Обязательное подтверждение соответствия 6 страница

 

4.3. Метрологические службы

 

Метрологическая служба – субъекты деятельности (юридическое лицо, его подразделение, объединение юридических лиц, индивидуальный предприниматель и т. п.), выполняющие работы и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений и действующих на основании положения о метрологической службе.

Принято различать государственную метрологическую службу, метрологические службы государственных органов управления и метрологические службы юридических лиц.

Государственная метрологическая служба (ГМС) – метрологическая служба, выполняющая работы по обеспечению единства измерений в стране на межрегиональном и межотраслевом уровне и осуществляющая государственный метрологический контроль и надзор.

В состав государственной метрологической службы Российской Федерации входят:

· Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт, ФАТРМ).

· государственные научные метрологические центры.

· органы государственной метрологической службы на территориях субъектов Российской Федерации (республик, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга).

Росстандарт организует:

· ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нём сведений;

· проведение в установленном порядке поверки средств измерений в Российской Федерации;

· обязательную метрологическую экспертизу содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений.

Росстандарт осуществляет:

· руководство деятельностью Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

· определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;

· отнесение в установленном порядке технического устройства к средствам измерений и установление интервалов между поверками средств измерений;

· межрегиональную и межотраслевую координацию деятельности в области обеспечения единства измерений;

· ведение единого перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

· утверждение государственных первичных эталонов единиц величин;

· принятие решения об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений;

· выдачу свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений.

К государственным научным метрологическим центрам относятся Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС), а также ряд государственных научных метрологических институтов: Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д. И. Менделеева (ВНИИМ), Сибирский научно-исследовательский институт метрологии (СНИИМ), Уральский научно-исследовательский институт метрологии (УНИИМ), Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ), и ряд других.

ВНИИМС является головным институтом в системе Росстандарта и выполняет функции научно-методического центра государственной системы обеспечения единства измерений.

Государственные научные метрологические институты осуществляют:

· проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок и осуществление научно-технической деятельности в области обеспечения единства измерений;

· разработку, совершенствование, содержание, сличение и применение государственных первичных эталонов единиц величин;

· передачу единиц величин от государственных первичных эталонов единиц величин;

· участие в разработке проектов нормативных документов в области обеспечения единства измерений;

· проведение обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;

· создание и ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем документов и сведений;

· участие в международном сотрудничестве в области метрологии;

Государственные научные метрологические институты могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.

Органы государственной метрологической службы на территориях субъектов Российской Федерации (государственные региональные центры метрологии) создаются для выполнения работ и (или) оказания услуг в целях обеспечения реализаций полномочий Росстандарта на территории субъектов Российской Федерации.

Непосредственно в государственную метрологическую службу РФ не входят, но осуществляют межрегиональную и межотраслевую координацию работ по обеспечению единства измерений в закреплённых за ними видами деятельности и подчиняются Росстандарту следующие службы:

· Государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ).

· Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО).

· Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).

Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли осуществляет научно-техническую и метрологическую деятельность по воспроизведению национальной шкалы времени и эталонных частот, по определению параметров вращения Земли, а также по обеспечению потребности государства в эталонных сигналах времени и частоты, в информации о параметрах вращения Земли и точном значении московского времени и календарной дате.

Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке, испытанию и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных образцов, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.

Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных справочных данных, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.

Непосредственную работу по обеспечению единства измерений выполняют должностные лица – государственные инспекторы по обеспечению единства измерений.

Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации, осуществляющие функции в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений, создают в установленном порядке метрологические службы в целях организации деятельности по обеспечению единства измерений в пределах своей компетенции.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут создавать метрологические службы в добровольном порядке.

Упрощённая структура метрологических служб РФ приведена на рис. 4.2.

 


Рис. 4.2. Структура метрологических служб в РФ.

 

 


4.4. Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений (Государственный метрологический контроль и надзор)

 

Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений (ранее называемое «Государственный метрологический контроль и надзор») – деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы, в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

Формами государственного регулирования в области обеспечения единства измерений являются:

· утверждение типа стандартных образцов или средств измерений;

· поверка средств измерений;

· метрологическая экспертиза;

· федеральный государственный метрологический надзор;

· аттестация методик и методов измерений;

· аттестация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений.

Федеральный Государственный метрологический надзор осуществляется за:

· соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации;

· наличием и соблюдением аттестованных методик или методов измерений.

Государственное регулирование обеспечения единства измерений распространяется на следующие сферы:

· здравоохранение;

· ветеринарию;

· охрану окружающей среды;

· гражданскую оборону, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;

·  обеспечение безопасных условий и охраны труда;

· производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;

· торговля и выполнение работ по расфасовке товаров;

· государственные учётные операции и учет количества энергетических ресурсов;

· услуги почтовой связи, учет объёма оказанных услуг электросвязи операторами связи и обеспечение целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования;

· обеспечение обороны и безопасности государства;

· геодезическая и картографическая деятельность;

· гидрометеорология, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды;

· банковские, налоговые, таможенные операции и таможенный контроль;

· выполнение работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям;

· проведение официальных спортивных соревнований, обеспечение подготовки спортсменов высокого класса;

· выполнение поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;

· мероприятия государственного контроля и надзора;

· использование атомной энергии;

· обеспечение безопасности дорожного движения.

 

 

4.5. Поверка и калибровка средств измерений

Основным способом надзора за состоянием средств измерений, является экспериментальное определение или контроль сохранности метрологических характеристик средств измерений при их метрологических испытаниях. Существует два вида подобных испытаний: поверка и калибровка

Поверка средств измерений – это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения средств измерений метрологическим требованиям.

Обязательной поверке подлежат средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, обязаны своевременно предоставлять эти средства измерений на поверку.

Поверку средств измерений имеют право осуществлять аккредитованные на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.

Сведения о результатах поверки средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке.

Существуют следующие виды поверок:

первичная – поверка, выполняемая при выпуске средства измерений из производства, после ремонта или ввозе из-за рубежа партиями;

периодическая – поверка средств измерений, находящихся в эксплуатации или хранении, выполняемая через установленные межповерочные интервалы времени;

внеочередная – поверка, производимая до срока очередной периодической поверки при нарушении условий эксплуатации средств измерений; повреждении поверительного клейма, утрате свидетельства о поверке и т. п.;

инспекционная – поверка, производимая органом государственной метрологической службы при проведении мероприятий по государственному регулированию в области обеспечения единства измерений.

Калибровка средств измерений – это совокупность операций, устанавливающих соотношение между значением величины, полученным с помощью данного средства измерений и соответствующим значением величины, определённым с помощью эталона с целью определения действительных метрологических характеристик этого средства измерений.

Калибровке могут подвергаться средства измерений, не используемые в сферах государственного регулирования в области обеспечения единства измерений.

Калибровка выполняется метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчинённых государственным эталонам единиц величин. Эти метрологические службы могут быть аккредитованы государственными научными метрологическими центрами на право введения калибровочных работ. Результаты калибровки средств измерений удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах.

Порядок аккредитации на право выполнения калибровочных работ и требование к их выполнению устанавливаются Росстандартом.

Ответственность за ненадлежащее выполнение калибровочных работ несет юридическое лицо, метрологической службой которого выполнялись эти работы.

 

 

4.6. Правовые основы обеспечения единства измерений

Общие законодательные основы метрологии установлены в конституции РФ, в статье 71, пункт «р» которой установлено, что «В ведении Российской Федерации находятся метрологическая служба, стандарты, эталоны». В развитии этой основы были приняты федеральные законы:

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ;

Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102-ФЗ.

Целями Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» являются:

· установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

· защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

· обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

· содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.

Текущая метрологическая деятельность регламентируется постановлениями Правительства РФ по отдельным направлениям метрологической деятельности (например, постановление от 17.06.2004 № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии»).

Также нормативными документами в области метрологии, принимаемыми для реализации положений законов «О техническом регулировании» и «Об обеспечении единства измерений», а также постановлений Правительства РФ являются:

технические регламенты (ТР);

стандарты (ГОСТ и ГОСТ Р);

правила по метрологии (ПР);

рекомендации и межгосударственные рекомендации (Р, РМГ);

руководящие документы (РД);

методические инструкции (МИ).

 

 

Контрольные вопросы

1. Что понимают под единством измерений?

2. Какие существуют формы метрологического обеспечения?

3. Что является технической основой метрологического обеспечения?

4. Какими существенными признаками должен обладать эталон?

5. Какие виды поверочных схем существуют?

6. Каким образом обеспечивается свойство неизменности для современных эталонах?

7. Какие существуют разновидности первичных и вторичных эталонов?

8. В чём основное отличие рабочих средств измерений от эталонов?

9. Какие организации входят в Государственную метрологическую службу РФ?

10. Какая организация возглавляет Государственную метрологическую службу РФ?

11. Какая организация яв

12. Какие основные функции выполняют государственные научные метрологические институты?

13. Какие существуют формы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений?

14. Что такое поверка средств измерений?

15. Какие виды поверок существуют?

16 Кто имеет право выполнять поверку?

17. Каким образом удостоверяются положительные результаты поверки средств измерений?

18. Какие средства измерений могут подвергаться калибровке?

19. Какие основные законы действуют в РФ в области обеспечения единства измерений в настоящее время?

20. Что является нормативной основой метрологического обеспечения в РФ?

 

5. СТАНДАРТИЗАЦИЯ

 

 

5.1. Основные понятия стандартизации

 

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ, или услуг. (ГОСТ Р 1.12–2004)

Объект стандартизации – продукция, процесс или услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.

Область стандартизации – совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.

Уровень стандартизации – участие в деятельности по стандартизации с учётом географического, политического или экономического признаков.

Виды стандартизации по уровням:

1. Международная стандартизация – стандартизация, участие в которой открыто для национальных органов по стандартизации всех стран мира.

2. Региональная стандартизация – стандартизация, участие в которой открыто для национальных органов по стандартизации стран только одного географического, экономического или политического региона мира.

3. Межгосударственная стандартизация – региональная стандартизация, проводимая на уровне стран СНГ, правительства которых заключили Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности, а национальные органы по стандартизации образовали Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (EACC).

4. Национальная стандартизация – стандартизация, проводимая на уровне одной конкретной страны.

Орган по стандартизации – занимающийся стандартизацией орган, признанный на соответствующем уровне, основная функция которого заключается в разработке и принятии стандартов, доступных широкому кругу пользователей.

Национальный орган по стандартизации – орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, имеющий право представлять интересы страны в соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.

Технический комитет по стандартизации (ТК) – общественное объединение заинтересованных предприятий, организаций, органов власти (в том числе и национальных органов по стандартизации), созданное на добровольной основе для разработки стандартов.

Служба стандартизации – структурно выделенное подразделение органа исполнительной власти или субъекта хозяйствования, обеспечивающее организацию и проведение работ по стандартизации в пределах установленной компетенции.

Нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, принятый признанным на соответствующем уровне органом и устанавливающий для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов и направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определённой области.

Рекомендации по стандартизации – документ, содержащий советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации или содержит положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте.

Знак соответствия национальному стандарту – защищённый и зарегистрированный в установленном порядке знак, выданный и применяемый в соответствии с ГОСТ Р 1.9–2004 и информирующий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция соответствует всем требованиям конкретного национального стандарта (стандартов) на данную продукцию.

 

 

5.2. Цели стандартизации

 

Целями стандартизации в РФ являются:

Повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений.

Обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств, технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг).

Содействие соблюдению требований технических регламентов.

Создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

 

 

5.3. Принципы стандартизации

 

Стандартизация в РФ осуществляется при соблюдении следующих принципов:

Добровольное применение документов в области стандартизации.

Максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц.

Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта.

Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации.

Недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

Обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

 

 

5.4. Документы в области стандартизации

 

Документами в области стандартизации на территории РФ являются:

- межгосударственные и национальные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р);

- правила стандартизации (ПР), нормы и рекомендации в области стандартизации (Р);

- применяемые в установленном порядке классификации общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОК);

- стандарты организаций (СО);

- своды правил (СП);

- международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

- надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

- предварительные национальные стандарты (предстандарты, ПНСТ).

 

 

5.5. Виды стандартов

 

Вид стандарта – характеристика стандарта, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

Основополагающий стандарт – стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определённой области деятельности. Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определённой области деятельности, и/или общетехнические требования и правила, обеспечивающие: взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции; охрану окружающей среды; безопасность продукции, процессов и услуг для жизни и здоровья людей; имущества физических, юридических лиц, государства; и/или другие общетехнические требования. Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических документов.

Стандарт на термины и определения – стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия.

Стандарт на продукцию – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем, чтобы обеспечить её соответствие своему назначению.

Стандарт на процесс – стандарт, устанавливающий требования, которым должен удовлетворять процесс, с тем, чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению.

Стандарт на услугу – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга или группа однородных услуг, с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги её назначению.

Стандарт на методы контроля – стандарт, устанавливающий методы, способы, приёмы, методики проведения испытаний, измерений, и/или анализа.

Стандарт на совместимость – стандарт, устанавливающий требования, которые касаются совместимости различных объектов стандартизации.

Стандарт на номенклатуру показателей – стандарт, содержащий перечень показателей, для которых значения или характеристики должны быть указаны при установлении требований к продукции, процессу или услуге в других нормативных или технических документах.

 

 

5.6. Методы стандартизации

 

Метод стандартизации – совокупность приёмов, при помощи которых достигаются цели и соблюдаются принципы стандартизации. Основными методами стандартизации являются: симплификация, унификация, секционирование, агрегатирование, параметрическая стандартизация и другие.

Симплификация – простое сокращение количества, типов или других разновидностей изделий до количества, технически и экономически необходимого для удовлетворения потребителей.

Унификация – сведение к технически и экономически обоснованному рациональному минимуму неоправданного разнообразия различных деталей, узлов, конструкций, технологических процессов и документации.

Целями унификации являются:

· повышение эффективности производства и использования изделий;

· сокращение затрат на разработку и освоение производства продукции;

· специализация и кооперация производства.

Основные направления работ по унификации:

· использование ранее спроектированных и освоенных в производстве составных элементов во вновь создаваемых изделиях;

· разработка конструктивно унифицированных рядов агрегатов, пригодных для многих типов машин, используемых в различных отраслях;

· разработка новых унифицированных составных элементов в модернизируемых или вновь создаваемых изделиях.

Различают следующие виды унификации:

1. по объектам: размерная, параметрическая, методов испытаний и контроля, требований, обозначений;

2. по уровням: межотраслевая, отраслевая, внутризаводская.

Секционирование – создание ряда производных машин с необходимыми показателями путём простого подбора унифицированных частей.

Агрегатирование – создание изделий из унифицированных элементов путём их установки в различном числе и различных сочетаниях.

Агрегатирование заключается в расчленении машин, оборудования, приборов, или технологической оснастки на отдельные узлы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: