Управление коммуникациями

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ГЛАВЫ

Двусторонний коммуникативный процес

Коммуникативные барьеры

Факторы эффективных коммуникаций

Проблемы нисходящих и восходящих коммуникаций

Значение умения задавать вопросы и воспринимать информацию

Влияние электронных средств коммуникаций

Организационные слухи и толки

Я хочу видеть, слышать и чувствовать так много, как я способен.

Луис Герстнер 1

Огромное значение имеет философия открытого обмена информацией в организации и доверие к другим.

Д. Кейт Дентон 2

Голливудская кинокомпания снимает фильм в маленьком городке на западе США. В соответствии со сценарием несколько эпизодов должны быть сняты на узкоколейке. Ответственность за их обеспечение возложена на местного жителя, обычного инженера-путейца, чрезвычайно гордящегося приглашением. Вечером после съемок инженер подходит к продюсеру и задает вопрос: «Джон, как я сегодня работал в эпизодах с поездом?»

Находящийся в прекрасном настроении собеседник дает самый лестный в Голливуде отзыв: «Джо, ты работаешь, как черт». Однако Джо не знаком с голливудским сленгом и воспринимает сравнение с дьяволом как критику. Он вспыхивает и отвечает: «Ну, не знаю. Вряд ли кто-то сработал бы лучше».

Директор, пытаясь продолжить разговор (но на уровне своих собственных стандартов), продолжает: «Я об этом и говорю. Ты работал, как дьявол, Джо». Разразилась ссора, причем Джо клялся, что он никому не позволит так разговаривать с ним в присутствии его друзей.

з

LJ

♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦


52

Часть 1. Основы организационного поведения

В кинокомпании, на промышленном предприятии, в фирме из сферы услуг, в федеральном правительстве или в любой другой организации коммуникации — обычный вид деятельности, обеспечивающий контакты людей друг с другом, способствующий объединению их усилий. Точно так же как у людей может развиваться атеросклероз (сужение артерий, ограничивающее кровообращение, а значит, и доставку клеткам питательных веществ), в организациях нередко возникают проблемы в информационных «артериях». Результат один и тот же — неоправданное снижение эффективности в силу ограничения распространения важнейшей информации. И, как и в случае медицинской патологии, гораздо эффективнее вовремя провести профилактику «заболевания», чем второпях искать нужное лекарство.

Приведенные в начале главы цитаты привлекают внимание к двум важнейшим моментам коммуникативных процессов. Исполнительный директор компании IBM Лу Герстнер утверждает, что менеджеры нуждаются в интенсивных коммуникациях по всем направлениям — вверх, вниз и по горизонтали. В свою очередь, сотрудники любой организации испытывают острую потребность в информации о происходящих в компании и вокруг нее событиях. По мнению Кейта Дентона и других, открытый и систематический подход к коммуникациям позволяет удовлетворить эту потребность. В этой главе мы подробно рассматриваем значение коммуникаций в процессе труда, обсуждаем их связь с ОП и роль электронной техники в развитии коммуникаций.


ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИЙ

Коммуникации — это передача информации от одного человека к другому, один из способов доведения индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей. Цель коммуникации — добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. Эффективные коммуникации создают между двумя людьми «мост взаимопонимания», стороны получают возможность делиться друг с другом тем, что они чувствуют и знают, и безопасно пересекать так часто разделяющую нас «реку непонимания».

В коммуникациях всегда участвуют по крайней мере два человека — отправитель и получатель. Один человек не может общаться сам с собой. Только один или более получателей завершают коммуникативный акт. Данный факт очевиден. Представьте себе, что вы оказались на необитаемом острове. Звать на помощь бесполезно — поблизости нет никого, кто бы услышал ваш призыв. Потребность в получателе не столь очевидна для менеджеров, которые рассылают служебные записки сотрудникам организации, пребывая в уверенности, что каждый подчиненный обязательно прочитает полученное сообщение. Но передача послания — только начало коммуникативного процесса. Менеджер может разослать сотню сообщений, но коммуникации имеют место только в тех случаях, когда каждое из них будет получено, прочитано и понято. Коммуникации — это в том числе и то, что осознает получатель сообщения, а не только то, что имеет в виду его отправитель.


Глава 3. Управление коммуникациями

53



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: