Новые институты государственной власти в РФ

Политический институт - это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических средств) и на основе фиксированных норм. Государство, его органы и учреждения, партии - политические институты.

В отличие от социальных политические институты действуют в сфере политических отношений. Президентство - принципиально новый государственный институт в России, который внес значительные изменения в существующую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти. В 1990 - 1991 гг. Был закреплен пост Президента СССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. В1991 г. учрежден пост Президента РФ. Учреждение президентства происходило на фоне углубляющегося экономического и политического кризиса. При создании института президентства в России использовался зарубежный опыт. В одних государствах - президент возглавляет государство, а также правительство, исполнительную власть, играет фактически ведущую роль в управлении страной, обладая большим объемом прав. В других - это парламентарные республики - президентство представляет собой в значительной мере формальную структуру. В этом случае реальные функции управления выполняет правительство, а глава его и занимает первое место в системе исполнительной власти. В мировой практике встречается сочетание черт парламентарной и президентской республик - смешанные формы правления, которые оказали влияние на конструирование института президентства в России. Статус Президента Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г. заметно отличается от правового положения Президента, закрепленного в 1991 г. В Конституции сохранились положения о полновластии высшего представительного органа. Принятие Конституции Российской Федерации 1993г. означало начало нового этапа в развитии президентской власти в Российской Федерации. В ее основе теперь лежит иная концепция, в основном характерная для смешанной формы правления с преобладанием президентских элементов. Законодательный орган приобрел черты парламента, действующего в режиме разделения властей. Государство - ведущий институт политической системы.

Россия и мир в эпоху глобализации

 

Модернизация неосуществима при минимизации государственного участия в экономике. Если браться за решение проблем модернизации, надо теоретически определить место и ключевые действия государства на всех этапах осуществления крупномасштабной модернизации народного хозяйства.

Ряд критериев модернизации в различных областях общественной жизни:

в социальной области - разделение функциональных ролей, выполняемых разными индивидами в обществе;

в экономике - применение технологии, основанной на использовании научного (рационального) знания;

в политической области - образование централизованных государств и в то же время - разделение властей;

в духовной области - дифференциация культурных систем и ценностных ориентаций, секуляризация образования и распространение грамотности.

Современная Россия: курс на модернизацию

 

Для России главным направлением развития, является производство наукоемкой, с низкой материало- и энергоемкостью продукции. Стратегической целью в развитии экономики России должно стать создание современных отраслей.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что проведение модернизации требует привлечения очень больших ресурсов, полной концентрации усилий государства. Следовательно, существуют две альтернативы либо существенно ограничить объем ресурсов, направляемых на решение текущих задач, и за этот счет обеспечить проведение модернизации.

В современных российских условиях ресурсное обеспечение модернизации невозможно без привлечения частных капиталов. Следовательно, одной из задач государства становится формирование системы мер и инструментов, поощряющих и понуждающих бизнес к созданию и активному использованию в производстве высокотехнологичной продукции отечественного производства

Модернизация России отличается от индустриальных стран, например, Юго-Восточной и Южной Азии, которая носила инновационно-мобилизационный характер. В процессе модернизации здесь ставились две цели:

войти в мировое сообщество как развитый, конкурентоспособный регион;

остаться самими собой, т.е. сохранить свою цивилизационную идентичность.

Роль и место России в мировом сообществе

 

Россия - уникальная евразийская цивилизация, центр устойчивости и неустойчивости геополитического, глобального развития человеческой цивилизации.

В политическом плане Россия выступает державой с многовекторными глобальными интересами и общепризнанным международным авторитетом. Являясь постоянным членом Совета Безопасности (СБ) ООН, представителем других влиятельных международных организаций, она активно участвует в развитии и укреплении на демократической основе содружества наций, реформировании модели международных отношений в соответствии с новыми политическими реалиями. В это входит отношение со странами Европы, Америки и странами Востока.

Статус России в мировом сообществе проявляется также через ее место и роль в СНГ.

Политическая значимость России подкреплена ее экономическим потенциалом и природными богатствами (около 15 - 17% мировых запасов полезных ископаемых, 25% мировых запасов леса, питьевой воды)

Крупный экспортер интеллектуальных услуг.

Духовный потенциал и культурное наследие (объединение европейской и восточных культур)

место и роль России в мировом сообществе нового тысячелетия определяются ее статусом евразийской державы с соответствующими интересами, возможностями и влиянием

История античных государств (III тыс. до н.э. - Vв)

 

Египет

40 номов (общин) во главе с номархами (правителями).

г. до н. э объединение номов. (верхний + нижний)

глава гос-ва фараон

глава правительства визирь

суд (кенбет) - высшие должностные лица (номархи-30) + храмовые суды (жрецы) высший суд-фараон.

в экономике земледелие и скотоводство - влияние географического положения+ торговля

армия

Вавилон

царь - абсолютная монархия

экономика - земледелия (географ. Положение, применение ирригации) +торговля

общинный строй, рабовладельчество, но были свободные крестьяне и общинники.

централизация - общин законы для всего гос-ва

деление на области - в каждой царский наместник

суд - осуществлял царь+ храмовые суды

армия

Индия

абсолютная монархия

рабовладельчество

скотоводство и земледелие

деление на касты

армия

Шумер

г/п. между тигром и ефратом

разделение власти - верх. правитель-царь

деление на классы (крестьяне и ремесленники +торговля (рабовладельчество) - сбор налогов)

строительство храмов

Китай

во главе гос-ва - династия+ аристократия

община - налоги

разделение на классы

земледелие, скотоводство и торговля

суд - отдельно от прочей власти

Древнегреческое

рыболовство, скотоводство, виноградоводство, мореплавание, судостроение, торговля-азиатский способ производства.

рабство

деление на классы

армия - важная роль

крупные города (Афины, Спарта, Микены Коринф, Мегары)

появление демократии (совет 500)

культура

Рим

царский период - родовой строй, реформы в сфере земельной собственности, деление на классы, деление на округа, армия

У власти патриции - аристократия

республиканский -появление римского права, изобретение в земледелии, рабы - военнопленные. во главе гос-ва - сенат - затрагивал все сферы

Римская империя -монархия-исполнительная, судебная и законодательная у монарха. торговля, с/х, деление территории на провинции и округа, римское право. В последствии в последствии распалось на запад. рим импер (рим) и византию (константинополь)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: