Библиографический список

Основная литература

ВертН. История Советского государства. - М.: Прогресс-академия, 1994.

История России. XX век / Под ред. В. П. Дмитренко. - М.: АСТ, 1996.

Новейшая история России 1914–2002 гг.: Учебное пособие / Под

ред. М. В. Ходякова. - М.: Юрайт, 2004.

 

Дополнительная литература

Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. - М.: МП. Октябрь, Советская Россия, 1991.

Россия в XX веке. Историки мира спорят. - М.: Наука, 1994.

Из-под глыб // Сборник статей. Paris: Ymka-Press, 1974.

Коржихина Т. П. Советское государство и его учреждения. Ноябрь 1917 г. — декабрь 1991 г. - М.: РГГУ, 1995.

Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. Книга вторая. От Великой Победы до наших дней. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

Тема    14. ПЕРЕСТРОЙКА М.С. ГОРБАЧЕВА И ЕЕ

                  ПОСЛЕДСТВИЯ

(И.Э. Сангаева)

 

    14.1. Кризис советского общества. Новый курс М.С. Горбачева.

       14..2. Перестройка. Попытки реформирования экономики и

                политической системы.

    14.3. Итоги и последствия перестройки.

        

Первый вопрос (14.1). На рубеже 60-х-70-х гг. советское общество характеризуется нарастанием кризисных явлений во всех сферах жизни. С начала 70-х гг. планы развития экономики по большинству показателей не выполнялись. Темпы прироста национального дохода за 8-ю – 11-ю пятилетки уменьшились более чем в 2 раза: в восьмой пятилетке (1966-1970 гг.) они составляли 7,2 %, в одиннадцатой (1981-1985 гг.) – только 3,1 %. Темпы прироста промышленной продукции достигли в восьмой пятилетке 8,5 %, а в одиннадцатой –3,7 %. По валовой продукции сельского хозяйства соответственно: 3,9 % и 1,1 %. Среднегодовые темпы роста производительности труда уменьшились более чем в 2 раза. Соответственно снижались темпы прироста валового национального продукта. Экономику все более захлестывал «вал». По валовым показателям многих видов продукции (производство чугуна, стали, сельскохозяйственных машин) СССР вышел на 1-е место в мире. Но это количество не отвечало новым требованиям качества. За

внешним статистическим благополучием скрывалось растущее отставание от уровня мирового развития. Продолжалась милитаризация экономики, поглощая лучшие материальные и интеллектуальные ресурсы. Страна теряла свои позиции в научно-техническом прогрессе. Основной статьей импорта стали машины и оборудование. Три четверти объема нашей торговли занимала продукция добывающих отраслей (топливо, золото, лес, алмазы). К середине 80-х годов ХХ в. нефть составляла 2/3 советского экспорта. Деформированное развитие экономики (промышленность подавляла сельское хозяйство, тяжелая промышленность – легкую) привело к тому, что многие товары попали в разряд дефицитных. Положение усугублялось и под воздействием перемен на международной арене (падение цен на энергоносители, афганская война и т.д.). Негативные явления в экономике отрицательно сказались на материальном положении населения. Среднегодовые темпы роста доходов на душу населения за 70-е гг. сократились почти в 3 раза. В стране по-прежнему широко использовался ручной и малоквалифицированный труд. При этом фактически отсутствовала система материального поощрения квалифицированного труда, господствовал уравнительный принцип оплаты.

Изъяны экономического развития компенсировались, так называемой, теневой (черной) экономикой. Теневая экономика способствовала росту нетрудовых доходов, превращению служебных кабинетов высоких должностных лиц в доходные места. Доходы теневиков неуклонно росли и в начале 80-х гг. оценивались в 80 млрд. руб. Теневая экономика (различные виды индивидуальной трудовой деятельности, подпольные цеха по производству дефицита, изготовление неучтенных товаров на госпредприятиях) в начале

80-х гг. давала продукции народного потребления повышенного спроса до 25% от всего товарооборота. Формировалась новая социальная группа подпольных предпринимателей, тесно связанная с частью партийной номенклатуры. Партийная номенклатура занимала особое, привилегированное положение в системе распределения материальных благ (спецобслуживание промышленными и продовольственными товарами, спецполиклиники, больницы, санатории). Все это способствовало обострению социальных проблем в обществе – росту пьянства, апатии и равнодушия. Возрастало недоверие общества к властным структурам, развивалось оппозиционное движение (диссиденты), которое выступило с открытой критикой системы. Власть отвечала репрессиями (помещение в психиатрические клиники, аресты, ссылки, высылка из страны, лишение гражданства и т.д.). Все более очевидной становилась объективная необходимость перемен.

    В марте 1985 г. Генеральным   секретарем ЦК КПСС стал

М.С. Горбачев. С его именем связана новая политика, провозглашенная на апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. и получившая название «перестройка». В качестве первоочередной задачи выдвигалось ускорение социально-экономического развития страны и достижение на этой базе нового качественного состояния общества. М.С. Горбачев утверждал, что ускорение «призвано обеспечить материально и духовно богатую, социально динамичную жизнь советских людей в условиях мира, еще полнее и ярче раскрыть возможности и преимущества цивилизации исторически нового типа»1. Суть перестройки определялась как соединение социализма и демократии, полное восстановление ленинской концепции социалистического строительства.

    Идеология перестройки включала в себя: экономическую реформу, гласность, демократизацию, новые принципы выдвижения руководителей, социальную справедливость, новое политическое мышление, провозглашающее приоритет общечеловеческих целей выживания и общемирового развития. Экономика была объявлена ударным фронтом перестройки. Замыслы перестройки были масштабными и многообещающими: ставилась задача к концу столетия увеличить национальный доход почти в 2 раза, производственный потенциал в 2 раза, производительность труда увеличить в 2,5 раза, энергоемкость национального дохода снизить в 1,4 раза, металлоемкость - почти в 2 раза. Идеи перестройки были с энтузиазмом поддержаны народом, но вера людей в значительной степени зависела от того, насколько удастся выдержать должное соответствие замыслов и реальных дел.

    Второй вопрос (14.2). Раскрывая содержание вопроса, акцентируйте внимание на конкретных мерах, предпринятых правительством в экономической и политической сферах.

    Попытки реформирования экономики.

В 1985-1987 гг. в стране осуществляется «стратегия ускорения». Суть ее сводилась к следующему:

- новая инвестиционная и структурная политика, которая предполагала перенести упор с нового строительства на техническое перевооружение;

- ускоренное развитие машиностроения, в котором усматривалась основа быстрого перевооружения всего народного хозяйства;

- ускорение научно-технического прогресса, техническая реконструкция народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники;

- укрепление дисциплины, повышение организованности и ответственности.

Предполагалось ускорить развитие машиностроения в 1,7 раза и

достигнуть мирового уровня уже в начале 90-х гг. Угрожающее отставание в техническом и технологическом отношении (наша страна «не заметила» технологической революции на Западе), медленное внедрение результатов научных исследований в производство (почти в 3 раза превосходя США по количеству инженеров, страна получала в 40 раз меньше средств от продажи лицензий за рубеж) объясняли необходимость предпринимаемых правительством мер. Однако проблема заключалась в путях решения поставленных задач.

    Главное в этих подходах инициаторы перестройки видели не в сломе административно-хозяйственной системы, сложившейся за предыдущие десятилетия, а в ее совершенствовании. Упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины, улучшение работы с кадрами, а также на жесткий контроль произведенной продукции. Среди таких командно-административных мер наибольшую известность приобрели постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и закон о госприемке. Пьянство было объявлено одной из главных причин низкого состояния производственной дисциплины. Предполагалось ежегодно сокращать производство и реализацию водки и ликероводочных изделий на 10 % с тем, чтобы за 5 лет уменьшить их выпуск вдвое. На деле антиалкогольная кампания проводилась гораздо более энергично, производство алкогольных напитков сократилось почти в 2 раза уже в течение 1985-1986 гг., что резко уменьшило бюджетные поступления и вызвало сильное социальное напряжение в обществе, рост производства подпольных суррогатов и самогоноварения.

    Закон о госприемке создавал службы государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. В начале 1987 г. они действовали практически на всех крупных промышленных предприятиях. Среди других мер, призванных обеспечить «стратегию ускорения», были кадровая политика (обновление руководящего партийного аппарата) и создание советов трудовых коллективов на предприятиях с весьма широкими полномочиями, включавшими выборы руководящих работников, регулирование заработной платы в целях ликвидации уравниловки и соблюдения социальной справедливости. Однако, трудовые коллективы обнаружили склонность к «коллективному эгоизму», выбирая удобных и покладистых начальников, стремясь любой ценой повысить цену выпускаемой продукции. Внеэкономические методы интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства не могли привести к позитивным изменениям в экономике. Напротив, программа ускорения серьезно подорвала казну, усилила бюджетный дефицит и товарный голод, который в глазах простых людей был главным показателем экономического кризиса в СССР.

    В январе 1987 г. М.С. Горбачев признал неудачу реформаторских усилий предшествующих лет, а ее коренную причину увидел в деформациях социалистического общества, сложившихся в 30-е годы ХХ века. Признав ошибки, М.С. Горбачев предложил новую модель социализма, которая, в сущности, развивала схему «социализма с человеческим лицом». Ключом к пониманию новой модели социализма стало слово «демократизация». Тотальная демократизация всех сфер управления обществом, согласно новой реформистской стратегии, должна была разрушить командно-административную систему, укоренить состязательность во всех сферах жизни, создать естественные механизмы динамичного развития общества. В сфере экономики новые идеи получили воплощение в модели хозрасчетного социализма.

    Концепция хозрасчетного социализма предполагала три основных принципа хозяйствования предприятий: самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление. В соответствии с новой концепцией, между предприятиями должна была возникнуть конкуренция (вместо социалистического соревнования), ценообразование должно было определяться механизмами рынка, рыночная среда выступала в качестве регулятора рентабельности, прибыли, заработной платы. Предприятиям предстояло самим заботиться о закупке сырья, сбыте продукции, инвестициях. Экономическая реформа предусматривала также постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения), развитие арендных отношений на селе, отказ от монополии внешней торговли, сокращение числа министерств и ведомств. В 1987-1988 гг. был принят ряд законодательных актов: закон «О государственном предприятии (объединении)» (июнь 1987г.), закон «О кооперации в СССР» (май 1988 г.), постановление ЦК КПСС и СМ СССР о расширении прав трудового коллектива и выборе руководителей, которые должны были обеспечить реализацию концепции хозрасчетного социализма. В соответствии с законом о госпредприятии, роль центральных планирующих органов сводилась к подготовке контрольных цифр хозяйственного развития и определению государственного заказа, долю которого предполагалось постоянно снижать (на 1988 г. она планировалась в среднем на уровне 85 %). Продукция, произведенная сверх госзаказа, могла реализовываться по свободной цене на выгодных для предприятий рынках. Предприятия также получали «свободу рук» в определении численности работающих, установлении заработной платы, выборе партнеров. Однако реформа забуксовала и к 1989 г. потерпела крах. Каковы причины провала реформы? Среди них:

   - полное отсутствие инфраструктуры, посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж, которые наладили бы механизмы закупок сырья и сбыта продукции;

  - стереотипы сознания, характерные и для администраций, и для государства, и для рабочих;

  - «коллективный эгоизм» трудовых коллективов и предприятий.

    Подумайте, почему перечисленные факторы тормозили осуществление реформы, и какие это имело последствия?

    В 1990 г. было принято постановление Верховного Совета СССР о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике. Какие проекты антикризисных программ обсуждались правительством, и какой из них был принят? Охарактеризуйте основные положения принятой программы.

    Реформа политической системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: