Техники подстройки и присоединения

Особое внимание в НЛП уделяется гипнотическим техни­кам. Вслед за М. Эриксоном создатели НЛП понимают гипноз не как состояние, а как особую форму коммуникации, при

которой терапевт апеллирует к подсознанию клиента (Гриндер, Бендлер, 1997).

В основе эффективного использования трансовых техник лежит глубокий раппорт терапевта с клиентом Терапевт ис­пользует для этого присоединение или подстройку Здесь очень важно принимать поведение и мышление другого человека, что помогает присоединиться к его модели мира. Терапевт прини­мает и использует любое поведение клиента для установки и поддержания раппорта.

Подстроиться можно к любому наблюдаемому поведению, меняя свои действия в соответствии с тем, как меняется пове­дение другого человека. Например, можно отзеркалить позу, положение тела, головы собеседника, скопировать темп его речи, громкость и т. д. Более тонкий и эффективный способ подстройки — это присоединение к дыханию клиента. Не обязательно подстраиваться к дыханию напрямую, то есть своим дыханием, можно делать это перекрестно, например, кивать головой в такт дыханию клиента, или говорить на его выдохе. Можно подстроиться темпом речи к дыханию клиента или к частоте пульса.

В процессе присоединения терапевт действует наподобие изощренного механизма биологической обратной связи. Мил-тон Эриксон в качестве механизмов присоединения эффек­тивно использовал положение своего тела и свои движения. Он часто перенимал тон голоса, скорость речи клиента и ее синтаксическое строение, приспосабливая свое дыхание, по­ложение тела и жесты, чтобы подстроиться к нему.

Таким образом, клиент ощущает свое дыхание, поднятие и опускание своей груди, и одновременно видит тело терапев­та, повторяющее те же ритмические движения. В сущности, терапевт превращает все свои выходные каналы в механизм обратной связи, осуществляющий подстройку к субъективным переживаниям клиента и на сознательном, и на подсознатель­ном уровнях. Клиенты редко осознают сложные способы, с помощью которых опытный терапевт подстраивается к ним. Эта неосознанность, по-видимому, - важная составляющая в быстром, эффективном наведении транса.

Важным инструментом для подстройки и последующего ведения во время трансовой коммуникации является речь. Во-первых, подстроившись к речи клиента (основным выра­жениям, повторяющимся оборотам и т. д.), НЛП-консультант получит много информации о его модели мира. Словесное присоединение терапевта к клиенту можно считать успешным, когда речевые обороты терапевта принимаются клиентом как точное описание его текущих переживаний.

Есть два основных эффективных способа словесного присоединения к клиенту:

1) описание текущих, наблюдаемых переживаний клиента;

2) описание текущих, внешне ненаблюдаемых переживаний клиента.

Первый способ зависит, прежде всего, от способности терапевта различать тонкие нюансы поведения клиента и включать эти различия в свое описание действий клиента. Например, терапевт может воспользоваться такими фразами:

«Вдыхая и выдыхая — с каждым вдохом и с каждым вы­дохом...»;

«Рука поднимается, поднимается...»

Эуи фразы должны располагаться во времени так, чтобы они точно описывали переживания клиента. Они произносятся, когда клиент и в самом деле вдыхает или выдыхает, или когда рука клиента и в самом деле поднимается. В присоединении этого рода также очень важна сенсорная восприимчивость терапевта, его способность проводить тонкие зрительные и слуховые различия. Он использует слова и фразы, услышанные им от клиента, интонацию клиента, темп его голоса и т. д.

Таким образом, первый способ присоединения предполага­ет умение терапевта словесно подстраиваться к текущим пере­живаниям клиента. Сюда входят очевидное поведение, напри­мер: «Когда вы сидите здесь, слушая мой голос...» и менее очевидное. Здесь уместно привести случай, где М. Эриксон внушает клиенту, чтобы его руки поднялись. Он делает это в тот момент, когда клиент вдыхает. Если ваши руки лежат на бедрах, и вы делаете вдох, у вас возникает ощущение, будто руки при­поднимаются. Эриксон подстраивает свои словесные внушения

к тем переживаниям, которые, как ему уже заранее известно, будут у клиента. Он выбирает момент вдоха и говорит клиенту, что его руки поднимаются, — клиент не может этого отрицать.

Цель терапевта — присоединиться настолько успешно, чтобы можно было вести клиента в его переживаниях. Другими словами, как только клиент принимает (обычно на подсозна­тельном уровне) описание терапевта как точное отображение его текущих переживаний, то размывается граница между описанием нынеинего поведения клиента и того, что он будет переживать в следующий момент. Типичный прием — сделать ряд присо­единяющихся высказываний, таких, что клиент может сразу же убедиться в их истинности, а потом связать их с высказыванием, описьвающим поведение, которое терапевт хочет вызвать у клиенга. Связки между высказываниями могут различаться по своей силе. Самой слабой связкой является союз «и».

Пример: «Вы сидите здесь, слушая мой голос и расслаб­ляясь все больше и больше...»

Несколько более сильную связку представляют собой приемы, в которых выражения, упомянутые выше, соединяют высказывания, связывая их во времени (косвенно-причинная связка).

Гример: «В то время как ваша голова наклоняется вперед, вы можете начать вспоминать...»

Самую сильную форму связки называют причинно-след-ственной; в ней используются слова, прямо указывающие на причинность, такие как заставляет, делается, становится.

Пример: «От покачивания головой вам становится все удобнее...»

Важной чертой этих высказываний является то, как они связывают текущее поведение клиента с его следующим пере­живанием. Применение связок основано на способности тера­певта использовать свойственные самому клиенту принципы моделдрования, чтобы присоединиться к нему и повести его в новом, терапевтически полезном направлении. Применяя любой из этих типов соединения, терапевт начинает с чего-то уже происходящего и связывает это с желательным следующим шагом. Терапевт будет особенно эффективен, если он начнет с самой слабой формы соединения и постепенно перейдет к более сильной форме.

Ко второму способу присоединений относятся описания текущих внешне ненаблюдаемых переживаний. В данном случае клиенту предлагается ряд туманных и многозначных высказываний, которые для неподготовленного уха звучат очень конкретно. Терапевт говорит, например: «...И вы можете обратить внимание на особое ощущение...»

У клиента, безусловно, будет какое-нибудь ощущение, и когда он слышит слова терапевта об особом ощущении, он относит эту фразу к одному из своих нынешних ощущений; следовательно, это высказывание является точным описанием текущего, внешне не наблюдаемого опыта клиента. В такой фразе не уточняется, о каком именно ощущении идет речь, что позволяет связать ее с чем-то определенным в личных переживаниях клиента. Про такие фразы, где не указывается, о каких именно переживаниях клиента идет речь, говорят, что в них нет указательного индекса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: