Следует осторожно оценивать тяжесть поражения двигательной, речевой и особенно психической сферы в первые годы жизни ребенка с двигательными нарушениями. Тяжелые нарушения двигательной сферы, речевые расстройства могут маскировать потенциальные возможности ребенка. Нередки случаи гипердиагностики умственной отсталости у детей с тяжелой двигательной патологией. Анализируя проявления психической жизни ребенка, необходимо в первую очередь выделить те факторы, которые могут делать тормозящее влияние на развитие познавательной деятельности (тяжесть двигательной поражения, патология артикуляционного аппарата, нарушения зрения и слуха), и определить, что в структуре интеллектуального дефекта обусловлено поражением мозга, а что связано с нарушением моторики и анализаторов.
Унифицированная система дифференциальной диагностики детей с ДЦП в настоящее время не разработана, попытки ее создания у нас в стране не имели успеха - слишком большое число факторов, которые необходимо учитывать. Наиболее объективной остается диагностика, основанная на длительном наблюдении в сочетании с экспериментальными исследованиями отдельных психических функций и изучением темпа приобретение новых знаний и навыков.
|
|
У детей с тяжелой патологией движения и речи очень мало возможностей для обратной связи. Специалисту, который работает с таким ребенком, нужно быть максимально внимательным к любым проявлениям психической активности:
-Эмоциональная реакция ребенка (на игрушки, на уход/приход близкого взрослого и пр.);
-Глазной контакт со специалистом, ответ взглядом;
-Мимика, жесты.
Процесс обследования необходимо проводить в форме игровой деятельности, доступной ребенку. При полной обездвиженности ребенок укладывается в удобное для него положение, в котором достигается максимальное мышечное расслабление. Дидактический материал, используемый при обследовании необходимо располагать в поле его зрения.
При выраженности лишних непроизвольных движений — гиперкинезов, которые мешают захвату игрушки, перед началом обследования рекомендуется провести специальные упражнения, способствующие их уменьшению. Например, можно производить перекрестные движения с одновременным сгибанием одной ноги и разгибанием и приведением к этой ноге противоположной руки. Приспособления для фиксации позы особенно важны при, обследовании ребенка с гиперкинезами (применяются специальные пояса, манжеты, марлевые кольца, шлемы и т.д.).
Психолог, работающий в учреждении для детей больных ДЦП должен иметь и уметь владеть большим количеством методов взаимозаменяемых методик и перед обследованием больного, тщательно подобрать наиболее пригодные для его обследования с учетом двигательных и речевых расстройств.
Четыре уровня доречевого развития детей с церебральным параличом.