Позитивное отношение к сопротивлению логически взаимосвязано с еще одним важным постулатом нейро-лингвистического программирования, касающимся отношения к трудностям и неудачам. Все препятствия, возникающие на пути к цели, Дж. Гриндер, Р. Бендлер и их последователи склонны рассматривать как шаги по направлению к достижению желаемого. Не существует неудач, есть только обратная связь. Всему важному в жизни люди учатся методом проб и ошибок, поэтому опыт, воспринимаемый как неудача, по своей сути является информацией, которая может помочь нам в достижении желаемого. Если человек совершил ошибку, это означает лишь что ему необходимо проявить гибкость и изменить поведение. При этом неудача дает возможность приблизить достижение цели, поскольку на основе анализа совершенных ошибок мы можем откорректировать свои действия.
Здесь уместно сравнение с детской игрой «горячо — холодно», где для того, чтобы найти спрятанную вещь, необходимо внимательно слушать и реагировать на обратную связь. И если мы получаем сигнал «холодно», нам надо изменить направление поисков. Однако в реальной жизни люди часто повторяют одну и ту же ошибку. «Мы заметили у человеческих существ одну интересную черту, — отмечают Дж. Гриндер и Р. Бенд-лер. — Если они обнаруживают, что какое-то действие, которое они производят, не дает результатов, они все равно повторяют его» (Гриндер, Бендлер, 1993, с. 13). В НЛП существует золотое правило успеха: если то, что вы делаете, не срабатывает, сделайте что-либо другое.
Для того чтобы начать действовать по-новому, многим людям приходится выйти за рамки ограничивающих представлений о себе как о неспособном сделать что-либо. У каждого человека есть все ресурсы, необходимые для достижения его целей. Задача состоит в том, чтобы воспользоваться ими в нужный момент. Например, даже очень робкий человек в определенных ситуациях чувствует уверенность (дома, с друзьями и т. п.) Другими словами, это чувство ему знакомо, поэтому проблема не в том, как стать уверенным в себе, а в том, чтобы научиться чувствовать уверенность в те моменты, когда это необходимо, получить доступ к этому состоянию.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ СУБМОДАЛЬНОСТЕЙ
Еще одно основополагающее положение НЛП гласит: смысл сообщения — в отклике, который мы получаем. То есть важно не то, на что было первоначально направлено сообщение, а то, какую реакцию вызвало оно у собеседника.
Терапевт обращает внимание не столько на содержание проблемы клиента, сколько на форму внутреннего опыта, на то, как мозг зашифровал информацию, касающуюся проблемы. Здесь большое значение имеют так называемые субмодальности,
§ 1. Основные положения НЛП
197
то есть конкретные сенсорные характеристики, воспринимаемые каждым органом чувств. Например, к зрительным субмодальностям относятся местоположение, цвет, расстояние, движение, яркость, прозрачность и т. д., к слуховым субмодальностям — громкость, высота, скорость, интонация и т. д., к кинестетическим — давление, температура, текстура и т. д.
Наиболее важной субмодальностью является ассоциированность — диссоциированность восприятия. Ассоциация — восприятие себя субъектом, а ситуацию — объектом действия. При этом происходит полный контакт с ощущениями, поступающими по всем сенсорным каналам (репрезентативным системам), полное проживание эмоций. Диссоциация — восприятие себя в ситуации как объекта наблюдения, видение себя со стороны. При этом внимание фокусируется только на одной или двух репрезентативных системах (Виль-Вильямс, 1995; Гриндер, Бендлер, 1993).
Для того чтобы клиент получл доступ к ресурсам, существующим в его опыте, он должен вспомнить ситуацию, в которой он обладал желаемыми характеристиками. Причем воспоминание должно быть ассоциированным, то есть ситуацию надо пережить заново, заново прочувствовать то, что чувствовал в тот момент. Естественно, в ассоциированном состоянии человек не видит себя со стороны, так как находится «внутри» переживания. При работе с отрицательными, «нересурсными» состояниями задачей консультанта будет следить за тем, чтобы клиент был диссоциирован. То есть ясно осознавал, что неприятная или травмирующая ситуация была в прошлом, и, вспоминая ее, оставался сторонним наблюдателем. Это, во-первых, позволяет получить новое, более объективное видение прошлых событий, во-вторых, сделает терапию более приятной и безболезненной.
Приверженцы НЛП в психотерапии уверены, что человеку не нужно заново переживать то, что уже причинило страдание (Андреас, Андреас, 1995; Dilts, 1990). Для того чтобы измениться, необходимо изменить свое восприятие травмирующего прошлого опыта и научиться вести себя по-новому. Поскольку мозг человека обладает уникальной способностью обучаться очень быстро, для изменения требуется немного времени. Например, излечение от фобий во многих случаях происходит за 15—20 минут.