Обслуживание рабочих мест

 

Организация рабочего места – это формирование производственной среды для работника, его вещественное окружение. Обслуживание рабочего места, а точнее, организация обслуживания – это система мероприятий, направленных на обеспечение работы всем необходимым для бесперебойного хода производственного процесса.

Обслуживание рабочих мест на предприятии является важным условием высокой производительности и качества труда. Этому процессу уделяется значительное внимание. Рабочее место является первичным звеном в системе производства. Оно находится в ведении одного сотрудника или целой бригады.

Объектами обслуживания являются все элементы рабочего места
(рис. 2.23): средства труда; предметы труда; субъекты труда (работники). 

Исходя из этого, все функции обслуживания группируются по следующим направлениям.

1. Функции по обслуживанию средств труда:

– инструментальная (обеспечение инструментом, заточка и ремонт инструмента);

– наладочная (наладка и подналадка оборудования);

– энергетическая (обеспечение рабочих мест всеми видами энергии);

– поддержания в рабочем состоянии оборудования (профилактическое обслуживание оборудования, его ремонт);

– ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных помещений и оргоснастки).

Обслуживание средств труда

  Ремонт оборудования (мелкий, средний, капитальный)
  Межремонтное обслуживание
  Энергообеспечение
  Поддержание в рабочем состоянии технологической и организационной оснастки
  Хранение и выдача технологической и организационной оснастки
  Поддержание в рабочем состоянии и уборка зданий, сооружений, территории
     

Обслуживание предметов труда

  Прием, хранение, выдача, комплектование материалов, заготовок
  Прием и выдача сырья
  Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы
  Контроль качества сырья, материалов, промежуточный и финишный контроль
     

Обслуживание работника

  Охрана труда и техника безопасности
  Санитарно-гигиеническое обслуживание
  Общественное питание
  Медицинское обслуживание
  Хозяйственно-бытовое обслуживание

 


Рис. 2.23. Обслуживание элементов рабочего места

 

2. Функции по обслуживанию предметов труда:

– складская (прием, учет, хранение, комплектование и выдача материалов, деталей, инструмента);

– транспортная (работы погрузочно-разгрузочные, по доставке к рабочим местам предметов и средств труда и вывозу с рабочих мест готовой продукции);

– контрольная (контроль качества сырья, материалов, продукции).

3. Функции по обслуживанию работников:

– информационное обслуживание, производственный инструктаж, распределение работ, выдача производственных заданий;

– санитарно-гигиеническое обслуживание, общественное питание;

– медицинское обслуживание;

– культурное обслуживание;

– охрана труда.

Все эти функции могут выполняться по различным системам – централизованной, децентрализованной и смешанной.

На выбор системы обслуживания влияют масштаб и тип производства, производственная структура предприятия, качественный уровень имеющегося оборудования, сложность выпускаемой продукции, требования к ее качеству, планировка производственных площадей и др. Однако во всех случаях критерием выбора оптимальной системы обслуживания является минимум затрат рабочего времени и материальных ресурсов на обслуживание при высоком качестве последнего.

По форме выполнения функций обслуживание рабочих мест может быть стандартным, планово-предупредительным и дежурным.

Применение той или иной формы обслуживания во многом обусловлено типом производства.

В единичном и мелкосерийном производстве преобладает дежурное обслуживание, осуществляемое по мере необходимости по вызовам с рабочих мест и по сменно-суточным заданиям. Для него характерно отсутствие заранее составленных графиков и регламентов. Эта система проста с точки зрения ее организации, но отличается малой экономичностью обслуживания, возможностью возникновения простоев основных производственных рабочих.

В серийном производстве, где существует большая вероятность возможных отклонений от нормального течения производственного процесса, целесообразно использовать планово-предупредительное обслуживание. Эта форма носит предупредительный характер, который находит выражение в предварительном комплектовании рабочей документации, инструментов и приспособлений, заготовок, проведении ремонтов, наладок и других работ.

Все комплекты, в соответствии с календарными планами-графиками основного производства изделий, заблаговременно доставляются на рабочее место. Таким образом, обеспечивается четкая и динамичная работа обслуживающего персонала, и минимальная вероятность возникновения простоев у основных рабочих.

Стандартное обслуживание – наиболее совершенная форма планово-предупредительного обслуживания, характерно для поточно-массового производства, при устойчивом производственном процессе и постоянном закреплении операций за рабочими местами. Сущность его заключается в обслуживании по заранее разработанным стандартным расписаниям и стандарт-планам. Такими видами обслуживания являются: стандартный ремонт оборудования, принудительная замена режущего и мерительного инструмента и приспособлений, наладка и подналадка оборудования, регулярное пополнение рабочих мест предметами труда и т. д. (табл. 2.4). При этой форме обслуживания основные производственные рабочие полностью освобождаются от выполнения вспомогательных функций, что позволяет более рационально использовать их рабочее время.

Стандартное обслуживание предотвращает какие-либо простои рабочих или оборудования по причине необеспеченности рабочих мест любыми видами услуг. Это наиболее экономичная форма обслуживания, требующая, однако, жесткой ритмичности основного производства.

Таблица 2.4




double arrow
Сейчас читают про: