Репрезентативные системы и техника расстановки якорей

Другим важным положением нейро-лингвистического программирования является утверждение, что субъективный опыт состоит из зрительных, слуховых, кинестетических и обоня-тельно-вкусовых переживаний (сенсорная четверка). Это простые элементы опыта, на их основе формируются более сложные программы деятельности и поведения (Гриндер, Бендлер, 1993; Калина, 1997). В соответствии с органами чувств, с помощью которых человек воспринимает мир, выделяют так называемые системы представления — репрезентативные системы. Это системы получения информации и формирования образов:; зрительная, слуховая (аудиально-тональная), кинестетическая система, а также аудиально-дигитальная система (вербальный канал информации). Хотя каждый здоровый индивид использует все эти системы, какие-то из них могут быть предпочитаемыми, то есть доминировать, использоваться чаще, чем остальные.

Система представления, с помощью которой осуществля-ется доступ к информации, хранящейся в памяти, называется ведущей. Например, первое, что вспоминают люди с ведущей зрительной системой, — это образы, визуальные картинки прошлых событий, тогда как другим легче вспомнить ощу-щения или звуки. Часто ведущая и предпочитаемая системы различны, но иногда они совпадают.

Для того чтобы определить, в какой из репрезентативных систем происходит вспоминание, обдумывание, переработка информации, выделены специальные маркеры — предикаты.; К ним относятся, в частности, особенности речи. «Определить систему представлений можно, обращая внимание на слова, обозначающие процессы (глаголы, наречия и прилагательные), которые человек использует, чтобы описать свой внутренний опыт», — пишут Дж. Гриндер и Р. Бендлер (1997, с. 10). В своей книге «Из лягушек в принцы» они приводят в качестве иллюс­трации такой диалог (Гриндер, Бендлер, 1993, с. 11):

— Вы знаете, доктор Бендлер, мне очень тяжело. Знаете, 1 похоже, что не могу сам с этим справиться.

— Я вижу это, мистер Гриндер...

— Кажется, я сделал что-то не то со своими детьми, но не знаю, что же именно. Я думаю, может быть, вы сможете мне помочь понять это.

— Конечно, я вижу, о чем вы говорите. Сосредоточимся на одном из конкретных аспектов. Постарайтесь дать мне собственную точку зрения на происшедшее. Скажите, как вы видите ситуацию в данный момент.

— Но... знаете... я... я чувствую, что, кажется, не могу ничего ухватить.

— Я вижу это. Для меня важно — что стало ясным из вашего красочного описания — для меня важно, чтобы мы увидели дорогу, по которой мы пройдем вместе.

— Я пытаюсь рассказать вам о том, что моя жизнь была полна тяжелейших событий. И стараюсь найти способ...

— Я вижу, что все выглядит разрушенным... по крайней мере, это следует из вашего описания. Тона, в которые вы все раскашиваете, отнюдь не веселы».

Как видно из приведенного диалога, собеседники не могут понять друг друга, поскольку говорят «на разных языках». Кли­ент в описании своей проблемы использует кинестетическую систему представления, о чем свидетельствуют слова «тяжело», «ухватить». Терапевт же пользуется словами, характеризующими визуальную систему: «вижу», «точка зрения» и т. д.

Авторы отмечают, что для установления раппорта — хо­рошего контакта — с собеседником необходимо использовать лексику из той же самой системы представления, что и он. Если нужно установить дистанцию, можно намеренно упо­треблять слова из другой системы представления, как в опи­санном диалоге.

Надежным показателем репрезентативной системы чело­века, участвующей в акте коммуникации, являются движения глазных яблок в ситуациях, когда он вспоминает или обду­мывает что-либо.

Чаще всего направление взгляда у правши укладывается в следующую схему. Взгляд налево и вверх означает, что человек вспоминает какой-либо зрительный образ, направо и вверх — он придумывает, конструирует образ в своем воображении. Чтобы вспомнить звуки, человек уводит взгляд горизонтально влево, а при конструировании никогда не слышанных звуков, соответственно, горизонтально вправо. Взгляд вниз и налево означает, что собеседник ведет внутренний диалог с собой, и, наконец, человек смотрит вниз и направо, переживая эмоции, тактильные (прикосновения) или проприоцептивные (чувство движения мышц) ощущения.

Эта схема не всегда соответствует реальности. Поэтому часто бывает полезно задать несколько вопросов, направлен ных на актуализацию той или иной системы представления, для того чтобы иметь возможность опираться на полученную информацию.

Чаще всего это необходимо, чтобы понимать, соответству ют ли действия клиента инструкциям терапевта, а также для выявления стратегий переработки информации. Необходимо попросить клиента проделать шесть операций, спрашивая, клиента, каким образом он выполнил задание, и наблюдая движения глаз сразу после вопроса.

1. Визуальная память. Например: «Вспомните, как выглядела ваша первая учительница».

2. Визуальное конструирование. Например: «Представьте, как бы выглядела эта комната, если бы стены и потолок в ней были синими».

3.Аудиалъная память. Например: «Вспомните, как звучит голос вашей матери».. 4. Аудиальное конструирование. Например: «Послушайте, как звучит всплеск воды, переходящий в пение птицы».

5. Аудиалъно-дигиталъная система. Например: «Что вы гово­рите себе, когда довольны своей работой?»

6. Кинестетическая система. Например: «Что вы чувствуете, когда прикасаетесь к пушистому меху?» или «Вспомните, что вы чувствовали, когда сдавали экзамен?»

Следует обязательно спросить клиента, насколько точно он выполнил задание: увидел ли то, что вы его просили увидеть, и сразу ли он это увидел. Например, когда человека просят вспомнить образ, он может сначала вспомнить и испытать ощущения, а лишь потом представить мысленную картинку. И если произошло именно такое рассогласование, значит, первое движение глаз соответствует той системе, к которой обратился клиент (кинестетической), а не той, в которой был задан вопрос (визуальная память) (Виль-Вильямс, 1995).

Опытные НЛП-практики обычно пользуются этим способом лишь частично, как правило, просто внимательно слушая, о чем говорит клиент, описывает ли он сейчас свои

ощущения (глаза вниз), вспоминает ли он визуальные образы (глаза вверх) или вспоминает чьи-либо слова (движение глаз

по горизонтали).

Звуковые, слуховые, обонятельно-вкусовые и кинесте­тические составляющие каждого отдельного переживания представляют собой взаимосвязанное целое. Каждый раз, когда вызывается какая-нибудь составляющая переживания (сенсорной четверки), то при этом в некоторой степени вос­производятся и другие части этого переживания. Например, уловив запах духов любимого человека, мы вспоминаем его визуальный образ и т. д.

На этом основана используемая в НЛП техника установки якорей. Якорь— это любой стимул или сочетание стимулов, запускающий некоторое представление (сенсорную четверку) или стратегию представлений (серию четверок). Установление якорей во многом напоминает концепцию «стимул — реакция» в бихевиористских моделях. Однако между ними есть следующие важные различия (Гриндер, Бендлер, 1997):

1.Для установления якорей не требуется многократное предъявление стимулов — кондиционирование. Кон­диционирование способствует установлению якоря, но часто якорь прочно устанавливается уже первым пере­живанием.

2. Для возникновения ассоциации между якорем и реакцией не требуется прямое подкрепление каким-либо немедлен­ным результатом. Подкрепление может способствовать установлению якоря, но оно необязательно.

3. Для установления якорей внутреннее переживание (то есть когнитивное поведение) считается столь же значи­мым, как и легко наблюдаемые реакции. Иными словами, внутренний диалог, картина или ощущение являются реакциями ничуть не меньше, чем выделение слюны у собаки Павлова.

Установление якоря создает связь (или синестезию) между некоторым представлением или группой представлений. Сти­мул имеет смысл лишь как источник реакции, вызываемой им У определенного индивида.

Одной из самых обычных систем установления якорей является язык. Написанные слова «собака», «тепло» или «лю­бовь» — это зрительные якоря для внутренних представлений, происходящих из предшествующего опыта читателя. Чтобы осмыслить зрительный символ «собака», вы должны иметь доступ к прошлым переживаниям, связанными с определенным видом млекопитающих и представленными в виде четырех сенсорных образов. Это отношение можно продемонстрировать следующим образом:

«Собака»

Сенсорные переживания Слуховое Зрительное Кинестетиче­ское Обонятельно-вкусовое
Сенсорные образы Звук лая Вид собаки Прикосновение руки к шерсти Запах шерсти

 

Буквы «с», «о», «б», «а», «к», «а» служат якорем для определенного набора представлений. Изменяя форму или содержание стимула, мы можем изменить также представле­ния, вызываемые якорем. С выражениями «мокрая собака» или «пятнистая собака» посредством якорей можно связать различные представления. Необязательно, чтобы якоря вызы­вали представления сразу во всех сенсорных системах. Такие фразы, как «посмотрите на это», «это проберет вас до костей» или «его голос звучал так важно», в зависимости от состояния человека в каждом конкретном случае, обращаются к разным системам представления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: