Виды электрических схем 6 страница

№п.п. Возможные износы и повреждения. Способ обнаружения Выявленные не­исправности учащимися Способ ремонта

                                              РЕМОНТ РОТОРА

 
16 Излом вентиляционных лопаток, трещины на короткозамыкающик кольцах Осмотр   Требуется ка­питальный ре­монт
17; Коррозия активной стали, вмятины на по­верхности Осмотр   Зачистка и нанесение лака
18 Подшипники— трещины, коррозия, выкра­шивание металла, выбоины, отслоение метал­ла, глубокие царапины, цвета побежалости.                                                  -.. Осмотр. Проверка на вращение,  Исправный подшипник должен вращаться легко, без замет­ного приторма­живания и за­едания.   Замена под­шипника
19 Увеличение радиального зазора подшипни­ка   Измерение ра­диального зазо­ра подшипника без съема с ва­ла приспособле­нием KH-6178, то есть индика- тора стрелочно- го типа, Снятый  - подшипник проверяетея, как показано на рис. 9.6. Результаты замера сравнить с данными таб­лицы 31 (учеб­ник Тарана В. П. Измеренный__    Допустимый Вывод Замена под- шинника.   Произвести замену подшип­ника

                            ПОДШИПНИКОВЫЕ ЩИТЫ (КРЫШКИ)

 
20  Сколы, трещины Осмотр   Замена
21  Забоины на посадочных местах под корпус статора Осмотр    Зачистка
22 Повреждение уплотнительных колец (эл. дв. А 02—сх; 4А-сх) Осмотр    Замена
23 Повреждение или износ манжетных уплот­нений вала (эл. дв. АО2—сх, 4А—сх.)   Осмотр   'Замена уплотнений

4. Сборка электродвигателя.

4.1. Убедиться в целости подшипниковых щитов, крышек подшипников и лопаток вен­тилятора путем легкого постукивания молотком.

4.2. Проверить, состояние посадочных поверхностей, вала, ступицы вентилятора, под­шипниковых щитов. На посадочных поверхностях не должно быть трещин, глубоких ца­рапин и задиров.

4.3. Проверить состояние крепежных деталей (болтов, шпилек, гаек и др.) и заме­нить детали, пришедшие в негодность.

4.4. Установить ротор в расточку статора.

4.5. Установить подшипниковые щиты и закрепить их болтами. При этом надо сле­дить, чтобы болты внутренних крышек подшипника попали в отверстия щитов.

, 4.6. Заполнить подшипниковые камеры консистентной смазкой (консталин, графито­вая УТВ) на 2/3 их объема, предварительно пропустив смазку через мазевый фильтр.

 4.7.Установить и закрепить наружные крышки подшипников.

4.8. Проверить от руки легкость вращения ротора. Если ротор вращается с заедани­ем, необходимо устранить перекос подшипников в щите легкими ударами молотка в то­рец вала через деревянную прокладку.

4.9. У электродвигателя закрытого исполнения надеть и закрепить вентилятор и ус­тановить защитный кожух. Провернуть вал двигателя вручную и убедиться в отсутствии задеваний вентилятора о кожух.

4.10. Напрессовать шкив, полумуфту или звездочку на вал электродвигателя при по­мощи винтового приспособления.

5. Испытание и проверка работы электродвигателя после текущего ремонта.

5.1. Измерить сопротивление изоляции обмоток электродвигателя относительно кор­пуса и друг друга (рис. 9.3.). Результаты измерений занести в таблицу 9.2. Сделать вывод.  

5.2. Подсоединить электродвигатель к сети и проверить работу электродвигателя на холостом ходу, при этом замерить ток холостого хода каждой обмотки. Он должен быть одинаков.

Ток холостого хода можно замерить токоизмерительными клещами. Определить от­ношение I 0/Iн и сравнить с допустимым значением (по паспорту или справочнику). Результаты измерений и расчетов занести в таблицу 9.2. Отношение тока холостого хода «Iо> к то­ку номинальному

«I ном» не должно превышать справочных значений.

 

 

Рис. 9.6. Устройство подшипников качения в приспособлений для измерения зазоров в подшипниках

Таблица 9.2

Тип и мощность эл. двигателя

 

 

Uceти В

 

 

Соед обм, Y/

 

 

Сопротивл. изол.

 I0A

А

 

 

 I0B

А

 

 

 I0C.

A

 

 Iном

А

 

 

I0/Iном

%

 

 

I0/Iном

по

спра-

вочни-

кам.

 

 I нагр А

пункт

5.5.

 

 

R60. МОм Rдоп МОм
        «1» при  t=10… 30оС - «ПТЭ и ПТБ). «4» согласно рекомен­дациям ГОСНИТИ              

Сделать вывод по изоляции электродвигателя, по симметрии токов, по отношению I0/Iном и току нагрузки I нагр  по отношению к номинальному току, (Нагрузку задает руководитель реостататом генератора)

Вывод__________________________________________________________________________________________________________________________

5.3. Установить электродвигатель на рабочее место и подсоединить заземляющие и питающие провода

Произвести запуск электродвигателя вхолостую без присоединения к рабочей машине, убедиться в правильности направления его вращения, отсутствия вибраций или по­сторонних шумов.

5.4. Соединить электродвигатель с рабочей машиной, обращая особое внимание на соосность валов электродвигателя и приводимой машины,

5.5. Произвести запуск электродвигателя,: совместно с рабочей машиной и замерить ток нагрузки токоизмерительными клещам; или амперметрами. Результаты занести в таблицу 9.2.

5.6. Проверить правильность выбранной защиты с измерением петли «фаза—нуль» (этот пункт отрабатывается в работе 6, из-за недостатка времени — не выполнять).

ВЫВОДЫ И АНАЛИЗЫ: Обобщить результаты выводов по двум таблицам 9.1 и 9.2. Дефектации электродвигателя при текущем ремонте и испытаниям электродвигате­ля после текущего ремонта. Сделать выводы о пригодности электродвигателя к эксплуа­тации. Высказать свои соображения и рекомендации по совершенствованию используемого инструмента и приспособлений при выполнении ремонта, методов обнаружения и уст­ранения неисправностей.

 ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

1. От чего зависят сроки» проведения текущего ремонта электродвигателей?

2. Для какой мощности электродвигателя необходимо измерение коэффициента аб­сорбции согласно ПТЭ и ПТБ

3. Какие марки лаков, используются для частичной пропитки лобовых частей?

4. Какие смазки используют для подшипников качения электродвигателей А02, А02сх и 4А?  

5. Какие факторы влияют на увеличения тока холостого хода?

6. На какие энергетические показатели электродвигателя влияет увеличение тока хо­лостого хода?..

7. Какие способы существуют для определения увлажненности обмоток электродви­гателя, кроме коэффициента абсорбции?

8. Почему возможна  несимметрия тока холостого хода и нагрузки?

Укажите неисправности.

9. Какие классы изоляций используются для электродвигателей АО; А02сх; 4Асх

 Какова допустимая температура нагрева этих машин?

10. Перечислите виды испытаний электродвигателя после текущего ремонта?  

11. В каких случаях целесообразно выполнять текущий ремонт на месте установки электродвигателя?

                     

 

 

Технологическая карта№40

 

 Сушка асинхронных электродвигателей    

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. Выполнение измерения сопротивления изо­ляции и определения увлажненности обмоток. Проведение расчета намагничивающей обмотки для сушки потерями в корпусе. Проведение подключения и опробования сушки с замером действительного потребляемого тока. Выполнение расчета величины тока «токовым способом», подключение электродвигателя к стенду МИИСП (или другому), ус­тановление тока сушки и проведение сушки в течение 10... 15 мин.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Научиться определять состояние увлажненности изоляции обмоток асинхронного электродвигателя. Выполнять расчет параметров намагничивающей об­мотки «потерями в корпусе» и величины тока «токовым способом» сушки. Практически освоить способы сушки обмоток асинхронного электродвигателя.

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ. Уметь определять состояние изоляции асинхронного электродвигателя: механические повреждения — мегомметром; увлажнен­ность — мегомметром. Уметь выполнять сушку двумя способами: потерями в корпусе, то­ковым методом. Выполнять расчет намагничивающей обмотки для сушки, потерями в кор­пусе. Определять величину тока для сушки токовым способом.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ — лаборатория или пункт технического обслу­живания оборудования.

 ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА: мегомметр М4100   — 1 шт. (Ф4102/1), асин­хронный электродвигатель— 1 шт., асинхронный электродвигатель с обмоткой для сушки и с увлажненной изоляцией, стенд МИИСП — 1 шт. (или другой стенд), токоизмерительные клещи Ц-91

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

1. Перед включением намагничивающей обмотки в сеть при сушке «потерями в корпусе» корпус двигателя должен быть присоединен к нулевому проводу. При выполнении работы по сушке с помощью стенда МИИСП необходимо:

а) ознакомиться с инструкцией по использованию стенда;

б) выполнить подсоединение двигателя к стенду;

в) получить от руководителя разрешение на подключение стенда к сети. После окончания работы убрать рабочее место и сдать  руководителю.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Таран В. П. Справочник по эксплуатации электроустановок. — М.: Колос,;1983, с. 45 …46.

 2. Пястолов А. А. Эксплуатация и ремонт электроустановок. — М.: Колос, с.  131... 133.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ДОПУСКЕ К РАБОТЕ

1. Каким прибором и как определяется сопротивление изоляции и увлажненность об­моток?

2. Какое допустимое сопротивление изоляции обмоток электродвигателя напряжением 380/220В?

3. Какое значение коэффициента абсорбции для увлажненной изоляции обмоток?

4. Каков порядок подготовки электронного мегомметра Ф4102/1 к работе?

5. Каков порядок измерения сопротивления изоляции мегомметрам Ф4102/1?

6. В чем сущность метода сушки потерями энергии в корпусе?

7. Как выполнить сушку обмоток электродвигателя токовым методом?

8. Какова допустимая температура нагрева обмоток во время сушки и почему опасен перегрев?

9. Как изменяется сопротивление изоляции от времени сушки?

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Измерить сопротивление изоляции асинхронного электродвигателя мегомметром М4100/1 или Ф4102/1, изучив последовательность измерения. Мегомметр может работать от сети и от автономного источника питания батареек. Общий вид прибора показан на  рис. 10.1.

1.1. Включить шнур прибора в сеть 220 В.

1.2. Замкнуть выводы «Rx» мегомметра накоротко, нажать кнопку «1» «измерение» и, удерживая ее, с помощью настроечного резистора «0» установить стрелку прибора на «0».

1.3. Разомкнуть выводы Rx, нажать кнопку «1» и с помощью резистора «» устано­вить стрелку прибора на бесконечность. После этого прибор подготовлен к работе. При измерении после подсоединения к обмоткам достаточно нажать на кнопку «1» и удер­живать в течение 1 минуты. При этом необходимо снять показания через 15 с и через 60 с. Для более точного измерения можно расширить шкалу. Для этого надо нажать одновременно на кнопки «1» и «2». После каждого измерения обмотки электродвигате­ля необходимо разрядить путем замыкания их накоротко. Прибор имеет три предела из­мерения: а) 100 В — 2000 МОм; б) 500 В — 2000x5 МОм; в) 1000 В — 2000X10 МОм.

Для сухой изоляции измеряемое сопротивление значительно увеличивается в зависи­мости от времени, то есть в 2...3 раза. Для сырой — остается постоянным. Это позволя­ет точно определить коэффициент абсорбции, а вместе с ним судить об увлажнённости изоляции.

1.4. Выполнить измерение сопротивления изоляции по схеме (рис. 10.2) (между об­мотками три замера и каждую обмотку — по отношению к корпусу).

Результаты измерений занести в таблицу 10.1 и сделать вывод об увлажненности изоляции обмоток. Коэффициент абсорбции определить по результатам измерений изоля­ции между обмотками.  

 

 

 

 

 

                     

 

                                      Рис.10.1.

 

      

 

                               Рис.10.2

 

                

 

 

 

                     Рис.10.3.

 

 

Таблица 10.1

 Марка мегомметра и его  технические данные

 

 

 Номер двигателя

 

 

 Измерения выполнить между выводами обмоток.

Допусти

мые значе

ния

ПТЭ и ПТБ

С1—С2

К абс

С2—Сз

Кабс

 С1—С3

К абс С1 С2 C3—К

 

 

        R15, МОм R 60, МОм  R60/R15 R15, МОм  R 60, МОм R60/R15 R15, МОм R 60, МОм  R60/R15  R 60, МОм.     R 60, МОм    R 60, МОм R доп МОм Кабс.
  Дв  № 1                           0,5 >1,1 сухая
   Дв .№2                            

Примечание. 1. Для электродвигателей с тремя выводными концами Кабс определяется по результа­там измерений между обмотками и корпусом.

1.5. Оценка результатов измерений:

а) если все обмотки имеют пониженное сопротивление, то обмотки увлажнены R изм < 0,5 МОм;

б) если одна обмотка имеет пониженное сопротивление, а другая — в норме, то име­ет место механическое повреждение изоляции обмотки;

в) если К абс< 1, 1, то изоляция увлажнена.

вывод  _______________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выполнить расчет намагничивающей обмотки для сушки потерями в корпусе ста­тора электродвигателя (по заданию  руководителя). Намотку обмотки выполняют непо­средственно на корпус, как показано на рис. 10.3. Если электродвигатель закрытого об­дуваемого исполнения, то необходима разгерметизация, то есть снятие подшипникового щита со стороны привода.

В лаборатории обмотка заранее намотана на корпус электродвигателя. Сделать про­верочный расчет, определив количество витков и ток сушки.

2.1. Мощность, потребляемая при сушке, кВт

p=k*s (tK-t окр)  *10-3

где S — полная поверхность корпуса машины, м2;

К — коэффициент теплопередачи — 12 кВт/м2 • °С для неутепленной машины, 5 кВт/м2 • °С для утепленной машина? (tк— t окр) — температура нагрева корпуса и окружающего воздуха:

tк =  100°С; t окр=20°C.

2.2. Удельные потери

                    

 

где S0 — поверхность машины, охватываемая намагничивающей обмоткой, м2.

 2.3. Число витков намагничивающей обмотки

                  w=

 

где w—необходимое число витков;  

U — напряжение, подводимое к намагничивающей обмотке, В; L—длина витка, м;

А— коэффициент, определяемый по таблице 10.2.

 

 

Таблица 10.2

А   А А А
0,1 4.21 1 1,85  1,8 1,49 2,8 1.27
0,3 2,76 1.2 1,72 2,0 1,44 3,0 1,24
0,5 2,3 1.4 2,23 2,2 1,39 3.25 1.2
0.7 2,06 1,3 1,6 2,4 1,35 3,5. 1,18
0,9 1,9 l,6 1,55 2,6 1,31 4,0 1,12

Ток в намагничивающей обмотке, А

                          I= A

     Где   cos =0.5..0,7

Результаты расчета сравнить с эталонными данными намотанной обмотки (данные у  руководителя).

Подключить намагничивающую обмотку по схеме (рис. 10.3). Измерить потребляе­мый обмоткой ток

           Wрасч.=_____                           I расч=______А     

            Wэтал=______                           Iэтал=______А

 

Вывод  ________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание. Сопротивление изоляции и коэффициент абсорбции за короткий промежуток времени вы­полнения работы практически не изменится, поэтому повторное измерение не следует выполнять.

3. ТОКОВЫЙ СПОСОБ СУШКИ. Для этого способа сушки можно использовать ис­точник энергии переменного или постоянного тока с регулятором напряжения.

Схемы соединения обмоток для выполнения сушки могут быть, как показано на рис. 10.4а. В лаборатории выполнить подключение электродвигателя к стенду МИИСП (рис. 10.4.б) и задать ток сушки.

Величина тока при токовом способе сушки должна быть:

            I0 =(0.4…0.8)Iн  

где Iн     — номинальный ток асинхронного электродвигателя.

Выполнить ограждение места сушки в целях безопасности и продолжить сушку в течение часа, одновременно выполнить следующие пункты данной работы.

В начальный период разогрева, особенно при очень сырой изоляции, чтобы не было вспучивания изоляции, задают меньшее значение тока, а потом доводят постепенно до 0.8Iн  

 

При любом способе сушки температура в начальный период должна быть 40—50°С, а через 3—4 часа можно увеличить, но не более 100°С. где U — напряжение сушки, В;

.

Из-за лимита времени выполнить сушку до прогрева двигателя.

ВЫВОДЫ И АНАЛИЗЫ. При анализе результатов измерений согласно таблице 10.1. отметить эффективность определения увлажненности путем измерения коэффициента аб­сорбции, на примере электродвигателя с сухой и увлажненной изоляцией, мегомметром Ф 4102/1. Указать другие способы определения увлажненности. При анализе способов су­шки, отметить, в каком случае, какой способ эффективнее использовать. Изложить, ка­кие Вы знаете способы сушки, применяемые на практике. Как автоматизировать конт­роль температуры нагрева обмоток?

 ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                 

                    Рис.10.4

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

1. Какие факторы влияют на величину сопротивления изоляции обмоток электро­двигателя в процессе эксплуатации?

2. Почему показания мегомметра увеличиваются в зависимости от времени, если изоляция обмоток сухая?

3. От чего зависит выбор способа сушки?

4. Какие существуют приборы для контроля температуры нагрева обмоток?

5. Чем определяется время сушки?

6. От чего зависит время сушки и как определить момент завершения сушки?

7. Какие способы сушки Вы знаете?

8. Почему при «токовом способе сушки» наиболее приемлемым считается на «посто­янном токе»?

9. Назовите разновидности конвективного способа сушки.

10. От чего зависят схемы соединения обмоток при «токовом способе сушки»?  

 

 

 

 

 Технологическая карта №41

  

Испытание асинхронного двигателя с фазным ротором после капитального ремонта

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. Проверка правильности маркировки вывод­ных концов. Измерение сопротивления, изоляции. Проверка паек контактных соединений путем измерения обмоток постоянному току. Определение наличия или отсутствия витко­вых замыканий по коэффициенту трансформации. Измерение потерь холостого хода и ко­роткого замыкания. Определение КПД электродвигателя и сравнение его с первоначаль­ными данными. Испытание электрической прочности изоляции. Опробование работы элек­тродвигателя совместно с пусковым  реостатом.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Освоить методику испытаний двигателя с фазным ротором после ка­питального ремонта.

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯМИ НАВЫКИ. Уметь: определять начала и концы об­моток на клемнике статора; измерять сопротивление изоляции обмоток статора и рото­ра; определять наличие витковых замыканий в статоре и роторе; определять КПД элек­тродвигателя и делать выводы о качестве peмонта; проводить испытание электрической прочности корпусной изоляциивысоким напряжением; подключать электродвигатель к се­ти и осуществлять запуск с помощью пускового реостата; давать оценку качеству ремонта электродвигателя.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ —  лаборатория эксплуатации и ремонта.

ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА: двигатель с фазным ротором   , регулятор на­пряжения 3-х фазный, высоковольтной стенд, мегомметр на 50 в или 1000 В — М 4100/4 (Ф—4102/1),. амперметры на 5А- 3 шт., трайсформаторы тока ТК-20 — 3 шт. измери­тель сопротивлений — мост постоянного тока, вольтметр — 1шт., пусковой реостат, ват­тметр — 1 шт. (или однофазных — 2 шт.).

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

1. После сборки схемы необходимо получить разрешение на испытание у

руководителя.

2. При переходе от одной схемы к другой необходимо отключить выключатель ПНВ, повесить плакат «НЕ ВКЛЮЧАТЬ. РАБОТАЮТ ЛЮДИ» и проверить отсутствие напря­жения на выводных клеммах индикатором.

3. Нельзя касаться колец и щеток ротора; если обмотки статора подключены к се­ти, на них может быть опасное напряжение 150 В.

4. Испытание высоким напряжением выполнять только с разрешения и при личном присутствии  руководителя.

5. После окончания работы рабочее место сдать руководителя.

Литература для самоподготовки

1.ПТЭ и ПТБ 2006

2. Пястолов А. А. Эксплуатация и ремонт электроустановок, 19,84, с. 15.3,.. 158.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ДОПУСКЕ К РАБОТЕ

1. Как выполняется маркировка выводных концов обмоток электродвигателя?

2. Для чего измеряют сопротивление обмоток постоянному току?

3. Как и для каких целей проводят опыт на трансформацию?

4. Для выявления каких неисправностей проводят опыт холостого хода?

5. Как и для чего проводят опыт короткого замыкания?

6. Как проводят опыт испытания корпусной изоляции?

7. Каким образом проверяют сопротивление изоляции обмоток мегомметрам? Как подготовить прибор к испытаниям?

8. Каковы нормы на сопротивление изоляции после ремонта?

9. Для какой цели используется реостат у двигателя с фазным ротором?

10. Какие требования техники безопасности необходимо выполнять при испытаниях?

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 1. Осмотреть машину, проверить затяжку болтов, гаек и от руки выполнить враще­ние ротора.

2. Выполнить маркировку выводных концов обмоток статора с помощью контрольной лампы или вольтметра.

2.1. Определить контрольной лампой начала и концы каждой из трех обмоток, ис­пользуя переменное напряжение 220 В и повесить бирки: первая обмотка I—I; вторая обмотка II—II; третья III—III (рис. 11.1).

2.2. Методом взаимоиндукции определить истинные начала и концы обмоток: Н1 K1; Н2 К2; Н3 Кз. (рис. 11.2). Проверить обмотки ротора: P1; Р2; Рз (должны быть замкнуты накоротко). Если соединение неверно, лампочка гореть не будет, так как токи в обмотках направлены навстречу и их потоки «Ф» также направлены, то есть уничтожаются, в об­мотке III ЭДС не будет индуктироваться (рис. 11.2.).

                     

 

                                      Рис.11.1

 

                        

 

                    

                                     Рис.11.2.

 

 

                 

 

 

                         Рис.11.3.

 

Соединение обмоток верно, то есть конец одной обмотки соединен с началом другой; токи, потоки складываются, и в обмотке III имеется ЭДС, лампочка светится. Обозначить концы и начала обмоток: K1—с4; Н2—С2; К2—с5; H1—C1.

Аналогично определить начала и концы третьей обмотки, соединив обмотку II с III, а в I включить лампочку.

Начала обозначить: С1; С2; с3. Концы обозначить: с4; с5; С 6.

Примечание. За первую обмотку можно брать любую, так как обмотки симметричны, а другие находят соответственно относительно первой.

2.3. Более быстрый и безопасный метод определения начал и концов может быть вы­полнен с помощью милливольтметра, который присоединяется к обмоткам, как показано на рис. 11.3. Если обмотки соединены правильно, то при проворачивании ротора на один оборот с помощью руки стрелка милливольтметра не должна отклоняться. Если же одна фаза перевернута, то стрелка отклонится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: