Примеры интерпретации развития эмоциональной сферы детей по показателям, полученным при помощи теста «домики»

Примеры описаний содержат схемы, отражающие ответные листы после шкалирования цветового градусника и приписывания баллов эмоциональным отношениям, выраженным в цвете: «Счастье—Горе», «Справедливость—Обида», «Дружба—Ссора», «Доброта—Злоба», «Ску­ка—Восхищение» второго задания, к детскому саду/школе, рисованию, танцам, музеям, пению, счету, чтению, игре, природе, собственному выбору третьего задания, а также интерпретации по методическим указаниям таблиц цветового теста Люшера, вариант Л. Н. Собчик. Случаи амбивалентности эмоций выделены курсивом, случаи инвер­сии — жирным шрифтом.

Первый пример содержит описания эмоциональной сферы девочек из пары однояйцовых близнецов.

Евгения В., 7 лет

Цветовой градусник

Цвет по Люшеру

1 2 3 4 6 7

Баллы

4 3 5 6 2 1

Эмоции

                   

Баллы

б 4 3 4 3 2 б 1 4 5

Социальные объекты

                   

Баллы

6 3 4 2 6 4 5 3 4 б
                       

1. Характер раскрашивания выявляет ряд особенностей. Девочка при раскрашивании использовала «мохнатые» штрихи, что говорит о пе­ренапряжении, внутреннем возбуждении, поиске выхода из какой-то ситуации. Кроме того, ее штрихи очень бледные, не выходят за грани­цы контура рисунка, не исключено, что она насторожена, замкнута из-за неуверенности в себе, что может мешать ей в общении и учебе.

Она может стать вечно «ведомой», обидчивой, раздражительной из-за несоответствия своего поведения внутренним побуждениям и излиш­ней требовательности взрослых.

2. Цветовые выборы: желтый, красный, синий, зеленый, коричне­вый, черный. Цветовой градусник не содержит инверсий.

+4+3

Свойственны такие характеристики, как потребность в действии, в эмоциональной вовлеченности, в переменах, в общении и легкое вживание в разные социальные роли, демонстративность, стремление нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий, поис­ки признания и стремления к сопричастности в межличностном взаи­модействии, тенденция к избеганию ответственности, стремление придавать наибольшее значение тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие, трудности адаптации в условиях жесткого регламента, при пристрастии к забавам и игровому компоненту в дея­тельности, усиливаются такими свойствами, как активность позиции, высокая мотивация достижения, потребность в обладании жизненны­ми благами, стремление к доминированию, нормальная эротичность, непосредственность и раскрепощенность поведения, высокая само­оценка, потребность в самореализации, противодействие обстоятель­ствам, препятствующим свободной самореализации личности, черты стеничности и мужественности, склонность к риску. Непоследователь­ность, своеволие, повышенное чувство авторитарности. Склонность разбрасываться, браться сразу за несколько дел.

=1=2

Неудовлетворенная потребность в самоуважении и уважении со стороны значимых других. Напряженность взаимоотношений с близ­кими людьми.

-6-7

Протест в отношении запретов и нежелательных ограничений. По­требность распоряжаться своей судьбой.

3. Эмоциональная сфера дифференцирована, но содержит инверсию. Инвертированы эмоции «Справедливость—Обида». «Справедливость» находится на низком рейтинговом месте (4 место, последнее место позитивного ряда, 3 балла). «Обида» находится на более высоком мес­те (3 место, 4 балла). Это может означать, что у девочки актуализиро­вано чувство обиды, виновных в своих детских проблемах она склонна

искать в окружающих, а это значит прекращение саморазвития. Кроме того, актуализированы негативные эмоции «Горе» и «Скука».

4. Анализ цветовых выборов III задания указывает на то, что у Евге­нии сформировано позитивное отношение практически ко всем видам деятельности. Ей комфортно в школе. Проявляется интерес к пению. В зоне отвержения находится посещение музея.

5. Резюме. Цветовой градусник не содержит инверсии. Эмоциональ­ная сфера инвертирована в блоке «Личностный рост». Отмечено от­вержение посещений музеев.

6. Рекомендации. Было рекомендовано исследование детско-роди- тельских взаимоотношений и взаимоотношений с сестрой, в случае выявления проблем — проведение дополнительной работы по повы­шению родительской эффективности. Работа с девочкой должна быть направлена на повышение позитивного эмоционального фона, на фор­мирование способности подниматься над ситуацией, не сосредотачи­ваться на обидах.

Дарья В., 7 лет

Цветовой градусник

Цвет по Люшеру

1 2 3 4 6 7

Баллы

5 3 4 б 2 1

Эмоции

                   

Баллы

6 1 4 3 6 2 3 1 5 4

Социальные объекты

                   

Баллы

5 4 5 3 б 2 3 5 6 6
                       

1. Характер раскрашивания выявляет ряд особенностей. Девочка при раскрашивании использовала «мохнатые» штрихи, что говорит о пе­ренапряжении, поиске выхода из какой-то ситуации. В отличие от сестры ее штрихи яркие, но они также не выходят за границы контура рисунка, не исключено, что она насторожена, замкнута, что может также мешать ей в общении и учебе.

2. Цветовые выборы: желтый, синий, красный, зеленый, коричне­вый, черный. Цветовой градусник не содержит инверсий.

+4+1

Неустойчивость фона настроения, противоречивость реакций, не­посредственно связанная с противодействием разнонаправленных

тенденций. Тенденция к избеганию ответственности. В выборе вида деятельности наибольшее значение придается тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. Выраженная зависимость от средовых воздействий и от ситуации успеха-неуспеха.

=3 =2

Препятствия и трудности вызывают чувство несчастливости и по­буждают примириться с ситуацией.

-6-7

Стремится к свободному развитию в соответствии с собственными убеждениями. Хочет, чтобы его уважали как личность. Хочет развивать свои способности, использовать предоставляющиеся возможности, стремится проявить себя как личность и устранить внутренние проти­воречия. Стремится к развитию и не позволяет препятствовать своим намерениям.

3. Эмоциональная сфера не дифференцирована полностью и содер­жит инверсию в «Познавательном блоке». Наблюдается амбивалент­ность негативной и позитивной эмоций «Обида—Доброта». Эмоции «Справедливость—Обида» находятся в середине ряда, что означает слабую степень выраженности соответствующих потребностей. Кроме того, у девочки актуализировано чувство «Скуки» (5 баллов), а это значит, что девочка находится в состоянии монотонии.

4. Анализ цветовых выборов III задания указывает на то, что у Дарьи сформировано позитивное отношение к пению и природе. Ей доста­точно комфортно в школе. Проявляется интерес к пению. В зоне от­вержения находятся посещение музеев и счет.

5. Резюме. Цветовой градусник не содержит инверсии. Эмоциональ­ная сфера амбивалентно-инвертирована. Инвертирован «Познаватель­ный блок». Девочка в состоянии монотонии. Отмечено отвержение счета.

6. Рекомендации. Было рекомендовано исследование детско-роди- тельских взаимоотношений и взаимоотношений с сестрой, в случае выявления проблем — проведение дополнительной работы по повы­шению родительской эффективности. Работа с девочкой должна быть направлена на понижение негативного эмоционального фона, поиски добра, на снижение внутреннего возбуждения и настороженности.

Следующие примеры содержат описание эмоциональной сферы детей в лонгитюдном исследовании.

Цветовой градусник

Цвет по Люшеру

1 2 3 4 6 7

Баллы

5 3 2 4 1 б

Эмоции

                   

Баллы

4 5 2 3 1 6 4 б 5 2

Социальные объекты

                   

Баллы

2 3 1 4 б 5 2 3 4 1
                       

1. Характер раскрашивания с резкими, угловатыми или «мохнатыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении.

2. Цветовые выборы: черный, синий, желтый, зеленый, красный, коричневый. Цветовой градусник содержит инверсии. Присутствие черного цвета в начале цветового ряда означает негативное отношение кжизни и обозначается знаком тревоги:«!!!». Кроме того, красный цвет находится на пятом месте цветового градусника и обозначается соот­ветственно: «!!». Таким образом, интенсивность тревоги измеряется в 5 баллов.

+7+1

Состояние характеризуется выраженной неустойчивостью. Проте- стная реакция на обстоятельства, нарушающие покой, затрудняющие самореализацию личности, не может в полной мере проявиться в по­ведении и высказываниях из-за подключившегося контроля над эмо­циями. Вегетоэмоциональная неустойчивость усиливается в связи с блокированностью потребностей, которые обозначены ниже. Раздра­жительная слабость, функциональные нарушения психосоматическо­го круга.

=4 =3

Потребность в поддержке и одобрении, спокойной обстановке по­зволила бы расширить сферу контактов и надеяться на лучшее в буду­щем.

-3-6

Напряженность, связанная с блокированностью физиологических потребностей, чрезмерно ограничиваемых. Сложившаяся ситуация ущемляет чувство независимости. Выраженный самоконтроль в сфере

чувственности приводит к изоляции. Стремление к завоеванию при­знания и уважения со стороны значимых других. Неуверенность усу­губляется недостатком внимания к своей персоне.

3. Эмоциональная сфера дифференцирована полностью и содержит инверсии во всех эмоциональных блоках. При этом у девочки наблю­дается снижение предпочтения позитивных эмоций «Справедливость» (2 балла), «Дружба» (1 балл), «Восхищение» (2 балла), а также наиболее актуализированы негативные эмоции «Горе» (5 баллов), «Ссора» (6 бал­лов), «Злоба» (6 баллов), «Скука» (6 баллов). Это значит, что девочка находится в состоянии негативного эмоционального тона, что свиде­тельствует в конечном счете о дезадаптации.

4. Анализ цветовых выборов III задания указывает на то, что у Риты сформировано позитивное отношение к пению, чтению, посещению музеев и природе. Ей недостаточно комфортно в детском саду. В зоне отвержения находятся танцы. Собственный выбор «Лошадки» (2 бал­ла) является адекватным для 5 лет. Однако цветовое отношение 2 бал­ла свидетельствует о низком эмоциональном принятии собственного выбора, а значит — о низкой эмоциональной самооценке.

5. Резюме. Цветовой градусник содержит инверсии. Эмоциональная сфера инвертирована. Девочка находится в состоянии негативного эмоционального тона, что свидетельствует в конечном счете о дезадап­тации. Отмечено позитивное отношение к пению, чтению, посещению музеев и природе.

6. Рекомендации. Было рекомендовано исследование детско-роди- тельских отношений. Работа с девочкой должна быть направлена на повышение позитивного и на снижение негативного эмоционального тона, поиски добра, на снижение внутреннего возбуждения и насто­роженности. Эмоциональными резервами являются позитивная на­правленность на эстетические виды деятельности.

Проведенная работа. Исследование детско-родительских отношений показало, что в семье появился маленький братик, который сосредо­точил на себе все внимание мамы. Девочка посещала детский сад с приоритетным развитием эмоциональной сферы средствами эстетики и искусства.

Приводим результаты эмоционального развития Риты.

Цветовой градусник

ЦветпоЛюшеру

1 2 3 4 6 7

Баллы

3 4 6 5 1 2

Эмоции

                   

Баллы

4 2 3 1 5 2 б 2 1 3

Социальные объекты

                   

Баллы

5 6 3 4 5 3 б 4 6 3
                       

1. Характер раскрашивания. Раскрашивая, Рита выходит за границы контура рисунка, возможно, она стремится к свободе и независимости до упрямства из-за подавления взрослыми. Возможно, она несколько рассеяна, но это — проявление замкнутости на фантазиях. С такими детьми также нельзя проявлять излишнюю категоричность, для такого ребенка необходимо внести сказку в обыденные дела.

2. Цветовые выборы: красный, желтый, зеленый, синий, черный, коричневый. Цветовой градусник не содержит инверсий.

+3 +4

Активность, высокая мотивация достижения, потребность в обла­дании жизненными благами, стремление к доминированию, нормаль­ная эротичность, целенаправленность действий, непосредственность и раскрепощенность поведения, высокая самооценка, потребность в самореализации, противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности, черты стеничности и мужест­венности, склонность к риску сочетаются с неустойчивостью эмоцио­нального состояния, тенденция к самореализации — с изменчивостью установок и непоследовательностью. Яркость эмоциональных реакций, экзальтация чувств, широкий спектр увлечений, оптимистичность, выраженная общительность, поиски новых контактов и сфер интере­сов. Самооценка неустойчива, наряду с высоким уровнем притязаний неуверенность в себе, которая легко переходит в другую крайность в ситуации признания и успеха в глазах окружения.

=2=1

Уступчивость, обусловленная тем, что проявление упорства не уме­стно при сложившихся обстоятельствах. Напряженность в контактах узкого круга.

-7-1

Эмоциональная неустойчивость, связанная с неудовлетворенностью сложившихся отношений. Попытка контролировать свои чувства, что­бы скрыть свою ранимость, усиливает обостренную чувствительность к средовым воздействиям. Установка на компромиссное поведение. Беспокойство, сказывающееся на ослаблении функции внимания.

3. Эмоциональная сфера дифференцирована, не содержит амбива­лентности и инверсий позитивных и негативных эмоций. Из позитив­ных эмоций несколько снижены (3 балла) предпочтения «Справедли­вость» и «Восхищение». Негативные эмоции не выходят за рамки нормы.

4. Анализ деятельностных отношений указывает на то, что у Риты сформировано позитивное отношение практически ко всем элементам дошкольной субкультуры. Несколько снижены эмоциональные отно­шения к танцам и счету. Но они не выходят за рамки нормы.

Собственный выбор «Мама» Рита обозначила синим цветом, нахо­дящимся на четвертом месте (3 балла). Это говорит о несколько сни­женном принятии собственного выбора. Если принять во внимание, что девочка обозначила этим цветом «Справедливость», танцы, счет, «Мама», то ключевой эмоцией здесь, возможно, является субъективное переживание «Справедливость».

5. Резюме. Цветовой градусник не указывает на наличие проблем, эмоциональная сфера дифференцирована, личностная структура ре­бенка не деформирована. Следует отметить, что к семи годам у Риты Д. произошло позитивное развитие эмоциональной сферы и сформиро­вано позитивное эмоциональное отношение практически ко всем эле­ментам дошкольной субкультуры, что указывает на успешную адапта­цию девочки в окружающем мире. Несколько снижена эмоциональная самооценка.

6. Рекомендованы: проведение коррекционной работы по повыше­нию самооценки и развитие интереса в познавательной сфере. При этом рекомендовано домашнее чтение с использованием детской ли­тературы о преодолении детско-родительских проблем. Кроме того, родителям и учителям не рекомендовано проявлять излишнюю кате­горичность, лучше внести сказку в обыденные дела.


ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеев В. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992.

2. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Д., 1961.

3. Аристова О. Н., Шильтейн Е. С. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры «Я» // Вестник МГУ. № 1.1998.

4. Барышева Т. А. Диагностика эстетического развития личности. СПб., 1999.

5. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М„ 1990.

6. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб., 2000.

7. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

8. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.

9. Грот Н. Я. Психология чувствований. 1. История анализа и синтеза чувствований в европейской психологии // Известия историко-филологического института князя Безбородко в Нежине. Т. 4. Вып. 2. СПб., 1879.

10. Грот Н. Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. 2. Теоре­тический отдел // Известия историко-филологического института князя Безбо­родко в Нежине. Т. 5. СПб., 1880.

11. Дерманова И. Б. Нравственная самоидентификация как регулятор мотивов пове­дения //Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. JI. А. Ко- рыстылевой. Вып. № 3 СПб., 1999. С. 64-69.

12. Додонов Б. И. Эмоции как ценность. М., 1978.

13. Ермолаева М. В. Практическая психология творчества. М., 2001.

14. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.

15. Измайлов Ч. А. Цветовая характеристика эмоций // Вестник МГУ. № 4. 1995.

16. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: «Питер», 2002.

17. Ковалев А. Г. О чувствах и эмоциях // Вопросы психологии. № 4.1967.

18. КолесовД. В. Эволюция психики и природа наркотизма. М.: Изд-во Московский социально-психологический институт. 2006.

19. Леей В. Л. Нестандартный ребенок. М., 1996.

20. Леонтьев А. Н. О некоторых перспективных проблемах советской психологии // Вопросы психологии. № 6.1967.

21. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.

22. Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А. Предисловие // в кй. Леонтьев А. Н. Философия психологии. М., 1994.

23. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., 1982.

24. Мнакацанян Л. И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М., 1991.

25. Муляр О. Интерпретационные таблицы к цветовому тесту М. Люшера. СПб., 1995.

26. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960.

27. Мясищев В. Н. Дружба и вражда в социально-психологической значимости // Социальная психология личности. Л., 1974.

28. Олпорт Г. В. Становление личности. М.: Смысл, 2002.

29. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

30. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957.

31. Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001.

32. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга // Медицинский вестник. № 47,48. М., 1965.

33. Смирнов В. М., ТрохачевА. И. Ц Предисловие в кн.: Дерябин В. С. Чувства, влече­ния, эмоции. Л., 1974.

34. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики. М., 1990.

35. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера. СПб., 1995.

36. Тихомиров О. К. Психология мышления М., 1961.

37. ТЬршилова Е. Как гармонией поверить алгебру М., 1994.

38. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

39. Фортунатов Г. А. О чувствах и их развитии // Дошкольное воспитание. № 1. 1946.

40. ФлирингГ., Ауэр К. Человек, цвет, пространство. М., 1973.

41. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

42. Хриэман Т. П., Еремеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1991.

43. Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М., 1987.

44. Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М., 1994.

45. Якобсон П. М. Психология чувств. М., 1958.

46. Ярошевский М. Г. Иван Михайлович Сеченов. Л., 1968.

47. Claparede Е. Feelings and emotions. In Reymert. 1928.

48. FreudS. Ober Psychoanalyse.Wien, 1910.

49. Meyer M. F. That whale among the fishes — the theory of emotions // Psychol. Rev. N 3. 1933.

Ольга Александровна Орехова

ЦВЕТОВАЯ ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИЙ. ТИПОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Монография

Главный редактор И. Авидон Зав. редакцией О. Гончукова Художественный редактор П. Борозенец Технический редактор О. Колесниченко Ответственный секретарь М. Фомичева Генеральный директор Л. Янковский

Подписано в печать 23.06.2008 г. Формат 60x90Vi6. Усл. печ. л. И. Тираж 4000 экз. Заказ № OSM Я..

ООО Издательство «Речь» 199178, Санкт-Петербург, а/я 96, «Издательство „Речь"» тел. (812)323-76-70, 323-90-63 sales@rech.spb.ru Интернет-магазин: www.rech.spb.ru

Представительство в Москве: тел.: (495) 502-67-07, rech@online.ru

За пределами России вы можете заказать наши книги в интернет-магазине www.internatura.ru

По вопросам оптовой закупки книг издательства «ТЦ Сфера» обращаться потел.: (495) 656-75-05,656-72-05

Книш в розницу можно приобрести в Центре образовательной книги по адресу: Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 18, корп. 3

Книги издательства «ТЦ Сфера» можно заказать наложенным платежом по адресу: 129626, Москва, а/я 40; e-mail: sfera@cnt.ru; www.tc-sfera.ru

Издательство «ТЦ Сфера» Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 18, корп. 3 Тел.: (495) 656-75-05,656-72-05 Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Северо-Западный печатный двор» г. Гатчина, ул.Железнодорожная, 45, л. Б.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: