Первый из основных постулатов НЛП звучит следующим образом: «Карта — это не территория». Суть этого положения сводится к тому, что наши представления о мире — это не сам мир, подобно тому, как карта Земли — это не Земля. Другими словами, то, какой мы видим окружающую действительность, -это не зеркальное ее отражение, а результат преломления внешней информации через призму субъективного опыта и индивидуальных особенностей человека. Одни и те же факты. явления, события воспринимаются разными людьми по-разному. Поскольку мы не работаем непосредственно с миром, в котором живем, то мы создаем его модели или карты и используем их, чтобы планировать свое поведение. В принципе это положение является хрестоматийным для психологической науки.
Свои модели мы создаем посредством трех универсальных процессов человеческого моделирования: обобщения, исключен 'ния и искажения. Эти процессы позволяют человеку выживать, развиваться, учиться, понимать и переживать многообразие окружающего мира. Но если индивид ошибочно смешивает свою субъективную реальность с подлинной реальностью,] то эти же процессы начинают его ограничивать и подавлять способности, о которых шла речь выше.
|
|
По словам Дж. Гриндера и Р. Бендлера, «обобщение — это процесс, при котором элементы или части модели отделяются от первоначального опыта и начинают представлять целый класс явлений, одним из примеров которого был этот опыт» (Гриндер, Бендлер, 1997, с. 16). С помощью обобщений мы учимся дей ствовать в этом мире. Ребенок учится открывать дверь, нажимая на ручку. Потом он обобщает этот опыт и, встречая самые различные двери, пытается открыть их, нажимая на их ручки. Входя в темную комнату, человек тянется к выключателю; ему не нужно каждый раз учиться новой стратегии, чтобы включить свет. Однако этот же процесс может стать ограничением. Если ребенок, обжегшийся о кухонную плиту, делает обобщение, что все кухни опасны и их следует избегать, то он без нужды себя ограничивает. Если женщина на основе одного или двух неприятных переживаний решает, что все мужчины бесчувственны, то она также ограничивает себя.
Все мы делаем бесконечно много обобщений, которые полезны и уместны в одних ситуациях и не являются таковыми в других. Ребенок, приучившийся в семье к тому, что плачем и хныканьем он добьется своего, от школьных товарищей этим же поведением дождется, по-видимому, лишь оскорблений. Если для получения того, чего он хочет, он «обобщает» только это поведение, то он может оказаться неспособным к более подходящему и полезному поведению в компании сверстников.
«Второй механизм, который мы можем использовать для эффективного взаимодействия с миром, а также и во вред себе, — исключение. Исключение — это процесс, при котором мы избирательно обращаем внимание на одни стороны нашего опыта и пропускаем другие» (Гриндер, Бендлер, 1997, с. 17). Так, например, человек может читать книгу, когда люди вокруг него разговаривают, или работает телевизор, или играет музыка. Благодаря исключению можно справиться с поставленной задачей и избежать перегрузки внешними стимулами. Однако и в этом случае процесс может стать ограничением, если мы исключаем части опыта, необходимые для построения полной модели мира. Человек, убежденный, что с ним все обращаются несправедливо, но исключающий собственное поведение, которое способствует такому обращению, не обладает полной моделью мира. Учитель, игнорирующий скуку учеников, ограничивает не только собственный, но и их опыт.
|
|
«Третий процесс моделирования — искажение. Искажение — это процесс, позволяющий нам преобразовать восприятие сенсорных данных» (Гриндер, Бендлер, 1997, с. 17). Без этого процесса люди не могли бы строить планы на будущее или воплощать мечты в действительность. Искаженное представление реальности дается в беллетристике, искусстве и даже науке. Микроскоп, роман, картина — все это примеры нашей способности искажать и иначе представлять реальность.
Процесс искажения также может во многом ограничивать человека. Представьте себе, например, человека, искажающего все критические замечания в свой адрес реакцией: «Меня невозможно любить». В результате такого искажения пропадает вся ценность критики, а часто и всякая возможность изменения и развития. Другим примером искажения является представление о процессе как о вещи, предмете. Когда «взаимоотношения» отделяются от процесса отношений, участвующим в них людям наносится ущерб. Отношения становятся чем-то «вне нас», рассматриваются так, будто это не выбор, будто они не поддаются контролю, не имеют динамики.
Таким образом, на основе обобщения, исключения и искажения информации, поступающей из внешнего мира, каждый создает свою субъективную внутреннюю реальность. Фильтры, через которые мы воспринимаем мир и обеспечиваем свою индивидуальность, называются в НЛП мета-программами. Например, из всем известного изречения о стакане можно выделить мета-программы «стакан наполовину пуст» и «стакан наполовину полон».
Когда человек меняет свои фильтры, это может принципиально изменить то, как он подходит к ситуациям и как воспринимает мир и себя самого. Будучи подсознательными характеристиками, мета-программы проявляются в поведении и речи людей. Например, мета-программы «движение к» и «движение от» проявляются в том, что одни люди стремятся к достижению своих целей, а другие — к избежанию неприятностей, поиску безопасной ниши. По сути, людям с мета-программой «движение к» свойственна мотивация достижения успеха, тогда как мета-программа «движение от» характеризуется мотивацией избегания неудачи.
Эффективному психотерапевту крайне важно понять модель мира его клиента. Каким бы причудливым ни казалось человеческое поведение, оно приобретает смысл, если его рассматривать с точки зрения модели или карты мира этого человека. Например, то, как человек реагирует на стрессовую ситуацию, зависит от вариантов поведения, присутствующих в его модели, и от количества этих вариантов. Поэтому личность, в модели мира которой есть пять различных способов реакции на внешние потрясения, будет более гибкой и лучше адаптироваться к сложной жизненной ситуации, чем та, у которой только один или два способа реагирования.
Так, например, потеряв работу, человек с небольшим количеством поведенческих вариантов может попробовать найти подходящее место на других предприятиях. Если эта попытка окажется неудачной, он попробует что-то еще (позвонит своим знакомым или подаст объявление в газету). Если и эти действия не принесут желаемого результата, этот человек окажется в тупике. По его мнению, все возможное он уже сделал. Однако на самом деле он исчерпал лишь те варианты, которые были в его модели. В реальном мире существует множество других возможностей выбора: получить новую специальность, открыть собственное дело, работать на дому и т. д. Выборов не хватает не в самом мире, а в моделях мира индивида, говорят Дж. Гриндер и Р. Бендлер (Гриндер, Бендлер, 1997).
|
|
Таким образом, народная мудрость о том, что безвыходных положений не бывает, находит свое подтверждение в основном положении НЛП. Проблема не в том, что люди принимают неверные решения, а в том, что им не хватает вариантов для того, чтобы сделать правильный выбор, когда это необходимо. Психотерапия в рамках этого подхода призвана помочь клиенту расширить границы индивидуальной карты мира и добавить новые возможности выбора. Создаваемые нами модели руководят нами и позволяют осмыслить свой опыт. Их следует оценивать не в терминах «хороший», «плохой» или «сумасшедший», а с точки зрения их полезности, то есть эффективности, с которой они помогают справляться с окружающим нас миром и творчески на него реагировать.