Одно из базовых положений НЛП говорит о том, что разум и тело — неделимые части одной системы. Деление на разум и тело условно и служит средством концентрации внимания. Этот постулат также не вызывает особых споров и принимается практически во всех психотерапевтических школах.
Взаимосвязь сознания и тела проявляется, в частности, втом, что каждое психологическое состояние, переживание сопровождается определенными физиологическими реакциями. Это позволяет эффективному коммуникатору понимать не
только словесное сообщение собеседника, но и невербальную информацию, или мета-сообщения, которые человек не может сознательно контролировать. Так, когда человек испытывает радость, его дыхание, выражение лица, мышечный тонус и другие физиологические характеристики отличаются от характеристик, сопровождающих состояние глубокой печали.
Обладая развитой сенсорной восприимчивостью и наблюдательностью, НЛП-консультант может отмечать едва заметные физиологические проявления внутренних переживаний клиента, что позволит вовремя выявить неконгруэнтность поведения, то есть несоответствие между вербальными и невербальными его компонентами.
|
|
Необходимо помнить, что физиологические проявления индивидуальны, поэтому для того, чтобы не ошибиться, следует выяснить, каким образом у конкретного человека определенные реакции выражаются в поведении, то есть найти поведенческие «ключи». Этот процесс называется калибровкой. НЛП-консультант может, например, с помощью нескольких вопросов, ответы на которые он знает, отметить, какие поведенческие проявления соответствуют ответам «да» и «нет» клиента, или определить, когда клиент думает о приятном человеке или событии, а когда о неприятном. Это могут быть микродвижения мышц, изменение дыхания, изменение тембра голоса и т. д.
Для того чтобы заметить несоответствие между тем, что клиент говорит и что он переживает, Лесли Кэмерон-Бендлер советует обращать внимание на руки (сжаты они в кулаки или расслаблены, как они жестикулируют, каково положение кистей рук), дыхание (вздохи, задержки дыхания, углубление дыхание), ноги (как повернуты носки, одинаково ли стоят ноги на полу, есть ли покачивание ногой) и т. д. (Виль-Вильямс, 1995). Хотя у разных людей будут различные подсознательные поведенческие реакции, они постоянны у одного человека. Поэтому если терапевт знает, как клиент ведет себя, когда дает положительные и отрицательные ответы или переживает определенные состояния, он может использовать эту информацию в своей работе, например, с целью диагностики неконгруэнтности.
В методическом руководстве Е. И. Виль-Вильямс (1995) описываются определенные правила работы с неконгруэнтностью клиента. Терапевт должен всегда замечать неконгруэнт ность. Можно не обращать на нее внимание клиента, но надо обязательно должен запомнить, в какой момент она возникла, и в конце сессии вернуться к этой ситуации и проверить, стал ли клиент более конгруэнтен.
|
|
Существует несколько способов указать клиенту на его неконгруэнтность.
1. Техника «но».
Часто клиент говорит только первую часть предложения, как бы сигнализируя о существовании второй, противоречащей этой.
Пример:
Клиент: Я действительно хочу изменить это...
Терапевт: Но...
Клиент: Но боюсь, что мне это не удастся.
2. Техника комментария.
Терапевт комментирует замеченную им несогласован-' ность.
Пример:
«Вы говорите, что хотите измениться, но поза и тон вашего голоса не согласуются с этим сообщением...»
3. Техника зеркального повторения.
Терапевт отзеркаливает клиента, пробует произнести фразу тем же тоном и в той же позе.
4. Техника прямого вопроса. Пример:
Клиент: Я действительно хочу это изменить. Терапевт: Возможно, есть какое-то внутреннее противоречие, которое не дает вам это сделать?