При помощи проективной методики личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций можно решать многие исследовательские задачи.
Обратимся к теории сознания.
Главная задача в этом случае заключается в том, чтобы понять сознание как субъективный продукт, как преобразованную форму сложных проявлений психического отражения, которая достигается деятельностью человека в предметном мире. Ведь «сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния» [Леонтьев А. Н., 1975].
В течение жизни и осуществлении деятельности круг сознаваемого для субъекта все более расширяется, так что сознание становится универсальной, хотя и не единственной, формой психического отражения.
Первоначальное сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Эта деятельность опосредуется с помощью жестов или звуковой речи. Это предпосылка порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание-образ дополняется сознанием-деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание становится менее зависимым от внешней, чувственно-практической деятельности и, более того — управляет ею.
В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань, которая образует чувственный состав конкретных образов реальности, активно воспринимаемой, всплывающей в памяти или воображаемой. Образы отличаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости.
Основная функция чувственных образов состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту..
Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно некоторую означенность. Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.
Иными словами, эстетическое сознание дошкольника представляет собой структуру эстетических представлений, эстетических поня- тий-значений и личностных смыслов эстетического, основанных на чувственной ткани, обогащенной художественными образами эстетического восприятия. Кроме того, эстетическое сознание ребенка содержит эмоциональную сферу с развитой системой высших социальных, эстетических чувств и личностных отношений, характеризующих высокий уровень развития шкалы духовных ценностей, порождающих адекватные формы поведения и творчества.
Нами были вскрыты особенности развития символической функции цвета у детей 6—7 лет, занимающихся по различным развивающим программам. Этот вопрос имеет как практическое, так и общетеоретическое значение, имеющее отношение к возрастным особенностям становления эстетического сознания дошкольников.
Теоретическое исследование вопроса показывает, что впервые проблему символизма обозначил Жан Пиаже, усматривая в нем связь с развитием интеллекта ребенка, его «знакового сознания», основной предпосылкой которого является возникновение символа как отношения обозначаемого и обозначающего. Развитие «знакового сознания»,
по мнению Пиаже, характеризуется как путь от обозначения ребенком предмета посредством его части или свойства, формирующегося в результате становления сенсомоторного интеллекта, через символы к социальным знакам.
Вслед за лингвистом Ф. Де Соссюром Жан Пиаже разделяет обозначающее на знаки и символы. Если знаки — это обозначения общие для всей социальной среды: слова, формулы и т. д., то символы — это личные, частные, некодированные обозначения, имеющие определенное для каждого ребенка некоторое физическое подобие с содержанием, которое они замещают.
Наиболее раннее экспериментальное исследование символической функции принадлежит Г. Гетцер. В 1926 году она впервые связала «зрелость» символической функции с готовностью к школьному обучению. Изучая различные формы символической функции — рисование, конструирование, игру и употребление детьми знаков, — Гетцер пришла к заключению, что уже в трехлетнем возрасте дети могут овладеть произвольным соединением знака и значения. Отсюда ею был сделан чисто практический вывод о возможности обучения грамоте детей раннего возраста.
В нашей стране изучение развития символической функции осуществлялось многими исследователями. JI. С. Выготский исследовал генезис письменной речи, в том числе с точки зрения формирования символической функции, в 1935 году и пришел к выводу, что «символизация» заключается в переносе значений с одного предмета на другой.
Г. Д. Луков [ 1937] изучал осознание речи детьми разного возраста и впервые использовал игрушки-заместители и переименование как средство развертывания игры в символы. Это позволило ему утверждать, что с пятилетнего возраста у ребенка происходит отрыв способа употребления предмета от конкретной вещи и слова от предмета. На этой основе схема «действие—предмет—слово» приобретает вид «слово—предмет—действие».
Я. 3. Неверович [1948] изучала роль «символизации» в эволюции действий в игре. Она пришла к выводу, что символизация выступает как условие моделирования общего значения действий и социальных отношений. Именно благодаря двойному плану «символизации» действие включается в деятельность и получает свой смысл в системе межличностных отношений.
Д. Б. Эльконин изучал детскую игру как своеобразную практику оперирования словом, в которой и происходит изменение отношений между словом, предметом и действием.
Таким образом, символическая функция охватывает все уровни психической деятельности ребенка и выступает как форма знакового сознания.
Анализ раскрашивания социальных объектов у детей 6-12 лет выявил различия в использовании количественных характеристик цветовой гаммы удетей разного возраста и пола для обозначения своего отношения к определенным социальным ситуациям и социальным объектам. Иными словами, детям для обозначения своих состояний требуется разное количество цветов. Одним необходимо использование всех шести цветов, другим достаточно двух-трех, особенно мальчикам.
В связи с последним уточнением следует рассмотреть утверждение М. В. Осориной о том, что мальчики ахроматичны по сравнению с девочками. Действительно, наблюдения показывают, что, выполняя психологические задания рисуночных проективных тестов «Несуществующее животное», «Моя семья» и т. д., именно мальчики пренебрегают цветом как средством выразительности и чаще выполняют работы каким-либо одним предпочтительным цветом — черным, синим, коричневым...
Однако наши исследования дошкольников, занимающихся по программе эстетического развития Хризман, показывают, что при выполнении творческих работ используемая мальчиками цветовая гамма значительно расширяется [Хризман Т. П., Орехова О. А., 1996—2000]. Например, выполняя творческие работы по Торренсу («Нарисуй картинку», невербальный интеллект. Буклет А), мальчики используют предложенные разноцветные элементы с большей вариативностью, чем девочки. В выборке мальчиков присутствуют все цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый, а у девочек — преимущественно красный, желтый, фиолетовый. Изучение творческого воображения и средств художественной выразительности дошкольников при помощи авторской методики «Цветы» [Хризман Т. П., Орехова О. А., 1999] показало, что мальчики способны создавать выразительные многоцветные композиции чаще, чем девочки.
На основании вышесказанного нами была сформулирована гипотеза: использование цвета зависит от того, какую задачу решает ребенок, творческую или нет. В зависимости от этого у ребенка подключаются те или иные произвольные процессы, и он выполняет задание, используя цвет как средство художественной выразительности (форма эстетического сознания) или как символ, обозначение (форма знакового сознания).
Был проведен сравнительный анализ результатов теста «Домики», выполненного детьми 6—7 лет в ДОУ № 12 (за 1999 и 2000 годы) и детьми 6—7 лет контрольной группы, не занимающихся искусством. Мы сравнивали среднее количество используемых цветов для обозначения отношений к одним и тем же социальным объектам и ситуациям III задания теста. Исследование показало, что для обозначения своих эмоциональных состояний и отношений дети ДОУ № 12 использовали меньшее количество цветов, чем дети контрольной группы. Всего было обследовано 94 ребенка 6-7 лет (50 мальчиков и 44 девочки).
Таблица 8
Количество цветов, используемых дошкольниками для обозначения эмоциональных отношений
Год | Мальчики | Девочки | |
ДОУ № 12 | 1999, 2000 | 4,6 | 5,0 |
Контрольная гр. | 1999 | 5,1 | 5,4 |
На практике это означает, что большинству детей ДОУ № 12, особенно мальчикам, было достаточно четырех цветов, а некоторым мальчикам и трех, в то время как детям контрольной группы понадобилось пять и более.
Мы проанализировали использование цвета для обозначения эмоциональных состояний и отношений у школьников 8—11 лет, учеников разных классов и школ. Всего было обследовано 98 детей (47 мальчиков и 51 девочка).
Таблица 9
Количество цветов, используемых школьниками для обозначения эмоциональных отношений
Мальчики | Девочки | |
8-9 лет | 5,0 | 5,2 |
9-10 лет | 4,7 | 5,3 |
9-10 лет | 5,6 | 5,3 |
10-11 лет | 4,8 | 4,8 |
10-11 лет | 4,4 | 4,9 |
Очевидно, овладение символической функцией цвета происходит У детей с возрастом. Чем старше дети, тем более осознанно они используют цвета для обозначения своих отношений к различным социальным ситуациям. Эти отношения как бы сворачиваются. В итоге некоторым мальчикам 10—11 лет достаточно двух цветов для обозначения всего Двух отношений: хорошо, плохо.
Очевидно также, что дети ДОУ № 12 овладевают символической функцией цвета в 6—7 лет, их показатели сравнимы с результатами детей 9—10 лет.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие символической функции цвета как части знакового сознания формируется с возрастом. Программа эстетического развития с использованием средств искусства позволяет детям успешно овладевать символической функцией цвета как формой знакового сознания на более ранних возрастных этапах, а также произвольно использовать цвет для решения творческих задач как форму эстетического сознания.