Радикальные социально-экономические реформы в Российской Федерации (1992 г. - настоящее время)

В начале 1992 в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января вступил в силу указ президента о либерализации цен. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни. Под влиянием гиперинфляции произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания финансовой, бюджетной и кредитно-денежной системы. Произошло снижение наукоемких производств, техническая деградация экономики, свертывание современных технологий. Падение производства в России по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени.

 

Соц. - экон. Развитие России в нас 20 в.

В начале XX в. Россия была активно развивающейся страной, но с преобладанием сельского хозяйства и слабою урбанизацией. Крестьянство страдало от малоземелья и низкого уровня агротехники. Дворяне, обычно не умевшие вести хозяйство, также разорялись, несмотря на финансовую поддержку царской власти.

Промышленность динамично развивалась. Шло сращивание банковского и промышленного капитала и монополизации. Крупнейшие монополии - "Продамет", "Гвоздь", "Продвагон". Росли иностранные инвестиции. В 1897 г. под руководством С.Ю. Витте проведена денежная реформа, наряду с французскими займами укрепившая курс рубля. Правительство вмешивалось в экономику, прибирая к рукам лучшие предприятия (за солидную компенсацию).

В политическом отношении Россия оставалась абсолютной монархией. Власть царя ничем не ограничивалась. Государственный совет имел лишь совещательные полномочия. Совет и Комитет министров практически бездействовали. Церковь управлялась Святейшим синодом. Высшей кассационной инстанцией и высшим органом надзора за законностью оставался Сенат.

С воцарением Николая II (1894-1917) оживилось либеральное движение. Интеллигенция, большею частью ненавидевшая царизм из-за притеснений при Александре III, мечтала о конституции. Но царь чётко дал понять, что этого не будет.

Ширилось рабочее движение, в 1902 г. вспыхнули крестьянские волнения в южных губерниях. Возникли первые революционные партии - социалистов-революционеров (ПСР, или эсеров), социал-демократов (РСДРП), в 1902 г. расколовшихся на большевиков (Ленин) и меньшевиков (Плеханов), революционные партии на Украине, в Белоруссии, Закавказье и др.

 

Межнациональные конфликты в Российской Федерации. Положение на Северном Кавказе

 

Укрепление сепаратистских тенденций, во многом обусловлены демографическим фактором. Быстрое нарастание абсолютной и относительной численности коренных народов Северного Кавказа, служит своеобразной питательной средой для обострения конфликтных ситуаций. Эти конфликты и межнациональная напряженность воспроизводятся со все большей остротой и во все возрастающих масштабах. Вопрос о земле, особенно в горных районах, является наиболее сложным, трудноразрешимым и имеет продолжительную историю. Споры об установлении твердых границ между национальными образованиями тянулись до конца 20-х годов. Внешняя политика национальных областей в те годы заключалась в "стремлении расширить национальные территории.". Карачай, Балкария, Осетия, Дигория, Ингушетия и Терская губерния требовали увеличения территории за счет выделяемой Кабарды. Образование Чеченской автономной области всколыхнуло Чечню и дало возможность определить чеченское настроение". Далее говорится о полном безвластии в Чечне, о том, что часть населения приняла выделение Чечни как освобождение от русского гнета. С конца 1992 г. основные противоречия, от разрешения которых во многом зависит развитие событий на Северном Кавказе, наиболее ярко проявились в центральной его части. Слабость власти на федеральном уровне приводит к появлению кандидатов в местные диктаторы, разыгрывающих карту сепаратизма. Утверждение свободы и права одного народа пытаются обеспечить путем угнетения свободы и элементарных человеческих прав других народов. Если национальные проблемы, на которых спекулируют экстремисты, не решаются "сверху" в относительно цивилизованных формах, то они решаются "снизу" в формах уродливых. Следует при этом отметить, что развитие межнациональных отношений имеет свои закономерности. И регион, республика - лишь частное проявление этой закономерности. И напрасно кто-то думает, будто можно спрятаться за частоколом границ и создать "маленький рай" на общем поле разрухи.

 

Варианты периодизации истории

 

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов - божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. Русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время). Маркс исходя из принципа материалистического понимания истории разработал вариант периодизации, положив в ее основу способ производства или формационную концепцию. В соот-ветствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций. В отличие от Маркса западные ученые XX в. рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же "циклов" круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории - англичанин А. Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им 13 основных цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель. Выделяются три основных типа цивилизации:

. Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. Этот тип цивилизации в настоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земного шара.

. Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности,

. Европейский (прогрессивный). В его основе - идея непрерывного развития. Этот тип становится общим для европейских стран с распространением христианства.

Американский ученый Уолт Ростоу в 60-е годы XX в. разработал теорию стадий экономического роста. Тогда он выделил пять стадий экономического роста:

традиционное общество;

период предпосылок или переходного общества;

период "взлета" или сдвига;

период зрелости;

эра высокого массового потребления. В 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией - на этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека. В учебнике "Всемирная история" принята следующая периодизация: Первобытная эпоха, Древний мир, Средневековье, Новое время, Новейшее время.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: