Значение коммуникаций

Организации без коммуникаций не существует. В отсутствие коммуникаций работники не имеют информации о том, что делают коллеги, менеджмент не получает первичных данных, а руководители и лидеры команд не в состоянии отдавать указания. Следовательно, невозможными оказываются координация различных видов деятельности (а значит, организация распадается) и сотрудничество работников, поскольку люди не могут сообщить о своих потребностях и чувствах другим. Мы утверждаем, что каждый коммуникативный акт так или иначе воздействует на организацию, так же как взмахи крыльев бабочки в Калифорнии влияют (хотя и слабо) на скорость ветра в Бостоне. Коммуникации обеспечивают реализацию всех основных функций управления — планирования, организации, руководства и контроля.

Эффективные коммуникаций способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе компании. В некоторых случаях работники добровольно отказываются от своих давно установленных привилегий, поскольку понимают необходимость «жертвы».

Руководство одной из фирм прямо и открыто обратилось к работникам основного производства с призывом отказаться от услуг кафетерия и приносить на рабочие места термосы с кофе. Менеджмент представил работникам график потребления электроэнергии, из которого следовало, что в течение 15 мин до и после перерыва потребление энергии сокращается в два раза по сравнению с обычными показателями, не говоря уже о нормальных потерях во время перерыва. Руководство сделало вывод, что длительный период бездействия существенно влияет на показатели рентабельности, и ему удалось убедить работников принять новую политику в отношении перерывов на кофе.

Положительная реакция работников компании подтверждает одно из основных положений ОП — открытые коммуникации в общем случае всегда имеют преимущество перед ограниченными (см. «Страничку менеджера»). Если сотрудники информированы о проблемах, с которыми сталкивается организация, и о планируемых менеджментом шагах, они обычно с пониманием воспринимают грядущие перемены.

Представляется ограниченным подход исследователей, которые уделяют основное внимание коммуникациям с работниками, игнорируя потребности менеджеров, играющих весьма важную роль не только в инициировании, но и в передаче и интерпретации сообщений для сотрудников. Точно так же как фотография не может быть более четкой, чем негатив, с которого она напечатана, так и менеджеры не способны передавать сообщение более четко, чем они его воспринимают.

Катерина, начальник отдела, получила копию доклада исполнительного директора компании на 110 страницах. Вместо того чтобы направить своим сотрудникам для прочтения текст доклада целиком, она подготовила резюме на двух страницах и раздала его всем членам коллектива. Хотя сотрудники и испытали чувство признательности за сэкономленное время, они понимают, что лишились значительной части информации, тем более что качество резюме зависит как от самого доклада, так и от способности менеджера его интерпретировать.

Проведение в жизнь принятых решений предполагает, что менеджеры оперативно получают данные о результатах деятельности подчиненных. В противном случае им следует приготовиться к резко отрицательным последствиям, поскольку рамки


54

Часть 1. Основы организационного поведения


Страничка менеджера

В работе «Гласное управление: грядущая революция в бизнесе» Дж. Кейс доказывает, что организации испытывают потребность в усердных, энергичных, заинтересованных в успехе работодателя сотрудниках. Со своей стороны менеджмент должен обеспечить таким работникам:

1. Партнерское отношение.

2. Полномочия, позволяющие участвовать в управлении предприятием.

3. Регулярный, открытый доступ к ключевой финансовой информации. Гласное управление предполагает, что сотрудники компании получают доступ к информации о финансовых и других показателях организации и самостоятельно делают выводы об эффективности ее деятельности. Менеджмент, в свою очередь, рассчитывает, что работники предпримут соответствующие шаги для улучшения этих показателей.

Источник: John Case, Open-Book Management: The Coming Business Revolution,

New York: HarperCollins, 1995.

управленческих воздействий достаточно широки. Все просто — принятые менеджерами решения влияют на большое число сотрудников и на многие виды деятельности. Кроме того, большая часть связей в коммуникативной цепи организации соединяет именно управленцев. (Количество уровней руководства в некоторых компаниях варьируется от двух до десяти и более; количество уровней работников, как правило, равно единице.) Поскольку каждая связь может привести к утрате определенной информации, самыми большими «возможностями» в этом смысле обладают руководители. Вероятность информационных потерь возрастает прямо пропорционально длине коммуникативной цепочки.

На рис. 3.1 представлены возможные потери управленческой информации в коммуникациях между менеджерами. Если мы рассматриваем компанию, в которой насчитывается шесть организационных уровней (диаграмма (а)), предполагая, что при каждой передаче и каждом приеме сообщений теряется до 10 % информации, то более 3/4 потерь в нисходящих коммуникациях происходит на уровне менеджмента (34 единицы из 100). А если дают сбои коммуникации между руководителями, то что же говорить об общении работников?

Многие организации сократили число промежуточных организационных уровней, что позволило им, в частности, добиться уменьшения вероятности коммуникативных ошибок на уровне менеджмента (как результат сокращения числа связей). Как показано на диаграмме (б), потери в нисходящих коммуникациях в четырехуровневой иерархии должны сократиться до 19 из 100 единиц, при этом общая эффективность коммуникаций возрастает до 73 %.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: