Жестовая речь и значение ее использования в общении и образовании глухих

В современной зарубежной сурдопедагогике продолжают развиваться разные системы обучения глухих детей: о т прямых продолжателей «чистого устного метода», не допускающих использование дактильной и жестовой речи, до их обязательного включения в общую систему речевых средств образовательного процесса – «тотальная коммуникация», признание равного статуса жестового и словесного языков в образовании глухих – «билингвистическое обучение» (Г. Л. Зайцева, 2006).

В современной отечественной системе образования глухих детей применяется соотношение устной, письменной, устно-дактильной и жестовой речи, учитывающее особые образовательные потребности разных групп обучающихся данной категории, обеспечения их качественного образования, развития коммуникативных навыков, социальной адаптации и интеграции в обществе.

При обсуждении вопросов, связанных с использованием жестовой речи в системе образования глухих детей, необходимо учесть, что термин «жестовая речь» весьма условен, так как люди с нарушенным слухом в общении друг с другом используют две разные речевые системы – калькирующую речь и средства национального жестового языка (Г. Л. Зайцева, 2000).

Калькирующая жестовая речь ( КЖР) – это система общения, в которой жесты сопровождают устную речь говорящего; в КЖР жесты выступают как эквиваленты слов, а порядок их следования соответствует расположению слов в обычном предложении. КЖР не имеет собственной грамматики, она калькирует структуру словесного языка, поэтому является вторичной знаковой системой; КЖР используется в основном в официальной обстановке и формируется у глухих детей по мере овладения ими словесной речью.

Русская жестовая речь (РЖЯ) – это система общения при помощи средств русского жестового языка; РЖЯ – это своеобразная лингвистическая система, обладающая собственной лексикой, грамматикой, разнообразными и специфическими средствами для выражения синтаксических отношений; главной функцией РЖЯ является обслуживание потребностей межличностной (неофициальной) коммуникации людей с нарушениями слуха.

Результаты исследований Г. Л. Зайцевой свидетельствовали о том, что процесс освоения РЖЯ глухими детьми в школьном детском коллективе в процессе межличностной коммуникации с другими обучающимися, имеющими нарушения слуха, осуществляется весьма активно. Они очень быстро догоняют по уровню владения РЖЯ сверстников, владеющих жестовой речью при поступлении в школу: уже в 4-х классах все обучающиеся свободно владеют русской жестовой речью. При этом в дальнейшем РЖЯ на протяжении всей жизни человека с нарушенным слухом может обогащаться новыми жестами, более сложными синтаксическими конструкциями.

Обсуждая овладение глухими обучающимися КЖР, отметим, что уровень владения ею обучающимися прямо зависит от уровня развития словесной речи.

В ходе всего образовательно-коррекционного процесса осуществляется мотивированное речевое общение с глухими детьми (с учетом уровня общего и речевого развития обучающихся), формирование языка как средства общения в различных видах учебной и внеурочной деятельности. В условиях слухоречевой среды устная речь является ведущим способом общения педагогов с обучающимися. В первоначальный период обучения для активизации речевого развития глухих обучающихся и обеспечения наиболее полноценной коммуникации на основе словесной речи используется устно-дактильная форма речи, которая затем, по мере развития устной речи, выполняет вспомогательную роль.

Однако жестовая речь (РЖЯ и КЖР) не исключается из образовательного процесса. Рассмотрим педагогические ситуации, в которых применение жестовой речи является обоснованным.

1. Жестовая речь может весьма активно использоваться в чрезвычайных ситуациях, связанных с опасностью для жизни и/или здоровья детей. При этом, когда ситуация уже не угрожает жизни и/или здоровью обучающихся, педагог обязательно обсуждает случившееся с воспитанниками с использованием словесной речи (в устной, письменной формах, при необходимости при использовании устно-дактильной формы с последующим повторением речевого материала устно) с учетом уровня речевого развития детей; затем обучающиеся побуждаются самостоятельно рассказать о случившемся при использовании словесной речи.

2. На уроках (занятиях) и во внеурочное время, если обучающийся испытывает затруднения в выражении своих мыслей в словесной форме, не может подобрать нужное слово или словосочетание и применяет РЖЯ, педагог должен дать возможность ребенку высказаться с использованием любой из форм речи, а затем дать ему образец словесного высказывания (в устной и/или письменной формах), обязательно попросить обучающегося повторить ответ устно и/или написать его.

3. На уроках и во внеурочное время при затруднении обучающихся в понимании информации даже при использовании учителем (воспитателем) всей совокупности современных образовательных средств, специальных сурдопедагогических методов и приемов обучения, что, необходимо отметить, бывает в единичных случаях, можно передать информацию при использовании жестовой речи, и, если дети поняли ее, следует обязательно повторить в устной или письменной форме и добиться словесных ответов учеников.

4. Во внеурочное время при проведении лекций приглашенными специалистами (врачами, сотрудниками детской комнаты милиции и др.) или известными людьми, а также во время экскурсий (в музеи, на выставки, другие города и др.) с привлечением экскурсоводов предусматривается жестовый перевод. Желательно, чтобы сурдопедагог к нему готовился заранее с учетом особенностей общего и речевого развития обучающихся, их подготовленности к пониманию предлагаемой информации, возможности применения письменных табличек, наглядного дидактического материала, презентации. После проведения мероприятия необходимо его обсудить с обучающимися с использованием словесной речи педагогом и детьми, а также провести специальную работу по усвоению воспитанниками нового речевого материала, необходимо самостоятельное выполнение ими заданий при использовании устной или письменной речи.

5. Часто обсуждается вопрос о целесообразности применения жестовой речи на праздниках и спортивных мероприятиях. Конечно, если на празднике или спортивном мероприятии аудитория большая, жестовый перевод вполне уместен; он используется в условиях предварительного анализа педагогом, выступающим в качестве переводчика, содержания мероприятия, речевого материала, предъявляемого детям, а также возможностей применения компьютерных презентаций с письменными комментариями, доступными воспитанникам.

6. Если проводится праздничное мероприятие, включающее несколько классов (например, начальные классы), аудитория собирается небольшая. Дети, как правило, к празднику подготовлены, понимают смысл происходящего. Поэтому достаточным является использование компьютерной презентации с лаконичным письменным текстом, позволяющим зрителям понять последовательность и содержание выступлений, фамилии выступающих, правила игры и др. Как правило, на таких праздничных мероприятиях используется сочетание устной, письменной, устно-дактильной речи с учетом особенностей обучающихся; жестовая речь используется весьма ограниченно.

В обучении и воспитании глухих детей с легкой умственной отсталостью, получающих образование на основе АООП НОО (вариант 1.3), роль жестовой речи повышается, что обусловлено известными трудностями в овладении ими словесной речью. При этом общие методические рекомендации, связанные прежде всего с обязательным повторением информации, предъявленной с помощью жестовой речи, устно или письменно, сохраняются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: