КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. Определение технического состояния катушки зажигания, коммутатора ТК-102, распределителя, стартера, генератора переменного тока, реле-распределителя. Проверка плотности электролита ареометром и напряжения на каждой банке аккумулятора. По результатам испытаний сделать вывод о пригодности к эксплуатации выше указанных элементов автотракторного электрооборудования.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Овладеть методикой и практическими навыками определения неисправностей в элементах автотракторного электрооборудования на примере электрооборудования автомобиля ГАЗ-53А.
ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ. Уметь: проверять с помощью тестера и контрольной лампы техническое состояние катушки зажигания; определять техническое состояние и работоспособность коммутатора ТК-102; проверять электрическую часть распределителя с помощью тестера; определять техническое состояние стартера.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ — лаборатория.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА. Катушка зажигания, коммутатор ТК-Ю2, распределитель, генератор переменного тока, стартер, тестер, контрольная лампа напряжением 220 В, контрольная лампа напряжением 12 В, аккумулятор 12 В, нагрузочная вилка, ареометр.
|
|
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
1. Выполнять требования техники безопасности работы в электроустановках до 1000 В, проявлять особую осторожность при проверке автотракторного оборудования с помощью контрольной лампы 220 В. Пользоваться только специально оборудованной контрольной лампой, закрепленной на рабочем месте.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Пястолов А. А. и др. Эксплуатация и ремонт электроустановок. — М.: Колос. 1983.
2. Смелов А. П. и др. Ремонт автотракторного оборудования. — М.: Колос, 1993.
3 Тиминский В. И. Справочник по электрооборудованию автомобилей, тракторов и комбайнов. — Мн.: Ураджай, 1995.
4. Резник А. М., Орлов В. П. Электрооборудование автомобилей. — М.: Транспорт, 1988
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ДОПУСКЕ К РАБОТЕ
1. Какие неисправности могут возникнуть в катушке зажигания и как их можно обнаружить?
2. Каким прибором измеряется плотность электролита?
3. Каким прибором измеряется напряжение на банках аккумулятора?
4. Как проверить исправность коммутатора ТК-102? Каков принцип работы коммутатора?
5. Какие неисправности могут возникать у стартера и как их обнаружить?
6. Какие неисправности могут быт у тягового реле стартера и как их определить?
7. Какие неисправности могут возникать у генератора переменного тока? Какими приборами и как их можно определить?
8. Как проверить изоляцию токоведущих частей распределителя по отношению к кор пусу?
|
|
9. Как выявить пробой конденсатора распределителя?
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Проверить техническое состояние катушки зажигания Б-114 с помощью контрольной лампы и тестера (рис. 16.1).
Результаты измерений занести в таблицу 16.1 и сделать вывод.
2. Проверить техническое состояние аккумулятора.
2.1. Измерить напряжение на каждой банке аккумулятора нагрузочной вилкой (рис. 16.2).
Результаты записать в таблицу 16.1 и сделать вывод.
2.2. Проверить плотность электролита ареометром (рис. 16.2). Результаты записать в таблицу 16.1,
Рис.16.1
Рис.16.
Таблица 16.1
№ пп. | Испытуемое оборудование и виды испытаний | Способ определения (испытания) | Результат испытания, измерения | Допустимая величина | Возможная неисправность |
1 | Катушка зажигания Б 114 1.1. Целостность первичной обмотки | измерение омметром | R< 1 Ом | ||
l.2. Целостность вторичной обмотки | Измерение омметром | R=17 кОм | |||
1.3. Изоляция первичной обмотки по отношению к корпусу | напряжением 220 В, контрольной лампой. | не должна гореть | |||
2 | Аккумулятор. 2.1. Напряжение на каждой банке в вольтах | нагрузочной вилкой | 1Б 2Б 3Б 4Б 5Б 6Б | 1,7 В. | |
2.2. Плотность электролита | ареометром | 1,27 г/см3 при t=20°C | |||
3 | Коммутатор ТК102. 3.1.Работоспособ- ность коммутатора | Подсоедине- ние и отсоединение провода от зажима «Р»(рис.16..З) | при подсоедине- нии «—» к зажиму «Р» лампочка загорится. При отсоединении — гаснет | ||
4 | Распределитель. 41. Конденсатор на пробой | омметром на пределе 10кОм | всплеск и установка на бесконечность | ||
4.2. Изоляция токоведущих частей по отношению к корпусу | напряжением 220 В по отношению к корпусу | не должна гореть | |||
5 | Проверка работы системы зажигания на действующем стенде | включить выключатель «s» и проворачивать вал распределите ля (рис.16.4) | искрообразование на свечах «5» (рис. 16.4). При отсутствии выявить неисправность омметром |
3. Проверить коммутатор ТК-102 на работоспособность.
Для проверки работы коммутатора необходимо на зажимы его «Р» и «М» подать от 12-вольтового аккумулятора минус «—», а на зажим «К» плюс «+». Включить лампочку 12 В на зажимы коммутатора «К» и «И», как показано на рис. 16.3, лампочка должна гореть.
При отсоединении провода от зажима «Р» лампочка гаснет (то есть при снятии сигнала минус с базы транзистора ГТ701 А он закрывается). Результаты записать в табл. 16.1.
4. Проверить электрическую часть распределителя, конденсатор на пробой с помощью тестера, изоляцию токоведущих частей высокого напряжения по отношению к корпусу контрольной лампочкой на напряжение 220 В. Результаты испытаний занести в таблицу 16.1 и сделать вывод.
5. Проверить на действующем макете (рис. 16.4) целостность цепей и элементов коммутации контактно-транзисторной системы зажигания, используя для проверки контрольную лампочку на 12 В или тестер. После проверки опробовать работу схемы, проворачивая вал распределителя. Результаты проверки отразить в таблице 16.1.
СХЕМА КОНТАКТНО-ТРАНЗИСТОРНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ (рис. 16.4):
1 — транзисторный коммутатор ТК-102; 2—катушка зажигания Б114; 3 — прерыватель; 4 — распределитель зажигания; 5 — свечи зажигания; 6 — включатель зажигания; 7 — добавочное сопротивление СЭ 107; 8 — вывод к контактам стартера; 9 — первичная обмотка катушки зажигания.
6. Проверить исправность обмоток стартера (рис. 16.5). Результаты измерений занести в таблицу 16.2 и сделать вывод. Электрическая схема стартера приведена на рис. 16.5 в.
Пояснение к схемам рис. 16.5.
|
|
Рис.16
Рис.16.2.
рис.16.5.
Рис.16.6.
1 — клемма подачи напряжения на втягивающую и удерживающую катушки, 2— силовая клемма от аккумуляторной батареи, 3 — клемма силовая к обмоткам стартера, 4 — втягивающая обмотка, 5 — удерживающая обмотка, 6 — обмотка возбуждения стартера.
Таблица 16.2
№ пп. | Испытываемое оборудование и виды испытаний | Способ проверок и испытаний | Результаты испытаний (измерений) | Допустимая величина | Вывод |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Стартер 1.1. Отсутствие обрыва втягивающей обмотки тягового реле (рис. 16.5а) | Прозвонить омметром между клеммой «3» и «1» при вынутых щетках «масса» | До 1 Ом при обрыве R= | ||
1.2. Отсутствие обрыва удерживающей обмотки (рис. 16.5а) | Омметром между клеммой «1» и корпусом при вынутых щетках «масса» | До 2 Ом при обрыве R = oo | |||
1.3. Отсутствие замыкания обмоток возбуждения стартера на корпус (рис. 16.5б) | Контрольной лампой при напряжении 220 В. Щетки вынуть, провод отсоединить в зажиме «3». | Лампа не должна гореть. При пробое горит | |||
1.4. Отсутствие замыкания обмотки якоря «а корпус | .Контрольной лампой при напряжении 220 В между коллектором и корп. при вынутых щетках | Не должна го- реть | |||
- | 1.5. Отсутствие обрыва цепи обмоток возбуждения стартера 1(рис. 16.5в) | Омметром между клеммой «3» и вынутой из обоймы щетки | Сопротивле ние R=~0. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 | Генератор переменного тока Г250 в неразобранном виде 2.1. Отсутствие обрыва в обмотке возбуждения, целостность цепи возбуждения (рис. 16.6) | Омметром между клеммой «Ш» и корпусом | Десятки Ом при R= обрыв | ||
2.2. Исправность выпрямительного блока (рис. 16.6) | Омметром Прямая и, обратная проводимость | Прямая проводим, сотни ОМ Обратная проводим, сотни кОм |
ВЫВОДЫ И АНАЛИЗЫ. Сделайте анализ результатов проверок и испытаний элементов автотракторного оборудования. При выявленных дефектах постарайтесь назвать причины возникновения выявленных неисправностей и пути их устранения._____________________________________________________________________________________________________________________
|
|
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА
1. Каким образом при измерении целостности вторичной обмотки можно определить наличие витковых замыканий?
2. Как отразится на искрообразовании наличие витковых замыканий в катушке зажигания?
3. Почему измерение напряжения аккумулятора выполняют нагрузочной вилкой, а не обыкновенным вольтметром?
4. Каким образом можно довести плотность электролита до нормы, если замеренная плотность ареометром меньше нормы?
5. Назовите возможные неисправности ТК-102, если при подаче сигнала «минус» от аккумулятора лампочка не загорается (рис. 16.3)?
6. Какие неисправности могут возникнуть в электрической части распределителя? Каково назначение его в общей схеме электрооборудования?
7. Назовите возможные неисправности системы зажигания, укажите возможные причины.
8. Какова причина слабого искрообразования согласно всем элементам схемы (рис. 16.4)?
9. Какое влияние на работу стартера окажет замыкание обмоток возбуждения на корпус?
10. Как отразится на выходном напряжении генератора пробой одного или двух выпрямителей?
Технологическая карта№47