Основные положения НЛП механизмы моделирования

Первый из основных постулатов НЛП звучит следующим образом: «Карта — это не территория». Суть этого положения сводится к тому, что наши представления о мире — это не сам мир, подобно тому, как карта Земли — это не Земля. Другими словами, то, какой мы видим окружающую действительность, -это не зеркальное ее отражение, а результат преломления внешней информации через призму субъективного опыта и индивидуальных особенностей человека. Одни и те же факты. явления, события воспринимаются разными людьми по-разному. Поскольку мы не работаем непосредственно с миром, в котором живем, то мы создаем его модели или карты и используем их, чтобы планировать свое поведение. В принципе это положение является хрестоматийным для психологической науки.

Свои модели мы создаем посредством трех универсальных процессов человеческого моделирования: обобщения, исключен 'ния и искажения. Эти процессы позволяют человеку выживать, развиваться, учиться, понимать и переживать многообразие окружающего мира. Но если индивид ошибочно смешивает свою субъективную реальность с подлинной реальностью,] то эти же процессы начинают его ограничивать и подавлять способности, о которых шла речь выше.

По словам Дж. Гриндера и Р. Бендлера, «обобщение — это процесс, при котором элементы или части модели отделяются от первоначального опыта и начинают представлять целый класс явлений, одним из примеров которого был этот опыт» (Гриндер, Бендлер, 1997, с. 16). С помощью обобщений мы учимся дей ствовать в этом мире. Ребенок учится открывать дверь, нажимая на ручку. Потом он обобщает этот опыт и, встречая самые различные двери, пытается открыть их, нажимая на их ручки. Входя в темную комнату, человек тянется к выключателю; ему не нужно каждый раз учиться новой стратегии, чтобы включить свет. Однако этот же процесс может стать ограничением. Если ребенок, обжегшийся о кухонную плиту, делает обобщение, что все кухни опасны и их следует избегать, то он без нужды себя ограничивает. Если женщина на основе одного или двух непри­ятных переживаний решает, что все мужчины бесчувственны, то она также ограничивает себя.

Все мы делаем бесконечно много обобщений, которые полезны и уместны в одних ситуациях и не являются таковыми в других. Ребенок, приучившийся в семье к тому, что плачем и хныканьем он добьется своего, от школьных товарищей этим же поведением дождется, по-видимому, лишь оскорблений. Если для получения того, чего он хочет, он «обобщает» только это поведение, то он может оказаться неспособным к более под­ходящему и полезному поведению в компании сверстников.

«Второй механизм, который мы можем использовать для эффективного взаимодействия с миром, а также и во вред себе, — исключение. Исключение — это процесс, при котором мы избирательно обращаем внимание на одни стороны нашего опыта и пропускаем другие» (Гриндер, Бендлер, 1997, с. 17). Так, например, человек может читать книгу, когда люди вокруг него разговаривают, или работает телевизор, или играет музы­ка. Благодаря исключению можно справиться с поставленной задачей и избежать перегрузки внешними стимулами. Однако и в этом случае процесс может стать ограничением, если мы исключаем части опыта, необходимые для построения полной модели мира. Человек, убежденный, что с ним все обращают­ся несправедливо, но исключающий собственное поведение, которое способствует такому обращению, не обладает полной моделью мира. Учитель, игнорирующий скуку учеников, огра­ничивает не только собственный, но и их опыт.

«Третий процесс моделирования — искажение. Искаже­ние — это процесс, позволяющий нам преобразовать воспри­ятие сенсорных данных» (Гриндер, Бендлер, 1997, с. 17). Без этого процесса люди не могли бы строить планы на будущее или воплощать мечты в действительность. Искаженное пред­ставление реальности дается в беллетристике, искусстве и даже науке. Микроскоп, роман, картина — все это примеры нашей способности искажать и иначе представлять реальность.

Процесс искажения также может во многом ограничивать человека. Представьте себе, например, человека, искажающего все критические замечания в свой адрес реакцией: «Меня невоз­можно любить». В результате такого искажения пропадает вся ценность критики, а часто и всякая возможность изменения и развития. Другим примером искажения является представление о процессе как о вещи, предмете. Когда «взаимоотношения» отделяются от процесса отношений, участвующим в них лю­дям наносится ущерб. Отношения становятся чем-то «вне нас», рассматриваются так, будто это не выбор, будто они не поддаются контролю, не имеют динамики.

Таким образом, на основе обобщения, исключения и иска­жения информации, поступающей из внешнего мира, каждый создает свою субъективную внутреннюю реальность. Фильтры, через которые мы воспринимаем мир и обеспечиваем свою индивидуальность, называются в НЛП мета-программами. Например, из всем известного изречения о стакане можно выделить мета-программы «стакан наполовину пуст» и «стакан наполовину полон».

Когда человек меняет свои фильтры, это может прин­ципиально изменить то, как он подходит к ситуациям и как воспринимает мир и себя самого. Будучи подсознательными характеристиками, мета-программы проявляются в поведе­нии и речи людей. Например, мета-программы «движение к» и «движение от» проявляются в том, что одни люди стре­мятся к достижению своих целей, а другие — к избежанию неприятностей, поиску безопасной ниши. По сути, людям с мета-программой «движение к» свойственна мотивация достижения успеха, тогда как мета-программа «движение от» характеризуется мотивацией избегания неудачи.

Эффективному психотерапевту крайне важно понять модель мира его клиента. Каким бы причудливым ни казалось челове­ческое поведение, оно приобретает смысл, если его рассмат­ривать с точки зрения модели или карты мира этого человека. Например, то, как человек реагирует на стрессовую ситуацию, зависит от вариантов поведения, присутствующих в его модели, и от количества этих вариантов. Поэтому личность, в модели мира которой есть пять различных способов реакции на вне­шние потрясения, будет более гибкой и лучше адаптироваться к сложной жизненной ситуации, чем та, у которой только один или два способа реагирования.

Так, например, потеряв работу, человек с небольшим ко­личеством поведенческих вариантов может попробовать найти подходящее место на других предприятиях. Если эта попытка окажется неудачной, он попробует что-то еще (позвонит своим знакомым или подаст объявление в газету). Если и эти действия не принесут желаемого результата, этот человек окажется в тупике. По его мнению, все возможное он уже сделал. Однако на самом деле он исчерпал лишь те варианты, которые были в его модели. В реальном мире существует множество других возможностей выбора: получить новую специальность, от­крыть собственное дело, работать на дому и т. д. Выборов не хватает не в самом мире, а в моделях мира индивида, говорят Дж. Гриндер и Р. Бендлер (Гриндер, Бендлер, 1997).

Таким образом, народная мудрость о том, что безвыходных положений не бывает, находит свое подтверждение в основном положении НЛП. Проблема не в том, что люди принимают неверные решения, а в том, что им не хватает вариантов для того, чтобы сделать правильный выбор, когда это необходимо. Психотерапия в рамках этого подхода призвана помочь клиенту расширить границы индивидуальной карты мира и добавить но­вые возможности выбора. Создаваемые нами модели руководят нами и позволяют осмыслить свой опыт. Их следует оценивать не в терминах «хороший», «плохой» или «сумасшедший», а с точки зрения их полезности, то есть эффективности, с кото­рой они помогают справляться с окружающим нас миром и творчески на него реагировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: