Программный метод позволяет решать такие вопросы, как:
- как формирование инфраструктуры для создания условий по сохранению этнокультурной самобытности народов,
- поддерживать сеть учреждений культуры, качественно изменять деятельность детских и молодежных фольклорных коллективов и этнографических студий, проводить праздники и фестивали;
- обеспечить работу образовательных учреждений с этническим компонентом (издавать учебники, пособия, проводить циклы мероприятий, например, олимпиады по родным языкам и т.д.),
- развивать национальные виды спорта,
- субсидировать деятельность национально-культурных общественных объединений, негосударственных институтов – посредников между властью и народами,
- издавать печатные СМИ и создавать телевизионные и радиопрограммы;
- организовывать научные исследования в сфере национальных отношений, а также системный мониторинг этнической ситуации в крае.
В рамках программного подхода созданы и действуют центры и на краевом, и на муниципальном уровне, выполняющие исследовательские, творческие, организационно-методические, образовательные, культурно-просветительные функции. Так, межнациональный общественный Центр «Согласие» на базе Краевой библиотеки имени А.М.Горького; Общественный центр «Дом дружбы народов Пермского края» на базе Дворца культуры «Губерния» и т.д.
|
|
Обеспечивается и централизованная финансовая, информационная и научно-методическая поддержка деятельности национально-культурных общественных объединений. Внедрены такие эффективные технологии, как проектная деятельность (проект «Общественная приемная для мигрантов», «Школа русского языка для представителей новых этнических групп» и т.д.).
Актуальность и целесообразность использования программно-целевого метода бюджетного планирования проявляется в том, что он позволяет:
- запланировать и ежегодно выделять финансовые средства в бюджете региона на реализацию национальной политики;
- сконцентрировать ресурсы на проведение работ по конкретным объектам,
- предотвратить их распыление, привлекать дополнительные источники финансирования,
- использовать потенциал бизнес-структур,
- вовлекать в работу общественные институты;
- координировать разноплановые мероприятия научно-исследовательского, правового, информационного, этнообразовательного, этнокультурного характера, увязанные по задачам, ресурсам и срокам;
- активно внедрять проектные технологии в управление сферой национальных отношений, например, в 2002-2003 годах номинации «Прикамье – наш общий дом», «Прикамью – культуру межнациональных отношений» и т.д.
|
|
Главными условиями отбора проектов для включения в подпрограмму является:
- их особая этнокультурная значимость,
- инновационность,
- межотраслевой и межтерриториальный характер,
- инфраструктурный потенциал,
- возможность завершения реализации проекта в течение срока действия подпрограммы,
- перспективы последующей реализации проектов.
Можно ли на основе
Можно ли на основе программно-целевого метода бюджетного планирования решить все проблемы, существующие в сфере национальных отношений страны и ее регионов? Однозначного ответа нет. Однако содержательно регулирование национальной политики в крае базируется гуманистическом подходе и ряде принципов, которые определяют практические методики.
Важнейшие функции государственной национальной политики на региональном уровне:
1. функция целеполагания, включающая ответы на смысложизненные вопросы (сохранение исторической памяти и жизненных сил народов и этнических групп с учетом специфики их заселения данной территории и дальнейшего развития в условиях многонационального регионального сообщества);
2. функция обеспечения социального единства общероссийской нации, сохранения межнационального согласия и этнополитической стабильности, целостности и единства России в целом и региона, а значит, профилактики национального экстремизма во всех его проявлениях;
3. функция обеспечения процесса социализации личности (преемственность поколений, укрепление семьи как социального института, способствующего развитию самобытности народов; создание условий для традиционных видов хозяйствования, возрождения традиционных промыслов и ремесел и т.д.).
О позитивной результативности развития национальных отношений на региональном уровне можно говорить лишь при комплексном рассмотрении этих функций.
Практическая реализация их в Пермском крае с 1993 года достигается в ходе осуществления мероприятий действовавших целевых программ и действующей с 2014 г. подпрограммы «Реализация государственной национальной политики». Например, осуществляется книгоиздание.
Проводятся всероссийские форумы.