Мы предположили, что художественные эмоции, имеющие социальный генезис, возникающие на занятиях искусством, формируют на личностном уровне дошкольника систему позитивных отношений, которая служит защитой от негатива (Т. П. Хризман). Таким образом, дети эстетического Центра продемонстрируют более высокий уровень дифференцированных, не омраченных, социальных и эстетических чувств, высокий уровень активности и зрелые ценностные ориентации, направленные на окружающий мир и ценности человеческой сущности.
Анализ результатов позитивных отношений к эстетическим видам деятельности и актуальности их для ребенка (рейтинг разных видов деятельности) показал, что музыка один из наиболее сложных видов деятельности для восприятия и осмысления детьми дошкольного возраста из всех видов эстетической деятельности. Музыка представляет собой деятельность, связанную со слуховым восприятием в отличие от изобразительной деятельности и музейной педагогики, деятельности зрительного ряда, где ребенок может полюбоваться не только красотой, но и увидеть плоды своего творчества.
Таблица 12
Эмоциональные предпочтения эстетической деятельности у дошкольников 6-7 лет (в баллах)
Виды деятельности | Мальчики | Девочки | Средние значения |
Музейная педагогика | 4,5 | 4,0 | 4,25 |
Изодеятельность | 5,0 | 4,1 | 4,6 |
Муз. деятельности | 4,4 | 3,8 | 4,1 |
Хореография | 3,9 | 4,2 | 4,05 |
Анализ позитивных оценочных отношений к музыкальной деятельности в зависимости от возраста показал, что наблюдается устойчивый рост рейтинга от среднего к старшему дошкольному возрасту. Причем у мальчиков рост рейтинга музыкальной деятельности более значителен: от 2,9 в средней группе до 4,4 балла в подготовительной группе. А у девочек — с 3,3 до 3,8 балла. Анализ подобных отношений у детей контрольной группы показал, что рост рейтинга музыкальной деятельности у мальчиков не превышает 3,0 и у девочек 3,6 балла, что дает возможность говорить о преимуществах данной программы, особенно для мальчиков.
Также был проведен анализ результатов социальных и эстетических чувств, обозначенных детьми тем же цветом, что и музыкальная деятельность (таблица 13). Гипотеза исследования предполагала, что дети испытывают при музицировании актуальные чувства, которые обозначают определенным понравившимся им цветом. Выяснилось, что эти чувства представляют собой сложный ряд эмоциональных состояний от счастья, добра, дружбы и восхищения до скуки и горя. Гамма позитивных чувств преобладает над негативом. Причем доля позитивных чувств возрастает к подготовительной группе с 54 до 78,6%, а доля негатива снижается более чем в два раза, с 45,5 до 21,4%. Это свидетельствует о повышении интереса, осмыслении содержания музыкальг ной деятельности и собственного творчества на занятиях.
Наряду с этим происходит дифференциация чувств как показателя развития эстетического сознания дошкольников. Если в средней группе дети отмечают в ассоциации с музицированием такие социальные чувства, как дружба, доброта, счастье, восхищение, то в подготовительной группе — эстетические чувства — счастье и восхищение. Это подтверждает мнение психологов, что «лица людей, одухотворенные творчеством, выглядят счастливыми» [Якобсон П. М., 1958].
Таблица 13
Окрашенность эмоциональных отношений (ЭО) дошкольников на занятиях эстетического цикла
Позитивные ЭО детей ДОУ №12 | Позитивные ЭО детей контрольной гр. | Негативные ЭО детей ДОУ №12 | Негативные ЭО детей контрольной гр. | |
Музей | 78,5% | 50,7% | 22,0% | 49,3% |
Хореография | 84,8% | 80,8% | 15,2% | 19,2% |
ИЗО | 97,8% | 90,0% | 2,2 % | 10,0% |
В среднем | 87,0% | 73,8% | 13,1% | 26,2% |
Произведенный анализ представлен графически на рисунке 15.
Таким образом, оценочно-эмоциональные отношения мальчиков и девочек к художественно-эстетическим видам деятельности и музицированию растут вместе с дифференциацией эстетических чувств и эстетического сознания, особенно у мальчиков. Психологические исследования подтвердили все концептуальные положения Т. П. Хризман: комплекс художественно-эстетических, в том числе музыкальных, воздействий наполняет и формирует позитивное эстетическое сознание ребенка
СИСТЕМА ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЦЕННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 9 -12 ЛЕТ1 |
Были проанализированы статистические распределения данных, полученных при помощи проективного теста личностных отношений и ценностных ориентаций «Домики» в двух третьих и одном пятом классах общеобразовательной школы (всего было протестировано 70 человек). Таким образом, мы могли отследить изменения в формировании личностных отношений и ценностных ориентаций в зависимости от возраста детей и стиля педагогических отношений. Дети 31 и
1 Опыт использования проективного теста «Домики» с применением программы Statistica for Windows Release 4.5 A Copyright & StatSoft inc 1993.
32 классов (дети 9—10 лет) были отобраны в 7-летнем возрасте на основании предварительного тестирования на уровень школьной зрелости. Класс 31 был сформирован из детей, лучше подготовленных к школе, нежели их сверстники. По нашим наблюдениям, с первого класса они отличались более высокими темпами учебной деятельности и лучшей работоспособностью и, как следствие, испытывали меньшее давление со стороны учителей и классных руководителей.
Критерием оценки являлся характер гауссовского распределения, при котором соответствие или несоответствие анализируемого распределения отношений нормальному статистическому распределению указывает на механизмы протекания психических процессов. В данном случае отношения школьников могут выступать на уровне эмоций или ценностей. На графиках гистограммы № 1, 2 (рис. 16) соответствуют последним местам рейтингового или негативного предпочтения детьми социальных объектов, оценивающиеся соответственно в 1 и 2 балла. Гистограммы с 3 по 6 — позитивные предпочтения, соответствующие 4, 3, 2 и 1 месту, оценивающиеся соответственно в 3, 4, 5 и 6 баллов.
Анализировались также количественные характеристики инверсий системы личностных отношений.
Детей, не имеющих инверсий в системе личностных отношений, в более успешном 31 классе оказалось больше, чем ребят с проблемами личностного развития. В то время как данные о количестве детей, имеющих инверсии в системе личностных отношений, класса 32 вы
глядят аналогично данным по классу 51 (дети 11—12 лет). В этих классах детей, не имеющих инверсий в системе личностных отношений, оказалось значительно меньше. Основной вывод — успешность в учебной деятельности, стиль педагогического общения, так же как и особенности подросткового возраста, в значительной мере определяют развитие системы личностных отношений и ценностей школьников. При этом различий по полу не наблюдалось.
Характер распределения по параметру «Счастье» в системе эмоциональных отношений указывает на тот факт, что в возрасте 9-12 лет у детей происходит переоценка ценностей (см. рис. 16). Многие считают, что «Счастье» — ценность, но у большинства детей отношение к понятию «Счастье» выражается на уровне эмоции, то есть они чувствуют себя счастливыми или несчастными, что находит выражение в их оценках. В то время как у дошкольников «Счастье» — ценность.
Анализ характера распределения по параметру «Счастье» по классам подтверждает выводы о том, что успешность деятельности и стиль педагогического общения формируют систему личностных отношений и ценностей. Причем у девочек это выражено ярче.
Анализ распределения отношений детей по параметру «Горе» показывает, что отношение школьников к данному понятию, по сравнению с дошкольниками, не изменилось: абсолютное количество детей избегают «Горя». Однако есть определенное количество детей, которые поставили эту категорию на первое место.
Распределение по параметру «Горе» (отрицательный полюс отношения базового комфорта) по классам демонстрирует тенденции, противоположные своему позитивному полюсу «Счастье», и не выявляет зависимости от стиля педагогического общения и успешности в учебе. Очевидно, данное отношение более глобально и формируется под влиянием некоторых других факторов, нежели учеба и школьное общение. Причем детей, поставивших «Горе» на последнее место, а также на первое, больше среди мальчиков (см. рис. 17). То есть среди мальчиков наблюдаются более очевидные различия в оценке данного негативного явления.
На графике здесь и далее данные мальчиков обозначены sex 1, данные девочек — sex 2.
Анализ распределений по параметру «Справедливость» показывает на тенденции, аналогичные параметру «Счастье». Для части детей 9— 12 лет «Справедливость» выступает в качестве отношения на уровне эмоции, то есть они чувствуют, что к ним относятся в разной степени справедливо. Однако для достаточно большой части школьников «Справедливость» выступает в качестве ценности, причем не обнаружено различий ни по классам, ни по полу. Это подтверждает, что в отличие от дошкольников у подростков «Справедливость» — это ценность. Возможно, мы как раз «застали» процесс становления «Справедливости» как ценности.
Характер распределения отношений по параметру «Обида» указывает на то, что у детей 10-12 лет по сравнению с дошкольниками этот параметр выступает на уровне эмоций, дети ощущают себя в разной степени обиженными. Кроме того, у достаточно большого количества детей чувство обиды актуализировано. Они поставили «Обиду» на первое место.
Анализ характера распределения по параметру «Обида» по классам указывает, что в классах 51 и 32 эти тенденции одинаковы, с той лишь разницей, что акценты в классе 51 ярче. В то время как в классе 31 (успешный по учебе класс) тенденция другая: для абсолютного большинства детей этого класса «Обида» не актуальна. Вывод: на формирование данного отношения влияет успешность, а вернее, неуспешность в учебной деятельности и стиль педагогического общения. Причем с возрастом (51 класс) это чувство накапливается.
Анализ данных по полу определенных закономерностей не выявил. Однако можно все же сказать, что среди мальчиков детей с актуализированным чувством обиды значительно больше.
Как мы уже отмечали, у детей 9-12 лет происходит переоценка ценностей и понятие «Дружба» для большинства детей остается ценностью, но для части детей это отношение выражено на уровне эмоции.
Сравнение данных по классам показало, что только в классе 31 понятие «Дружба» является ценностью. Вывод — успешность учебной деятельности и стиль педагогического общения определяют формирование отношения к «Дружбе» как к ценности.
Сравнение данных по полу указывает, что среди мальчиков есть довольно большая группа детей, для которых «Дружба» потеряла свою ценность. Очевидно, что учебная деятельность и сопровождающий ее стиль педагогического общения не способствовали у этих детей представлению о «Дружбе» как о ценности.
Понятие «Ссора» еще остается для детей 9—12 лет негативным явлением. Однако для части школьников это уже не так очевидно.
Сравнение данных по классам указывает на то, что отношение к «Ссоре» как к негативному явлению у подростков не однозначно и зависит от возраста и характера, успешности учебной деятельности, а также стиля педагогического общения.
Сравнение данных по полу не выявило особых различий в представлении мальчиков и девочек о «Ссоре» как негативном явлении, за исключением того, что мальчиков, поставивших «Ссору» на второе место, оказалось примерно в три раза больше, чем девочек.
Анализ распределений по параметру «Доброта» показал, что это чувство является ценностью для большинства детей 9-12-летнего возраста.
Успешность в учебной деятельности, стиль педагогического общения и особенности подросткового возраста оказывают определенное влияние на изменение отношения к «Доброте» как к ценности.
Отношение к «Доброте» как к ценности более характерно для мальчиков, хотя среди них есть дети, которые поставили «Доброту» на последнее место (см. рис. 19). Для большинства детей 10—12 лет злоба является негативным явлением, но для довольно большого количества детей это уже не так, и отношение к понятию «Злоба» по сравнению с дошкольниками у школьников переходит с уровня ценности на уровень эмоции. Возможно, у подростков происходит накопление агрессивности, особенно у мальчиков.
Распределение эмоционального отношения «Злоба» по классам показывает, что понятие «Злоба» является негативным явлением для большинства школьников 9—12-летнего возраста, особенно в 31 классе. Очевидно, стиль педагогического общения и успешность в учебе оказывают существенное влияние на формирование отношения «Злоба», связанного с ростом агрессивности. Однако, в подростковом возрасте (51 класс) картина меняется: отношение к «Злобе» как к негативному явлению меняется, причем за счет мальчиков.
Распределение эмоциональных отношений к категории «Скука» по классам показало, что дети, для которых «Скука» актуальна, как это ни парадоксально, оказались в классе 31 и 51. Очевидно, что успешность учебной деятельности, возраст и стиль педагогического общения не являются определяющими в формировании отношения к понятию «Скука». «Скука» не актуальное явление для большинства детей 9—12 лет. И все же «скучают» в большей степени девочки.
Отношение к понятию «Восхищение» у детей 9-12-летнего возраста выступает как ценность.
Сравнение данных по классам показывает, что успешность учебной деятельности, стиль педагогического общения и особенности подросткового возраста являются определяющими в формировании отношения «Восхищение».
Отношение к понятию «Восхищение» выступает как ценность в большей степени у мальчиков. Однако именно среди них есть часть детей, которые поставили «Восхищение» на последнее место. Для девочек «Восхищение» — в большей степени эмоция.
АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ДЕТЕЙ 9 -12 ЛЕТ
Анализ актуальных ценностей детей проводился по параметру «Собственный выбор» и оценке отношения детей к «Собственному выбору». Учитывалось место «Собственного выбора» ребенка в цветовом градуснике. Оценка по параметру «Собственный выбор» производился по шкале индексов личностных ценностей.
Шкала индексов личностных ценностей:
от 1 до 10 с минусом — асоциальные ценности;
0 — нет выбора;
1 — естественные потребности (пища, отдых, сон, простые действия);
2 — мир вещей, животные;
3 — игра;
4 — «я сам»;
5 — родные, друзья;
6 — явления окружающего мира, путешествия;
7 — учеба, труд, досуг;
8 — профессии;
9 — искусство, эстетика, наука;
10 — человек и его чувства.
Наиболее характерными актуальными ценностями для детей 10— 12-летнего возраста являются учеба, досуг, труд. На втором месте оказались естественные потребности (спать, отдыхать, гулять — очевидно, этого не хватает школьникам) и профессии. На третьем месте — эстетика, искусство и науки. На четвертом месте — игра. На пятое — небольшая часть детей поставила чувства человека (радость, веселье, один ребенок в качестве «Собственного выбора» указал «плачет»). Кроме того, некоторые дети не справились с задачей выбора. Эта группа школьников нуждается в особом внимании психолога наряду с детьми, которые выбрали асоциальные ценности.
Сравнительный анализ распределения шкалы индексов актуальных ценностей у мальчиков и девочек показал, что для мальчиков более актуальными являются ценности учебы и профессий, а также встречаются асоциальные ценности, для девочек — естественные ценности и эстетические. Естественные ценности у мальчиков и девочек также отличаются. Мальчики предпочитают спать, девочки — отдыхать, загорать, гулять. Ценность игры также более актуальна для мальчиков.
Сравнение распределения индексов шкалы духовных ценностей в зависимости от наличия у детей инверсий в системе личностных отношений показал, что для детей, не имеющих инверсий, не характерны асоциальные ценности, широта их интересов охватывает не только учебу, досуг и профессии, но и искусство, эстетику, науку. Актуальны для них ценности игры и чувств человека.
Для детей с деформированной системой личностных отношений характерны ценности учебы и естественных потребностей. Возможно, эти дети, не слишком успешные в учебе, стоят перед необходимостью больше времени тратить на учебные занятия, их интересы ограничены этой необходимостью и не развиваются. Зато развиваются осознание необходимости отдыха в бесконечной и бесполезной гонке за положительными отметками и протестные реакции в виде асоциальных ценностей.
Анализ степени принятия ценностей на основе оценки рейтинга «Собственного выбора» показал, что большое количество детей принимают свой выбор и ставят его на первое место (см. рис. 22). Можно предположить, что на сегодняшний день эти ценности определяют их поступки и желания.
Но есть не определенная часть детей, которые не принимают свой выбор однозначно. Их выбор характеризуется отношением на уровне эмоций, то есть является актуальным переживанием для этих детей, имеет сиюминутный характер. Есть и довольно большая часть школьников, отрицающая свой выбор (на рис. 22 гистограммы 1 и 2). Выбранные ими ценности являются декларированными, навязанными требованиями социума, но вряд ли определяют их поступки и тем более желания.
Анализ данных по полу показал, что мальчики в большинстве своем, не сомневаясь, принимают «Собственный выбор». Но в то же время мальчиков, не принимающих свой «Собственный выбор», поставивших его на последнее место, больше, чем девочек.
Среди школьников, не имеющих инверсий в системе личностных отношений, нет детей, которые поставили «Собственный выбор» на последнее место.
Выводы
В возрасте 9-12 лет у школьников происходит переоценка системы личностных отношений и ценностей. Те отношения, которые в дошкольном возрасте выступали как ценности — «Счастье», «Доброта», «Дружба», в школьном возрасте все больше выступают на уровне эмоций, дети переживают эти ценности, а не предпочитают их. С другой стороны, такие явления, как «Справедливость» и «Восхищение», которые выступали в дошкольном детстве на уровне эмоций, выступают у школьников как ценности.
На формирование отношений к понятиям «Счастье», «Справедливость», «Доброта», «Дружба», «Восхищение» определяющее влияние оказывают успешность в учебной деятельности, стиль педагогического общения и особенности подросткового возраста.
На формирование отношений к понятиям «Горе», «Обида», «Ссора», «Злоба» и «Скука» успешность в учебе, стиль педагогического общения и особенности подросткового возраста не оказывают определяющего влияния. Очевидно, эти явления являются более глобальными, и есть факторы, влияющие на их развитие, которые в данном исследовании не рассматривались.
Успешность в учебе, стиль педагогического общения и возраст детей влияют на формирование ценностей школьников.
Наиболее характерной актуальной ценностью для детей 10-12-летнего возраста являются учеба, досуг, труд. На втором месте оказались естественные потребности (спать, отдыхать, гулять — очевидно, этого не хватает школьникам) и профессии.
Для детей 11—12 лет искусство, эстетика и наука оказались более характерными ценностями, чем для детей 9—10 лет.
Дети, которые не справились с задачей выбора, нуждаются в особом внимании психолога наряду с детьми, которые выбрали асоциальные ценности.
Для детей, не имеющих инверсий в системе личностных отношений, не характерны асоциальные ценности, широта их интересов охваты
вает не только учебу, досуг и профессии, но и искусство, эстетику, науку. Актуальны для них ценности игры и чувств человека.
Для детей с деформированной системой личностных отношений характерны ценности учебы и естественных потребностей. Возможно, эти дети, не слишком успешные в учебе, стоят перед необходимостью больше времени тратить на учебные занятия, их интересы ограничены этой необходимостью и не развиваются. Зато развиваются осознание необходимости отдыха в бесконечной и бесполезной гонке за положительными отметками и протестные реакции в виде асоциальных ценностей.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
— Что ты делаешь? — спросили первого.
— Разве не видишь, таскаю камни, — ответил он.
— Что ты делаешь? — спросили второго.
— Что-то строю, — ответил он.
— Что ты делаешь? — спросили третьего.
— Строю Шартрский собор, — был ответ.
Притча
Из всего вышесказанного можно сделать несколько важных выводов.
Главный вывод состоит в том, что существует органическая связь процессов формирования личности и становления эмоциональной сферы. Отклонения в развитии личности и варианты личностного развития могут быть обнаружены в дошкольном возрасте в неадекватных изменениях эмоциональной сферы. Однако по нашему мнению, которое отличается от точки зрения ряда авторов [Бюллер К., 1924; Изард К., 1999; Штерн В., 1922], эти изменения представлены не столько негативными эмоциями, общими для человека и животных (страх, гнев, тоска и т. п.), или формами неадекватного поведения (агрессивность, избегание, аутизм), сколько несформированностью чисто человеческих социальных эмоций и чувств.
Исходя из освещенной нами проблемы, успешность личностного развития, как и всех психических процессов, включая познавательные, находится в непосредственной зависимости от той эмоциональной окраски, которую они приобретают для ребенка, его потребностей и влечений. И тогда успех воспитания будет зависеть не от того, насколько ребенку что-то хорошо рассказали и объяснили, хвалили или ругали, а от того, удалось лив результате всех усилий взрослого обеспечить нужную деятельность каждого ребенка надлежащим образом. С нашей точки зрения, для развития чисто человеческих высших социальных
эмоций и художественных и эстетических чувств следует обеспечить все виды деятельности ребенка, в которых эти эмоции возникают, развиваются и закрепляются в личностных новообразованиях.
Универсальное определение творчества как взаимодействия, ведущего к развитию, разработал Я. А. Пономарев [1976]. Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей является организация специфических форм взаимодействия ребенка со взрослым в процессе различных видов детской деятельности, а значит, в системе. Так, в процессе выполнения творческого задания каждый ребенок делает собственные открытия, выходит за рамки изведанного, самостоятельно находит разнообразные художественные образы, выразительные средства, обобщает в речи и формулирует названия, формирует собственные представления о красоте, добре, ценностях и т. д.
Известно, что существующее направление психотерапии — арт- терапия — является относительно новым методом, впервые термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 году. Эффективность этого метода в процессе лечения основывается на том, что применение художественных средств позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Анализ и обобщение результатов экспериментальной педагогической работы в ДОУ № 12 со здоровыми детьми показал, что дошкольники, занимающиеся искусством, обнаруживают высокие результаты во всех сферах психического развития. Таким образом, программы, использующие средства искусства и эстетики в системе, являются программами «равных возможностей», создающими детям вне зависимости от их способностей и особенностей (мальчики, девочки, лево- и правополушарные, педагогически запущенные и имеющие медицинские диагнозы) условия для достижения равно высоких результатов в развитии.
Приложение 6
СООТВЕТСТВИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЦВЕТАМ ПО ТЕСТУ ЛЮШЕРА
№ | Название цвета | Предпочтение цвета | Отвержение цвета |
1 | Синий | Стремление к согласию, доверию, пониманию, сочувствию, отсутствию конфликтов, дружеским отношениям, любовь, привязанность, спокойствие | Нарушение отношений, одиночество, беспокойство |
2 | Зеленый | Стремление к самоутверждению, повышению положения, власти, уважению, признанию, превосходству, уверенность, независимость, настойчивость, оборона | Недостаток признания, принуждение, унижение, обида, неспособность к сопротивлению |
3 | Красный | Стремление к достижению, успеху, инициатива, наступление, деятельность, борьба, возбуждение | Перевозбуждение, раздражение, бессилие, утомление, защита |
4 | Желтый | Стремление к изменению, выходу, освобождению, расслаблению, ожидание, надежда на удачу и случай, оптимизм, избегание проблем | Разочарование, отчаяние, подозрение, недоверие |
5 | Фиолетовый | Стремление к отождествлению, идентификации с кем-то, эротические и эстетические устремления, желание понравиться, обратить на себя внимание, произвести впечатление, получить одобрение | Подавление чувств, рациональность, контроль, скромность, стремление быть незаметным |
б | Коричневый | Стремление к физическому комфорту, безопасности, отдыху, чувственному удовлетворению, болезненное состояние, слабость, усталость, голод | Вытеснение физических потребностей, самоограничение, отрицание слабости |
7 | Черный | Стремление к разрушению, агрессия, враждебное отношение, негативизм, неприятие, протест, отказ | Отрицание и подавление агрессии |
8 | Серый | Желание избежать участия, скрыться, маскировка, утаивание | Активное включение в ситуацию |
В случае если потребность, выраженная основным цветом, является очень слабой или полностью удовлетворенной, то цвет, который ассоциируется с этой потребностью, является индифферентным, то есть находится в середине ряда. Он не является ни приятным, ни противным. Когда соответствующая потребность усиливается, то символизирующий ее цвет становится более привлекательным, перемещаясь в начало раскладки. Наконец, если потребность становится настолько сильной, что удовлетворить ее в полной мере не представляется возможным, то цвет, который характеризует эту потребность, становится неприятным и занимает одно из последних мест ряда.
Для основных цветов позиции в середине ряда соответствует либо наиболее слабой степени выраженности соответствующих потребностей, либо полной их удовлетворенности. Позиции основных цветов в начале ряда свидетельствуют о том, что потребности, которые они символизируют, наиболее актуальны. Наконец, в том случае, если основной цвет находится в конце ряда, то это является признаком фру- стрированных, подавленных, вытесненных потребностей. Это может быть связано либо с тем, что соответствующие потребности настолько выражены, что человек не может удовлетворить их в полной мере, либо с тем, что человек испытывает непреодолимые затруднения в удовлетворении в общем не самых сильных потребностей и они вследствие этого приобретают характер сверхзначимых.
Дополнительный цвет на последних местах ряда свидетельствует о слабой, наименее выраженной потребности, в середине ряда — об актуальной потребности, в начале ряда — о наиболее сильной потребности, которая может приводить к нарушению контроля поведения и состояния со стороны человека. Таким образом, привлекательность дополнительных цветов позволяет предположить ведущую роль базовых биологических потребностей в человеческом поведении, в то время как у большинства людей эти потребности не являются решающими или в достаточной мере удовлетвореными.
Приложение 7
АДАПТИРОВАННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ ПО ЛЮШЕРУ1
( 1 Собчик Л. Н. МЦВ — метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2001. 112 с. )
+1+2
Потребность в прочной и глубокой привязанности, эмоциональном комфорте и защите от внешних воздействий. Дружелюбие, конформность установок. Потребность в понимании, любви и поддержке является ведущей и поэтому наиболее легко травмируемой мишенью. Замкнутость, избирательность в контактах, аналитический склад ума, вдумчивый подход к решению проблем, инертность в принятии решений. Тормозимые черты, преобладание стремления к покою, уединенности, всплески активности быстро сменяются фазой пассивности. Вышеописанные тенденции служат инструментом для достижения нормальных условий работы и взаимодействия с окружающими на основании вдумчивого, рассудительного, трезвого подхода при решении проблем. Потребность в оберегании от посягательств своей социальной позиции, повышенное чувство собственного достоинства, потребность как в самоуважении, так и сохранении личностного реноме в глазах значимых окружающих. Склонность к системному мышлению, тяга к точным сферам знаний. Деликатность в сфере межличностных контактов сочетается с упрямством в отстаивании своей позиции. Мотивация избегания неуспеха при достаточно ригидных (негибких) установках и упорстве в своих начинаниях. Черты повышенной аккуратности и внимания к деталям.
+1+3
Конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций — высокой мотивации избегания неуспеха и мотивации достижения. Выраженная склонность к непосредственной самореализации сталкивается со столь же высокой тенденцией к избеганию конфликтов, повышенным контролем над своими чувствами и поведением. Уравновешивая друг друга, эти тенденции создают внешне гармоничный поведенческий рисунок, чреватый физиологическими расстройствами. Эротичность в сфере влечения к противоположному полу сочетается с эмпатийностью (умением сопереживать), что может служить основой для гармоничных отношений.
+1+4
Смешанный, эмоционально неустойчивый рисунок индивидуально- личностных свойств, выявляющий высокую подверженность внешним (средовым) воздействиям. Ранимость, чувствительность, зависимость от значимых других, повышенный самоконтроль и конформность установок сочетаются с тенденцией к легкой смене настроения и устремлений, вживаемостью в разные социальные роли. Склонность к экзальтации, потребность нравиться окружающим. Энтузиазм и стремление к сопричастности интересам референтной группы легко сменяются тенденцией уйти от излишней ответственности, участие и сопереживание более значимы, чем конкретные цели. В работе значение придается больше самому процессу как удовлетворяющему ведущим тенденциям, чем ее окончательному результату. Большое значение придается произведенному впечатлению и дружелюбным отношениям с окружающими.
+1+6
Пассивность позиции, черты зависимости, тревожность, неуверенность в себе, мнительность и боязливость, опасения за свое здоровье.
Чувство непонятости, недостаток эмоционального тепла со стороны окружающих. Выраженная зависимость от объекта привязанности, потребность в защите и помощи.
+1+7
Позиция пассивно-протестная (смешанный тип реагирования, характерный для лиц со склонностью к развитию физических недомоганий Т-ситуации эмоциональной напряженности), выраженная неустойчивость состояния, несбалансированность эмоционально-вегета- тивного тонуса. Неудовлетворенность и протест против сложившихся обстоятельств, сниженный фон настроения, сочетающийся с протест- ными реакциями. Потребность в разрешении невыносимой ситуации — и ощущение ее неразрешимости. Осознанный контроль над иррациональными (не поддающимися пониманию) поведенческими реакциями. Столкновение конфликтных мотивов, приводящее к эмоциональной напряженности, которая, не имея возможности быть отреагированной вовне, проявляется психосоматическими расстройствами.
+2+1
Скептичность, потребность в отстаивании собственных установок, упорство, противодействие обстоятельствам, которое носит защитный характер. Практичность и трезвость суждений, рационализм, тенденция
к системному подходу при решении проблем. Опора на накопленный опыт. Ориентировка на собственное мнение, сопротивление внешне- средовым воздействиям. Зрелость жизненной платформы. Чувство соперничества. Значимость собственной социальной позиции. Тропизм к конкретным видам деятельности, сфере точных знаний и положению лидера в социальном окружении. Эти особенности смягчаются установкой на избегание конфликта и контролируемостью. Повышенная ранимость в отношении критических замечаний со стороны окружающих, уязвимое самолюбие, значимость социального престижа. Потребность в самоуважении и уважении со стороны окружающих. Вдумчивость, аккуратность, серьезное отношение к обязанностям, интерес к точным наукам и работе, требующей конкретных знаний, тонкого ручного выполнения, подсчета. Интерес к технике, экономике, математике или физике.
+2+3
Амбициозность и защитно-оборонительные тенденции, высокая поисковая активность, упорство в достижении цели, выраженная тенденция к доминированию, противодействие давлению внешних факторов, самостоятельность принятия решений, предприимчивость, инициативность. Эти характеристики усилены уверенностью в себе, наступательностью тактики взаимодействия в межличностных контактах, еще более выраженными чертами независимости. Стеничность (волевая активность), стрессоустойчивость, противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности, развитое чувство соперничества, увлеченность и стремление к преодолению стоящих на пути к реализации своих намерений препятствий.
+2+4
Амбициозно-защитные тенденции, потребность в отстаивании собственных установок, упорство, противодействие обстоятельствам, которое носит защитный характер. Практичность и трезвость суждений, рационализм, тенденция к системному подходу при решении проблем. Опора на накопленный опыт. Ориентировка на собственное мнение, сопротивление внешнесредовым воздействиям. Зрелость жизненной платформы. Чувство соперничества. Значимость собственной социальной позиции. Тропизм к конкретным видам деятельности, сфере точных знаний и положению лидера в социальном окружении сочетается с такими особенностями, как выраженная надежда на успех, потребность в эмоциональной вовлеченности, в переменах, в общении. Оптимистичность, легкое вживание в разные социальные роли, демон
стративность, потребность нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий, поиски признания и стремления к сопричастности в межличностном взаимодействии. В выборе вида деятельности наибольшее значение придается тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. Любые формальные рамки тесны и плохо переносятся. Непосредственность чувств, пристрастие к забавам, игровому компоненту в деятельности. Противоречивое сочетание повышенного чувства собственного достоинства и болезненного самолюбия с подвластностью средовым влияниям, ориентировкой на мнение значимых других и референтной группы. Стремление укрепить самооценку через престижность позиции и популярность среди окружения.
+2+6
Реакция на сложившуюся ситуацию внешнеобвиняющая, обидчивая. Упорство в отстаивании своих позиций неустойчиво, наталкивается на трудности в межличностных контактах, что вызывает повышенную раздражительность, тревожную неуверенность, усталость и ухудшение самочувствия; характеристики стеничности направлены на преодоление чувства дискомфорта и неуверенности, смягчены некоторой конформностью установок. Ощущение известной приниженности своего социального престижа.
+2+7
Реакция на сложившуюся ситуацию агрессивная, внешнеобвиняющая. Гиперстенические (сверхактивные) тенденции с выраженным чувством протеста. Ригидность установок в отстаивании своих позиций, ущемленность чувства собственного достоинства, под угрозой престижность позиции, что вызывает нарастание эмоций гнева; характеристики стеничности (активности) резко усилены противодействием среды, неблагоприятными обстоятельствами, бороться с которыми трудно в силу субъективно переживаемого чувства их неотвратимости.
+3+1
Смешанный тип реагирования, в котором конфликтно сочетаются разнонаправленные тенденции. Такие характеристики, как активность позиции, высокая мотивация достижения, потребность в обладании жизненными благами, стремление к доминированию, нормальная эротичность, целенаправленность действий, непосредственность и раскрепощенность поведения, высокая самооценка, потребность в самореализации, противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности, черты стеничности и мужественности, склонность к риску, используются как инструмент достиже
ния гармоничных и доброжелательных отношений с окружающими, особенно в дружеских и интимно-эротических контактах. Внешне уравновешенное поведение дается ценой известного напряжения с тенденцией к раскачиванию вегетативного баланса и физическим недомоганиям, мишенью которых является сердце.
+3+2
Активность, высокая мотивация достижения, потребность в обладании жизненными благами, стремление к доминированию, нормальная эротичность, целенаправленность действий, непосредственность и раскрепощенность поведения, высокая самооценка, потребность в самореализации, противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности, черты стеничности и мужественности, склонность к риску сочетаются с такими тенденциями, как скептичность и внешнеобвиняющие реакции, потребность в отстаивании собственных установок, упорство, противодействие обстоятельствам, которое носит защитный характер. Практичность и трезвость суждений, рационализм, тенденция к системному подходу при решении проблем. Опора на накопленный опыт. Ориентировка на собственное мнение, сопротивление внешнесредовым воздействиям. Зрелость жизненной платформы. Чувство соперничества. Значимость собственной социальной позиции. Тропизм к конкретным видам деятельности, сфере точных знаний и положению лидера в социальном окружении. Стрессоустойчивость, стремление к престижной позиции, доминированию. Склонность к вспыльчивости в конфликтных ситуациях.
+3+4
Активность, высокая мотивация достижения, потребность в обладании жизненными благами, стремление к доминированию, нормальная эротичность, целенаправленность действий, непосредственность и раскрепощенность поведения, высокая самооценка, потребность в самореализации, противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности, черты стеничности и мужественности, склонность к риску сочетаются с неустойчивостью эмоционального состояния, тенденция к самореализации — с изменчивостью установок и непоследовательностью. Яркость эмоциональных реакций, экзальтация чувств, широкий спектр увлечений, оптимистичность, выраженная общительность, поиски новых контактов и сфер интересов. Самооценка неустойчива, наряду с высоким уровнем притязаний неуверенность в себе, которая легко переходит в другую крайность в ситуации признания и успеха в глазах окружения.
+3+6
Активность, высокая мотивация достижения, потребность в обладании жизненными благами, стремление к доминированию, нормальная эротичность, целенаправленность действий, непосредственность и раскрепощенность поведения, высокая самооценка, потребность в самореализации, противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности, черты стеничности и мужественности, склонность к риску — все эти тенденции сталкиваются с напряженностью физиологических потребностей, чувством общего дискомфорта, утратой привычного жизненного стереотипа. Высокая активность направлена на поиски выхода из неблагоприятной ситуации, которая оказывает фрустрирующее воздействие, препятствует реализации намерений и ущемляет личностный престиж. Дискомфорт вызывает напряженность биологических потребностей, повышенную тревожность, потребность в расслаблении, успокоении.
+3+7
Высокая мотивация достижения, потребность в обладании жизненными благами, стремление к доминированию, нормальная эротичность, целенаправленность действий, непосредственность и раскрепощенность поведения, высокая самооценка, потребность в самореализации, противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности, черты стеничности (активности) и мужественности, склонность к риску. Повышенная активность связана с проте- стной гиперстенической реакцией, стремлением к независимости, отстаиванием своих индивидуалистических устремлений от давления авторитетов. Импульсивность поведения, пренебрежение условностями. Трудности социальной адаптации. Склонность к протестным поведенческим реакциям. Агрессивность.
+4+1
Неустойчивость фона настроения, противоречивость реакций, непосредственно связанная с противодействием разнонаправленных тенденций. Потребность в действии, эмоциональной вовлеченности, в переменах, в общении. Оптимистичность, эмоциональная неустойчивость, легкое вживание в разные социальные роли, демонстративность, потребность нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий, поиски признания и стремления к сопричастности в межличностном взаимодействии. Тенденция к избеганию ответственности. В выборе вида деятельности наибольшее значение придается тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. Любые фор
мальные рамки тесны и плохо переносятся. Выраженная эмоциональная переключаемость без глубины переживаний и непостоянство в привязанностях. Непосредственность чувств, пристрастие к забавам, игровому компоненту в деятельности сочетаются с такими свойствами, как потребность в прочной и глубокой привязанности, эмоциональном комфорте и защите от внешних воздействий. Дружелюбие, конформность установок. Потребность в понимании, любви и поддержке является ведущей и поэтому наиболее легко травмируемой мишенью. Отсюда некоторая избирательность в контактах, аналитический склад ума, менее беспечный подход к решению проблем, временами стремление к покою, уединенности, всплески активности быстро сменяются фазой пассивности — что создает почву для внутреннего конфликта, в ситуации личностно значимой ведущими являются тенденции стенического круга и проявляется повышенная эмотивность. В социально значимой ситуации эти свойства успешно контролируются. Склонность к перепадам в настроении от приподнятого, экзальтированного до грустного. Выраженная зависимость от средовых воздействий и от ситуации успеха-неуспеха.
+4+2
Надежда на успех и выраженная эмотивность сочетаются с педантизмом. Преобладают такие характеристики, как потребность в действии, эмоциональной вовлеченности, в переменах, в общении, опти- мистичность, эмоциональная неустойчивость, легкое вживание в социальные роли, демонстративность, потребность нравиться, зависимость от средовых воздействий, поиски признания и стремление к сопричастности в межличностном взаимодействии, тенденция к избеганию ответственности, в выборе вида деятельности ориентированность на то, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. Любые формальные рамки тесны и плохо переносятся. Выраженная эмоциональная переключаемость без глубины переживаний и непостоянство в привязанностях. Непосредственность чувств, пристрастие к забавам, игровому компоненту в деятельности. Эти черты усиливаются такими тенденциями, как упрямство, практичность, потребность в отстаивании собственных установок, упорство, агрессивность, которая носит защитный характер. Трезвость суждений, рационализм, тенденция к системному подходу при решении проблем. Опора на накопленный опыт. Ориентировка на собственное мнение, сопротивление внешнесредовым воздействиям. Зрелость жизненной платформы. Чувство соперничества. Значимость собственной социальной позиции.
Тропизм к конкретным видам деятельности, сфере точных знаний и положению лидера в социальном окружении. Неустойчивость и ригидность в сочетании могут взаимно уравновешивать друг друга при хорошем контроле достаточно высокого интеллекта. Широта диапазона интересов и высокая поисковая активность в содружестве с тенденцией к планомерности в принятии решений и действиях способствуют эффективной деятельности. При недостаточной личностной интеграции — повышенная конфликтность. Проблема личности, «ищущей признания».
+4+3
Свойственны такие характеристики, как потребность в действии, в эмоциональной вовлеченности, в переменах, в общении, оптимистич- ность и легкое вживание в разные социальные роли, демонстративность, стремление нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий, поиски признания и стремления к сопричастности в межличностном взаимодействии, тенденция к избеганию ответственности, стремление придавать наибольшее значение тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие; трудности адаптации в условиях жесткого регламента, при выраженной эмоциональной переключаемое™, непостоянстве в привязанностях, непосредственности чувств, пристрастии к забавам и игровому компоненту в деятельности, усиливаются такими свойствами, как активность позиции, высокая мотивация достижения, потребность в обладании жизненными благами, стремление к доминированию, нормальная эротичность, непосредственность и раскрепощенность поведения, высокая самооценка, потребность в самореализации, противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности, черты стеничности и мужественности, склонность к риску. Непоследовательность, своеволие, повышенное чувство авторитарности. Тенденция к самореализации при повышенной эмотивности, склонности разбрасываться, браться сразу за несколько дел.
+4+6
Реакция эмоциональной неустойчивости в ситуации переутомления или утраты привычного жизненного стереотипа. Потребность в общении, эмоциональной вовлеченности, в переменах усилена в связи с ситуацией, в которой ощущается общий дискомфорт и чувство приниженности. Оптимистичность, эмоциональная неустойчивость, легкое вживание в разные социальные роли, демонстративность, потребность нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий,
поиски признания и стремление к сопричастности в межличностном взаимодействии. Тенденция к избеганию ответственности. В выборе вида деятельности наибольшее значение придается тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. Любые формальные рамки тесны и плохо переносятся. Выраженная эмоциональная пере- ключаемость без глубины переживаний и непостоянство в привязанностях. Непосредственность чувств, пристрастие к забавам, игровому компоненту в деятельности. Состояние эмоциональной напряженности, физическая усталость, дискомфорт. Эмоциональная неустойчивость усугубляется недомоганием, опасениями за свое здоровье, тревожными ощущениями надвигающейся опасности. Потребность в избавлении от проблем. Вытеснение психологических причин и сома- тизация конфликта. Напряженность физиологических потребностей.
+4+7
В силу неприемлемых обстоятельств, вызывающих протест и негативизм, резко усилены такие свойства личности, как потребность в общении, эмоциональной вовлеченности, в переменах, поиски признания. Оптимистичность, эмоциональная неустойчивость, легкое вживание в разные социальные роли, демонстративность, потребность нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий, поиски признания и стремление к сопричастности в межличностном взаимодействии. Тенденция к избеганию ответственности. В выборе вида деятельности наибольшее значение придается тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. Любые формальные рамки тесны и плохо переносятся. Выраженная эмоциональная переключаемость без глубины переживаний и непостоянство в привязанностях. Непосредственность чувств, пристрастие к забавам, игровому компоненту в деятельности. Выраженная эмоциональная напряженность. Стремление уйти от проблем и ответственности сталкивается с серьезным препятствием, вызывающим чувство протеста. Непосредственность поступков и высказываний может быть поспешной и опережать их продуманность. Активные поиски выхода из ситуации избыточно суетливы, непоследовательны, непланомерны.
+6+1
Потребность в избавлении от усталости и конфликтов. Повышенная тревожность, страх одиночества. Потребность в помощи, понимании, теплых отношениях и поддержке. Физическое переутомление, ухудшение самочувствия. Избыточный самоконтроль, гиперсоциальность установок, ориентация на общепринятые нормы поведения как защи
та от конфликтов с окружающими. Зависимость от объекта аффилиа- тивной привязанности. Зажатость, отсутствие спонтанности поступков и высказываний. Повышенные требования к себе и окружающим в вопросах морали.
+6+2
Проблема сдерживаемой раздражительности. Предрасположенность к физиологическим расстройствам. Повышенная утомляемость, перенапряжение контролирующих систем. Потребность в расслаблении и отдыхе, избавлении от напряженных отношений, переживаемых как враждебный настрой окружающих лиц, недоброжелательность с их стороны. Большие усилия затрачиваются на сдерживание собственных эмоций раздражения и обиды. Раздражает отсутствие привычного стереотипа.
+6+3
Напряженность физиологических потребностей, неудовлетворенная чувственность. Проблема сдерживания спонтанной (непосредственной) самоактуализации, собственной авторитарности во избежание нарастания конфликта и для сохранения объекта привязанности. Повышенная нервозность, неуверенность в себе. Непривычная обстановка, выбивающая из колеи.
+6+4
Состояние эмоциональной напряженности, неустойчивость фона настроения, повышенная тревожность. Стремление уйти от сложностей, избавиться от гнетущего чувства ответственности. Потребность в ограничении круга обязанностей, страх перед трудностями, опасения за свое здоровье; потребность в расслаблении и отдыхе, удобной и комфортной обстановке.
+6+7
Эмоциональная напряженность, физиологический дискомфорт, потребность в покое. Ситуация воспринимается как трудно разрешимая. Горечь разочарования, неудовлетворенность собой, избыточная самокритичность. Пассивный протест против сложившихся обстоятельств.
+7+1
Состояние характеризуется выраженной неустойчивостью. Протест- ная реакция на обстоятельства, нарушающие покой, затрудняющие самореализацию личности, не может в полной мере проявиться в поведении и высказываниях из-за подключившегося контроля над эмоциями.
Вегетоэмоциональная неустойчивость усиливается в связи с блокиро- ванностью потребностей, которые обозначены ниже. Раздражительная слабость, функциональные нарушения психосоматического круга.
+7+2
Протестная реакция в ответ на убежденность в недоброжелательности значимых окружающих или их попытки ограничить действия и самостоятельность обследуемого лица. Упорство в отстаивании собственного мнения и своей независимости. Внешнеобвиняющий тип реагирования. Акцентированы черты недоверчивости. Склонность к формированию жесткой субъективной схемы конфликтных межличностных отношений.
+7+3
Протестная реакция на средовые воздействия с избыточной возбудимостью. Повышенная импульсивность. Склонность к неожиданным своевольным поступкам в состоянии аффекта. Возможны деструктивные агрессивные тенденции.
+7+4
Протестная реакция в ситуации выраженной эмоциональной напряженности. Негативизм в отношении средовых воздействий сочетается с эмоциональной неустойчивостью, иррациональными страхами. Потребность в избавлении от непереносимой ситуации может спровоцировать необдуманные импульсивные высказывания. Отчаянные поиски выхода из ситуации трудно прогнозируемы и могут проявиться в аутоагрессивной (направленной на себя) форме и других иррациональных поступках на фоне сниженного инстинкта самосохранения.
+7+6
Состояние выраженной социально-психологической дезадаптации, ощущение разочарования, диссонанса между идеальными представлениями и грубой реальностью. Потребность в покое и расслаблении, освобождении от стресса. Неприятие ситуации, протест, непримиримость. Перенапряжение физическое и душевное. Тревожная и болезненная оценка своего самочувствия.
=1=2
Неудовлетворенная потребность в самоуважении и уважении со стороны значимых других. Напряженность взаимоотношений с близкими людьми.
=1=3
Трудности в достижении сотрудничества и гармоничных отношений.
=1=4
Затруднения в попытке контролировать повышенную эмотивность, недостаточно учитывается ситуация и мнение окружающих.
=1=5
Трудности в межличностных контактах из-за повышенной ранимости, сосредоточенности на своих проблемах.
=1=6
Застенчивость и пассивность, затрудняющие чувственную раскованность.
=1=7
Уступчивость и пассивность, мешающие сохранить эмоциональную привязанность.
=2
Уступчивость. Самолюбивое отстаивание своих позиций в данный момент не актуально, оборонительные тенденции смягчены доверием к окружающим.
=2=1
Уступчивость, обусловленная тем, что проявление упорства не уместно при сложившихся обстоятельствах. Напряженность в контактах узкого круга.
=2=3
Стремление к сохранению миролюбивых отношений с окружающими, несмотря на внутренний протест.
=2=4
Несмотря на трудности и препятствия, гибкость позиции способствует целенаправленности действий.
=2=6
Стремление примириться с трудностями и найти оптимальную зону комфорта.
=2=7
Сдержанность в эмоциональных проявлениях, отказ от своих притязаний, уступчивость, обусловленная сложившимися обстоятельствами.
=1=145
Трудности достижения гармоничных отношений с окружающими создают чувство изолированности, дистресса.
=3=2
Препятствия и трудности вызывают чувство несчастливости и побуждают примириться с ситуацией.
=3=4
Потребность в поддержке и одобрении, спокойной обстановке позволила бы расширить сферу контактов и надеяться на лучшее в будущем.
=3=6
Поиски выхода из сложной ситуации. Удовлетворенность физиологических потребностей.
=3=7
Ситуация вынуждает к сдержанности и подавлению сиюминутных потребностей.
=4=1
Избирательность в межличностных контактах, особенно — близких, интимных. Диссонанс между идеалом и реальностью приносит разочарование.
=4=2
Упорство в достижении целей, рационализация, гибкость позиции, несмотря на неудачи и трудности, субъективно переживаемые как избыточные.
=4=3
Потребность в покое и ободрении для избавления от субъективно переживаемой неудовлетворенности; это связано с опасениями новых трудностей, мешающих реализации собственных намерений и расширению сферы деятельности.
=4=6
Выраженная избирательность в межличностных отношениях, особенно в сфере близких, интимных отношений. Ирреальность притязаний.
=4=7
Убежденность и упрямство в отстаивании своих намерений несмотря на противодействие внешних обстоятельств. Нетерпимость к слабостям других в межличностных контактах узкого круга.
=6=1
Затруднения в межличностных контактах узкого круга, физиологические потребности в зоне комфорта.
=6=2
Защитный механизм рационализации задействован в связи с неудовлетворенностью своей социальной позицией. Физиологические потребности в зоне комфорта.
=6=3
Блокирована потребность в самореализации и достижении цели, стремление оградить себя от дополнительных волнений. Физиологические потребности в зоне комфорта, но не окрашены позитивными переживаниями.
=6=4
Выраженная разборчивость и избирательность в межличностных контактах. Нереальные требования к объекту влечения.
=6=7
Вынужденная уступчивость. Физиологические потребности в зоне относительного комфорта.
=7=1
Эмоциональная заторможенность. Сдержанность в притязаниях, надеждах, вынужденный отказ от реализации некоторых потребностей.
=7=2
В связи с обстоятельствами, ограничивающими свободу действий, вынужденный отказ от реализации намерений и упорства в отстаивании своей позиции.
=7=3
В связи с обстоятельствами, ограничивающими свободу действий, вынужденный отказ от самореализации.
=7=4
Убежденность в реальности своих планов и упорство в их достижении несмотря на давление обстоятельств, вынуждающих идти на компромиссные решения. Избыточная критичность в оценке лиц ближайшего окружения.
=1=6
Вынужденная установка на компромиссное поведение и временный отказ от реализации некоторых намерений. Физиологические потребности не блокированы.
-1-2
Стресс, ослабляющий волю и настойчивость. Стремление избавиться от ситуации, оказывающей чрезмерное давление. Перенапряжение Т-усилий, направленных на преодоление существующих трудностей, воспринимается как избыточное и бесполезное. Разлад в сфере значимых межличностных контактов.
-1-3
Чувство несчастливости, вызванное разладом в сфере значимых межличностных контактов. Гневные реакции. Блокированность сексуальной потребности или иной значимой сферы самореализации. Возможность кардиалгии. Беспомощность с проявлениями раздражительности. Нарушен баланс между тенденцией к активности и контролем.
-1-4
Состояние стресса, переживание разочарованности. Противоречивое сочетание разнонаправленных тенденций — стремление уйти от обременительных отношений и страх потерять объект привязанности.
-1-6
Стресс, выраженная неудовлетворенность, которая вызвана чувством приниженности и проявляется ограничительным поведением. Зависимость позиции, неуверенность, повышенная чувствительность к средовым воздействиям. Выраженный контроль рассматривается как единственная гарантия самоутверждения и отстаивания своих позиций. Основные проблемы — недостаток признания и повышенный самоконтроль.
-1-7
Стресс. Блокирована потребность в независимости. Ситуация вызывает неудовлетворенность. Повышенный самоконтроль помогает скрыть свою ранимость. Сложившиеся отношения тягостны, однако потребность в свободе действий сталкивается с опасениями в разрыве контактов, создающих атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Беспокойство, нарушающее продуктивную концентрацию внимания.
Угнетена способность к отстаиванию своей позиции. Неудовлетворенность своим социальным статусом, трезвая, рассудочная оценка
происходящего, однако ослабление воли мешает изменить ситуацию. Нежелание предпринять что-либо.
-2-1
Блокирована потребность в позитивной самооценке и уважении со стороны референтной группы. Противодействие среды воспринимается как враждебное. Ощущение утраты воли и жизнестойкости, потребность в избавлении отданной ситуации. Стресс и разлад межличностных отношений.
-2-3
Состояние гневливой раздражительности в связи с субъективным ощущением враждебности окружающих, высокий уровень невротиза- ции, возможны кардиалгии. Давление внешних обстоятельств воспринимается как невыносимое, требования — как неразумные. Ощущение собственного бессилия перед лицом несправедливости.
-2-4
Стресс, вызванный конфликтом между надеждой и необходимостью (желаниями и реальностью), в связи с состоянием выраженного разочарования. Тревожная неуверенность усиливает стремление уйти от ответственных решений, переключиться на малозначимые, но отвлекающие от проблем занятия. Нерешительность, вызванная разочарованием.
-2-6
Эмоциональная напряженность связана с перенапряжением избыточного самоконтроля, используемого как инструмент для завоевания расположения и уважения других. Несмотря на недостаток признания ригидно сохраняется установка на исключительность своей позиции. Желание избавиться от неприятной ситуации не может служить поводом для компромиссных решений. Упорство в притязаниях вопреки печальной реальности.
-2-7
Блокирована потребность в независимости. Стремление избавиться от ограничений. В противодействии сильному давлению внешних обстоятельств недостает целенаправленности.
-3-1
Подавленное противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности и достижению целей. Неспособность к релаксации. Нетерпеливость, раздражительность. Проти
воречие между разнонаправленными тенденциями (высокой спонтанностью и повышенным самоконтролем) приводит к избыточной эмоциональной напряженности. Физиологический вариант дезадаптации (гипертония, кардиалгия). Нарушена гармония в сфере значимых межличностных отношений. Чувство несчастливости, чувство бессилия что-либо исправить, наладить.
-3-2
Выраженный стресс в связи с блокированностью самореализации. Нет возможности реализовать потребность достижения успеха, утрачена лидирующая позиция в сложившейся ситуации. Проблема уязвленного самолюбия, неудовлетворенность своим социальным статусом. Ощущение собственного бессилия перед лицом препятствий, которые субъективно воспринимаются как неодолимые, и враждебностью окружающих. Выраженное общее перенапряжение с тенденцией к функциональным нарушениям в сердечно-сосудистой системе. Негодование и беспомощность, которые могут компенсироваться за счет преобладающих установок (см. первые строки интерпретации).
-3-4
Стресс, проявляющийся выраженной эмоциональной неустойчивостью и тревогой, связан с разочарованием. Защитный механизм вытеснения истинных причин конфликта. Стремление сохранить хорошее впечатление о себе в кругу значимых межличностных контактов. Высокие притязания сталкиваются с невозможностью реализации своих намерений и надежд. Чувство обманутого доверия, ощущение своего положения как жертвы злой воли окружающихлюдей. Своя доля вины в конфликте перекладывается на других.
-3-6
Напряженность, связанная с блокированностью физиологических потребностей, чрезмерно ограничиваемых. Сложившаяся ситуация ущемляет чувство независимости. Выраженный самоконтроль в сфере чувственности приводит к изоляции. Стремление к завоеванию признания и уважения со стороны значимых других. Неуверенность усугубляется недостатком внимания к своей персоне.
-3-7
Стресс, вызванный разочарованиями и препятствиями на пути к реализации своих намерений. Противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности, и раздражение
сочетаются с неуверенностью. Потребность в избавлении от ограничений и в обретении свободы принятия решений. Фрустрирована потребность в независимости.
-4-1
Тревожное беспокойство, базирующееся на внутреннем конфликтном сочетании ра