Перестройка в общественно-политической сфере началась с

проведения политики гласности. Уничтожение цензуры, появление новых газет, многочисленные общественные объединения, массовые митинги, дискуссии о выборе пути общественного развития на страницах периодических изданий, широкая кампания критики существующего общества и его истории – все это свидетельствовало о широком всплеске социальной активности населения. Пытаясь объяснить экономические трудности, М.С. Горбачев настаивал, что главными являются вопросы политические. Экономические реформы, по его мнению, терпят крах потому, что разбиваются о командно-административную систему, консерватизм партийного аппарата и бюрократизм государственных чиновников. Этот механизм должен быть радикально демократизирован. Главным лозунгом нового этапа перестройки ставился призыв «Больше демократии!». Новая доктрина политической демократии получила практическое воплощение в решениях XIX Всесоюзной партийной конференции (июнь 1988 г.). Конференция приняла 6 резолюций, которые выдвигали в качестве основополагающих новые для советских людей принципы: разделение властей, парламентаризм, правовое государство, естественные неотъемлемые гражданские и политические права человека. Последовательно проводилась мысль о необходимости исключения партийных органов из хозяйственного управления, лишения их государственных функций и закрепления последних за Советами. Сами Советы должны были быть преобразованы в соответствии с законами парламентаризма. Далеко идущими по последствиям были решения конференции о реформе советского федерализма и национальных отношений. Речь шла о расширении прав союзных республик и автономных образований, децентрализации и передаче на места ряда управленческих функций. Замысел М.С. Горбачева состоял в том, что решения партконференции позволят отстранить от власти консерваторов, разрушить командно-административную систему и сплотить народ вокруг реформаторского руководства КПСС. Никто не предвидел, что демократические решения XIX Всесоюзной партийной конференции заключают в себе смертельную угрозу для самой КПСС. В декабре 1988 г. был принят Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР». В соответствии с ним вводился принцип альтернативности при выборах народных депутатов и институт Съезда Советов.

    Создавалась двухступенчатая структура органов государственной власти: 1) Съезд народных депутатов (2250 чел), две трети которого должны были избираться населением, а одна треть представлять общественные организации; 2) Верховный Совет, который формировался Съездом и должен был работать на постоянной основе (советский парламент). Альтернативные выборы позволили народу самому привести к власти людей, ориентированных на радикальную ломку системы. Одной из главных задач новой избирательной системы была плавная передача властных полномочий от партийных органов к Советам.

    Выборы 1989 г. нанесли чувствительный урон партийно-государственному аппарату, многие высокопоставленные кандидаты в депутаты «провалились», в состав депутатского корпуса вошли сторонники продолжения радикальных преобразований (Б.Н. Ельцин, А.Д. Сахаров, Г.Н. Попов, А.А. Собчак, Ю.Н. Афанасьев). Первый Съезд народных депутатов сформировал Верховный Совет СССР, председателем которого был избран М С. Горбачев. На первом Съезде народных депутатов начала создаваться первая в СССР парламентская демократическая оппозиция (Межрегиональная депутатская группа), к которой переходит инициатива по дальнейшему реформированию политической системы. Главными направлениями реформы стала ликвидация монополии КПСС, отмена 6-й статьи Конституции о руководящей и направляющей роли КПСС и построение демократического правового государства. В марте 1990 г. на III внеочередном Съезде народных депутатов был учрежден пост президента, М.С. Горбачев был избран первым (и последним) президентом СССР. 6-я статья Конституции была упразднена. Институт президентства распространился позднее на многие республики и автономии. Отмена 6-й статьи Конституции открыла дорогу многопартийности. Демократические процессы стимулировали рост новых общественных организаций, движений и инициатив. По подсчетам специалистов и политологов, в стране возникло свыше 10 тыс. самодеятельных объединений и организаций, более 20 партий различного толка – от социал-демократических до христианских и монархических. В Министерстве юстиции СССР на начало 1991 г. было зарегистрировано 312 общественных объединений.       

    Национальный вопрос.

    В условиях резкой политизации общества, снижения уровня жизни, кризиса структур власти обострились межнациональные отношения, увеличилось число этнических конфликтов, главным образом, на почве нагнетания национальных страстей и амбиций в борьбе за власть на местах. Возникла реальная угроза распада государства. IV съезд Советов народных депутатов (декабрь 1990 г.) принял решение о проведении 17 марта 1991 г. всенародного референдума по вопросу о сохранении Союза ССР. Такой референдум в масштабе СССР проводился впервые. Против него выступил ряд республик: Грузия, Армения, Литва, Латвия, Эстония, Молдова. В результате референдума, в котором приняло участие 9 республик, 76,4 % проголосовавших граждан высказались за необходимость сохранения Союза как обновленной федерации равноправных суверенных республик. Однако события стали развиваться в противоположном направлении. Под воздействием «парада» суверенитетов, войны законов Союз, вопреки итогам референдума, стал стихийно распадаться. Проанализируйте события 2-й половины 80-х гг. и ответьте на вопрос: почему это стало возможным? Перестройка обострила межэтнические конфликты в стране, вывела на поверхность проблемы, имеющие глубокие исторические корни. О каких проблемах идет речь, и что Вам известно об этом? Приведите факты.

    Используя результаты референдума, М.С. Горбачев попытался реформировать СССР и заключить новое соглашение о союзе между республиками. 23 апреля 1991 г. в загородной резиденции Президента СССР в Ново-Огарево состоялась встреча руководителей девяти республик и М.С. Горбачева, на которой было сделано «Совместное заявление» (9+1). Проект нового союзного договора значительно расширял полномочия республик, практически речь шла о создании Союза суверенных государств (ССГ) как федерации равноправных союзных республик. Намечалось принятие новой конституции, изменения в структуре органов власти и управления. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г. Опубликованный проект договора вызвал неоднозначную реакцию. Противники нового договора опасались его губительных последствий.

    19 августа 1991 г. произошли трагические события в Москве, связанные с попыткой государственного переворота. Президент страны М.С. Горбачев был отстранен от власти. Власть перешла в руки Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). В его состав вошли: вице-президент Г.И. Янаев,  премьер-министр

В.С. Павлов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр обороны

Д.Т. Язов и др. Главной задачей ГКЧП было восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г. 22 августа члены ГКЧП были арестованы. Население  не оказало поддержки путчистам. События 19-21 августа приблизили распад СССР. Республики одна за другой заявили о своей независимости (Украина, Белоруссия, Молдова, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан).

    8 декабря 1991 г. руководители России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич) подписали соглашение о прекращении действия союзного Договора 1922 г., об окончании деятельности государственных структур СССР и о создании Содружества независимых государств (СНГ) (Беловежское соглашение).

    21 декабря в Алма-Ате была подписана Декларация глав одиннадцати государств в поддержку беловежского соглашения. 25 декабря 1991 г. М.С. Горбачев сложил с себя полномочия президента СССР.

    Третий вопрос (14.3). Каковы результаты перестройки? Новый курс М. Горбачева продолжался с 1985 г. по 1991 г. В экономической сфере политика М. Горбачева не только не позволила вывести страну из кризиса, а еще больше его углубила. Обострился товарный голод, действовала карточная система, росла инфляция, катастрофически падал уровень жизни населения, росло забастовочное движение (выступления шахтеров).

    Инициатор перестройки не смог завершить начатые экономические преобразования, и к концу его пребывания на президентском посту положение в стране было катастрофическим. Об этом свидетельствуют следующие данные  1.

Наименование 1985 г. 1991 г.
Советский золотой запас (т.) Около 2500 240
Число политзаключенных 600 0
Официальный курс доллара (руб.) 0,6 90  
Политические партии в России 1 12 (официально зарегистрированных)
Число членов КПСС (млн.) 19 0 (партия запрещена)
Официальные темпы роста советской экономики (%) +2,3 - 11
Внешний долг (млрд. дол.) 10,5 52
Цены 1 кг. мяса (руб.) 2 100
Экспорт нефти (млн. баррелей) 1172 511

В период «перестройки» произошло крушение коммунистической идеологии и самой КПСС. Всплеск антикоммунистических настроений после неудачной попытки государственного переворота 1991 г. привел к запрету организаций КПСС по всей стране, а это означало, что демонтировался политический каркас самого государства в целом. На смену коммунистическим идеалам пришли идеи национального возрождения, которые сначала облекались в форму национального самосознания и экономического суверенитета, а затем переросли в лозунги государственной независимости.

Главным итогом «перестройки» стал распад СССР и завершение советского периода в истории страны. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики, руководителями которых зачастую являлись бывшие партийные и советские работники.

К последствиям «перестройки» следует отнести и серьезные перемены в мире: распад социалистической системы, ликвидация Организации Варшавского Договора и Совета Экономической взаимопомощи, глобальное ослабление позиций СССР.

Анализируя причины провала политики «перестройки» и распада СССР, следует признать, что это было результатом воздействия целой суммы объективных и субъективных причин. Приведите данные, свидетельствующие в пользу тех или иных факторов. Подумайте, какое место в отечественной истории занимает М.С. Горбачев?

Оценивать роль личности в истории необходимо в контексте крупных переломных исторических эпох, когда совершается переход общества из одного состояния в другое. Опыт свидетельствует, что такие переходные эпохи сопровождаются затяжным падением производства и инфляцией, ростом социальных контрастов. Важен вопрос, способствовала ли историческая личность в переходную эпоху созданию таких моделей, которые улучшали бы общество в будущем. Поэтому необходимо время, чтобы адекватно оценить происшедшие события. Для объективной оценки М.С. Горбачева важен также вопрос, какой ценой оплачивался переход общества в новое состояние. Открытыми остаются вопросы: возможно ли было использование М.С. Горбачевым иной, менее болезненной и более продуктивной модели общественных преобразований, и возможны ли были иные итоги реформы?

Так или иначе, такие институты как многопартийность, свободные выборы, свобода прессы, зарождение гражданского общества, разделение властей, которые были созданы при М.С. Горбачеве, являлись основой для состязательности различных общественных и политических сил, что сохраняло надежду на обновление общества на демократической основе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: