и резко реагировать на такую демонстрацию чувств малыша. На этой стадии он не хочет отпускать от себя родителей ни на минуту, удерживает их, когда они хотят оставить его.

С этим надо считаться и относиться к поведению ребен­ка безоценочно, не отталкивать и не оставлять его при таких проявлениях чувств. Наоборот, его надо крепко прижать к себе, успокоить и лишь потом, если удастся, оставить с другим человеком, который его отвлечет.

5. Фаллическая (Эдипова) стадия характеризуется тем, что ребенок, любя обоих родителей, все же отдает предпочтение родителю противоположного пола, проявляя отчетливое сопер­ничество в отношениях с другим. Заметив такое предпочтение, нельзя говорить об этом в присутствии ребенка и, тем более, ставить его перед выбором, заставляя ответить на вопрос: «Кого ты больше любишь — маму или папу?». В этом случае в душе ребенка идет борьба между более сильной любовью к одному из родителей и необходимостью отречься от этого чувства на словах. Он не хочет обидеть другого родителя, который ему тоже близок и необходим.

Для последующего нормального развития личности ребен­ка вредно фиксировать его внимание на чувствах и мыслях, образующихся на этой стадии. Особенностью этих чувств является их временность, что единственно нормально на этой фазе развития психики человека.

На данном этапе развития для ребенка типично быть хваст­ливым, любопытным, демонстративным. Нельзя стыдить его за это, делать ему замечания или приводить кого-либо в пример. Нужно лишь следить, чтобы эти проявления не стали чрезмер­ными. Наоборот, родителей должно насторожить отсутствие у ребенка желания похвалиться, выставить себя напоказ и т. п. Это свидетельствует о вытеснении нормальных для его возраста побуждений, на которые когда-то грубо и резко отреагировали взрослые, что и оказалось травматизирующим фактором.

А. Фрейд считает также, что утрированное «мужское», маскулинное поведение с буйной агрессивностью вызвано сверхкомпенсацией; оно выдает пережитый ребенком детский страх на фаллической стадии развития, когда дети ненасытны в своих потребностях во внимании, утешении, заботе. Также для этой стадии развития типично проявление творчества в различных сферах жизнедеятельности.

6. Латентная стадия характерна тем, что на ней затухают прегенитальные побуждения инфантильной сексуальности: ослабляется половая активность, происходит десексуализа-ция объектных отношений и чувств, начинает преобладать нежность, приостанавливается развитие сексуальности. Появ­ляется чувство стыда и отвращения, возникают нравственные и эстетические стремления, угасает эдипов комплекс. Дети, за счет вытеснений, начинают забывать первые годы своей жизни. Постепенно разочаровываясь в идеальном образе своих родителей, они переносят свои привязанности на сверстни­ков, учителей, киногероев и т. п. Если этого не произойдет, то ребенок будет испытывать проблемы при вхождении в компании, он может потерять интерес к школе, начать тос­ковать по дому.

Обычно дети фантазируют по поводу своего происхож­дения. Например, могут считать, что они приемные, глубоко и мучительно переживая «факт усыновления»; придумывают профессию, которой якобы заняты их родители; фантазируют по поводу происхождения своего рода и т. п. В этом случае не надо их одергивать, говорить, что они лгут, обижаться на недостаточное внимание к себе и т. п. Надо просто терпеливо ждать, так как если с пониманием принимать эти проявления, то, скорее всего, они бесследно пройдут. Инстинкты, подавля­емые на латентной стадии, сублимируются в художественном, интеллектуальном и ином творчестве, ценном с точки зрения общества.

7. Предпубертатная стадия — предварительная ступень собственно пубертатности. Инфантильные установки и желания 2—4 стадий обнаруживаются в ней по-новому за счет регрессий на более ранние годы жизни. Ребенок вдруг может захотеть, чтобы его завернули в одеяло и покачали как маленького, либо хочет пососать соску и т. п. Это не следствие ошибок воспита­ния и неправильного развития, а нормальные явления. В этих случаях мягко и с пониманием надо принять эти побуждения и в игровой форме осуществить их. Все это — подготовка к следующей стадии развития.

8. В пубертатной стадии у человека двойная задача — осво­бодиться от своих эдиповых привязанностей и полюбить кого-либо вне семьи. Эта первая любовь становится для человека способом утверждения собственной автономии и доказатель­ством значимости чувств за пределами семьи. Родители должны считаться с первой любовью и уважительно относиться как к самому чувству их повзрослевшего ребенка, так и к объекту его любви.

При нормальном развитии ребенка прогресс и регресс все время чередуются. Если же регрессии становятся постоянными, то они превращаются в патогенный фактор.

Не приносит пользу здоровому развитию ребенка и то, что взрослые критикуют и осуждают регрессии. Этим они способствуют тому, что, если ребенок переживает неприятные события, не поддаваясь им, у него формируются вытеснения и задержки, которые преграждают ему путь в прошлое. Это часто происходит при болезни, усталости, при засыпании, в страхе, в разлуке. Проявляется все это в той бессмыслице, которую говорят дети, в слезах, капризах, в просьбах взять на руки или завернуть как маленького в одеяло, в сосании давно забытой соски и т. п.

Если на каждой стадии развития с ребенком происходят события, соответствующие этой стадии, то он извлекает из них пользу, независимо от того, желательно или нежелательно его поведение. Если же таких событий не происходит, то даже при доброжелательной помощи со стороны родителей ребенок испытывает отвращение к ожидаемым от него ситуации или действию, и преодолеть это отвращение он не может.

В своих исследованиях А. Фрейд утверждает:

• излишняя нежность, послушность, скромность ребенка — это следствие вытесненных побуждений агрессии, жадности и упрямства;

• стыдливость и скромность соответствуют нереализован­ному желанию выделиться;

• привязанность и любовь ребенка к младшим братьям и •сестрам свидетельствуют о вытесненных зависти и рев­ности;

• отсутствие любопытства по поводу появления детей, половых различий и сексуальных взаимоотношений ро­дителей — это результат работы защитных механизмов по поводу сексуального любопытства;

• чрезмерный стыд, отвращение и жалость— следствие длительной борьбы с неприличными желаниями и жесто­костью, которые были отвергнуты. (Вот что об отвращении говорит Р. Гринсон [1994]: «Отвращение является реакцией на чувство или представление о чем-то отвратительном, что пришло в контакт с телом. Неуместное отвращение говорит о репрессированном желании коснуться или положить в рот что-то, что сознательно считается „грязным"».);

• аккуратность, опрятность, экономность, бережливость, накопительство происходят из вытесненных побуждений анальной стадии развития;

• жгучее тщеславие, импульсивное поведение — следствие фиксации на фаллической фазе;

• игра «под дурачка» — нереализованная или искаженная потребность ребенка выделиться на фаллической стадии развития;

• скука исходит из подавления мастурбационных фантазий и побуждений;

• излишняя озабоченность своим здоровьем выдает недо­статочность материнской заботы и недоверие к матери, которые были пережиты ребенком в детстве;

• отсутствие аппетита или ненасытность — нарушения пи­тания в оральной фазе развития;

• кусание, плевание, — проявление оральной агрессивности;

• жестокость, потребность разрушать есть следствие наруше­ний в отношениях «мать — дитя» на анальной стадии;

• любовь к власти, зазнайство, хвастовство — следствие нарушения отношений и нереализованных потребностей на фаллической фазе.

Способность соотносить мысли, чувства, фантазии, им­пульсы и поведение человека с его бессознательными прояв­лениями есть наиболее важное умение аналитика, основанное на четком знании и понимании теории психоанализа. Одно из таких бессознательных проявлений — механизм психоло­гической защиты.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: