Раскройте содержание психолого-педагогической помощи членам семей, воспитывающих детей с нарушениями развития на разных возрастных этапах

Направления психологической работы с семьями, воспитывающими детей с НР:

1) психологическое изучении проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка с НР;

2) психологическое консультирование семей;

3)психолого-педагогическая и психокоррекционная работа с детьми и их родителями.

 

период Помощь родителям Помощь ребенку Помощь членам семьи
Перинатальный период     - посещение родителями (матерью) курсов по подготовке к родам; информирование родителей о позитивном сценарии в случае раннего обращения к специалистам в случае обнаружения проблем; - проведение комплекса предродовых диагностических мероприятий (скринингов и т.п.) при условии позитивного отношения семьи к ним; - гармонизацию межличностных, супружеских отношений - комфортное протекание беременности, бережное отношение матери и семьи к психическому и физическому состоянию беременной матери и климату в семье, ожидающей появления ребенка. - гармонизация межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений (со старшим поколением) – при возможности
Младенческий возраст     1)- максимальная направленность на поддержку родителей; забота о психологическом климате; их информирование; 2)- определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития; - выявление внутрисемейных факторов, способствующих/препятствующих гармоничному адекватному развитию ребенка с НР; - определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения; - определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье; - определение путей гармонизации внутрисемейного климата; - определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей. 3)- убеждение не избегатьобращения к врачам в случае выявления особенностей состояния новорождённого младенца, так как наиболее действенная помощь возможна при ранней диагностике и раннем начале коррекционной работы; - при возможности недопущение затягивания неконструктивных стадий переживания стресса, связанного с обнаруженными особенностями ребенка; - формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития; - помощь родителям в обретении нового смысла жизни, гармонизации самосознания, повышении собственной самооценки; - трансформация внутрисемейной атмосферы в коррекционную; - гармонизация межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений;   - скрининг состояния новорожденного с указанием факторов риска; - обращение (максимально раннее) к специалистам, на которые указывают факторы риска и тем, участие которых становится очевидным после приема семейного врача (педиатра). Невролог, невропатолог, психолог, ортопед, окулист, ЛОР, логопед, социальный психолог, двигательный терапевт, инструктор ЛФК   - консультирование членов семьи, разъяснение по вопросам принятия ситуации связанной с появлением ребенка с особенностями; - помощь с разъяснением братьям и сестрам, в семье у которых появился ребенок с особенностями; - формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с НР
Дошкольный возраст     3)- работа с родителями в зависимости от стадии принятия ситуации, связанной с рождением ребенка с НР; - корректировка преобладающего стиля воспитания (гиперопеки, авторитарного, индифферентного); - работа с состоянием страха перед возможностью иметь еще детей с одной стороны; со стремлением родить еще ребенка, на которого можно было бы возложить заботу о брате/сестре с НР; - разъяснение родителям важности демонстрации ребенку с НР позитивных примеров взрослой жизни людей с аналогичными НР; - помощь с определением дальнейшего пути развития на данном этапе (выбор образовательного учреждения); - помощь в выработке адекватного отношения к возможностям ребенка с НР и предупреждение - корректировка алгоритма действий при нахождении рядом с ребенком с НР (не делать ЗА НЕГО, а стимулировать самостоятельность в рамках возможного для ребенка с НР); - гармонизация межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений - привитие навыков самообслуживания.; - предупреждение появления вторичных отклонений путем обращения к специалистам; - поддержание состояния адекватно, но позитивного взгляда на возможности ребенка и его будущее; - воспитание волевой сферы; - привитие навыков коммуникации; - работа с братьями и сестрами по разъяснению их роли нахождения рядом с ребенком с НР (не делать ЗА НЕГО, а стимулировать самостоятельность в рамках возможного для ребенка с НР); - забота о психологическом состоянии братьев и сестер ребенка с НР
Младший школьный возраст     3)- работа с родителями в зависимости от стадии принятия ситуации, связанной с рождением ребенка с НР; - гармонизация межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений; - разъяснение важности посещения/участия в мероприятиях сообщества родителей с детьми с аналогичными НР (при наличии возможности); - помощь родителям в выборе гармоничной модели воспитания с перспективой оптимального варианта социальной адаптации ребенка. Арт-терапия; музыкальная терапия; театральная, игровая терапия, библиотекотерапия; - продолжение работы с прививанием НС; - предупреждение появления вторичных отклонений путем обращения к специалистам; - поддержание состояния адекватно, но позитивного взгляда на возможности ребенка и его будущее; - воспитание волевой сферы; - помощь в преодолении сложностей в общении со сверстниками, работа с навыками коммуникации; Арт-терапия; музыкальная терапия; театральная, игровая терапия, библиотекотерапия;  
Старший школьный     3) - проведение индивидуальных бесед с родителями, - проведение групповых занятий. По темам, которые прорабатываются с выросшими детьми с целью формирования у родителей допустимости изменений в первоначально сложившихся у них стереотипных взглядов на обсуждаемые проблемы; - гармонизация межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений; - корректировка модели воспитания с перспективой оптимального варианта социальной адаптации ребенка. Арт-терапия; музыкальная терапия; театральная, игровая терапия, библиотекотерапия; Помощь в решении круга вопросов, связанных с - самоидентификацией - формированием волевой сферы; - профориентацией; - отношениями со сверстниками; - отношениями между полами; - вопросами сексуально-половой проблематики. Арт-терапия; музыкальная терапия; театральная, игровая терапия, библиотекотерапия;  
Возраст старше 18 лет     3)- проведение индивидуальных бесед с родителями, - проведение групповых занятий. - продолжение проработки тем, которые обсуждаются с выросшими детьми с целью формирования у родителей допустимости изменений в первоначально сложившихся у них стереотипных взглядах на обсуждаемые проблемы; - помощь в реализации сформированного оптимального варианта социальной адаптации ребенка. Арт-терапия; музыкальная терапия; театральная, игровая терапия, библиотекотерапия; Продолжение работы по решению вопросов старшего школьного возраста. - помощь в решении вопроса о независимом/частично независимом проживании.  

 

Назовите основные показатели, характеризующие уровни родительской мотивации в отношении сотрудничества со специалистами в процессе коррекционной работы с ребенком с нарушением психического развития.

В семье с ребенком с отклонениями в развитии ценностные ориентации и мотивационные установки родителей смещаются и деформируются. В том случае, если мать или отец принимают дефект ребенка и особенности его развития, в их сознании возникает мотивация на оказание помощи ребенку, на преодоление тех недугов, которыми он страдает. Переживание за ребенка, страх, возникающий перед его будущим, формируют в родителе мотивацию на поиск средств, позволяющих преодолевать проблемы ребенка. Принятие или отвержение нарушений в развитии ребенка во многом и определяет в итоге особенности родительского отношения к ребенку и их готовность к сотрудничеству со специалистами. Уровень родительской мотивации может оцениваться по следующим показателям:

  • адекватность оценки состояния своего ребенка;

·  готовность к полноценному сотрудничеству со специалистами в процессе коррекционной работы, понимание важности и необходимости этой работы;

·  степень инициативы в плане сотрудничества со специалистами

· продуктивность использования всех рекомендаций.

Родители с высоким уровнем мотивации характеризуются следующими качественными показателями:

адекватно воспринимают состояние ребенка, готовы к полноценному сотрудничеству со специалистом в процессе коррекционной работы, понимали его важность и необходимость; прислушивались к советам и рекомендациям и применяли их в общении с детьми.

Родители со средним уровнем мотивации также адекватно воспринимают состояние ребенка, не отрицают необходимость сотрудничества со специалистом, но при минимальной затрате усилий с их стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: