Торговые отношения (2008-2013)

китайский валютный капитал сотрудничество

В сфере торговых отношений Евросоюз и Китай являются двумя крупнейшими трейдерами в мире. Китай - самая важная задача торговой политики ЕС. Европа является крупнейшим экспортным рынком Китая, а Китай является крупнейшим в Европе источником импорта. Каждый день стороны обмениваются товарами и услугами на сумму более чем в 1 миллиард евро. Двусторонняя торговля между ними увеличивается ежегодно, несмотря на экономический кризис.

За 2008 г. ЕС экспортировал в Китай товаров на 78,4 млрд евро. Импорт товаров из Китая за тот же период составил 247,6 млрд. *(Trade in Goods. EU27 with China. //Eurostat, Statistical Regime 4. Statistics of EU-China Bilatera lTrade.

В апреле 2008 года создан Экономический и торговый механизм высокого уровня. Он обеспечивает связи между Комиссией ЕС и Госсоветом Китая. Механизм функционирует на уровне вице-премьера, который занимается вопросами защиты прав интеллектуальной собственности, торговли, инвестиций и экономического сотрудничества. По своему формату он схож с Трансатлантическим экономическим советом ЕС-США. Главной его задачей является устранение дисбаланса в торговле между Китаем и ЕС (дефицит ЕС в торговле с Китаем составил в 2007 году 159 млрд. евро) и ликвидация торговых барьеров.

В 2011 году импорт европейских товаров вырос на 20% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 136.2 млд. Евро. Китайский экспорт составил 295.5 млд. Торговый дефицит, таким образом составил 155.9 млд. евро, что на 9% меньше уровня 2010 года (179 млд.). За первую половину 2012 темы европейского экспорта выросли в среднем на 11% в то время как китайский остался на том же уровне. Дефицит торговли особенно заметен в таких секторах как офисное и телекоммуникационное оборудование, обувная, текстильная и сталелитейная промышленность.

Лидирующую позицию в структуре внешней торговли Китая с ЕС занимает категория «Машины и Оборудование» (SITC 7), что довольно просто объясняется их более конкурентоспособной стоимостью. Второе место занимает категория «Другие произведенные продукты» (SITC 6+8). Очевидно, что Китай стал больше экспортировать химикатов, что связано с развитием его химической промышленности (в 2008 г. прирост составил 20%). Также стабильный рост наблюдается и в категории «Сырье». Торговля услугами относительно слаборазвита и составляет, примерно 1/10 от торговли товарам, что является еще одной причиной серьезного торгового дефицита ЕС в торговле с Китаем.

Невыполнение Китаем своих обязательств по ВТО.

Несмотря на то, что при вступлении в ВТО Китай обязался перевести все свои законы и правила, касающиеся торговли товарами и услугами на хотя бы один язык ВТО, 10 лет спустя этот вопрос все еще остается нерешенным. В этом ключе Китай является своеобразным крупнейшим исключением из правил.

Государственное субсидирование.

Значительная доля крупных китайских компаний являются государственными, либо содержат государственный капитал. Их субсидирование и поддержка приводит к нарушению правил международной конкуренции и является источником напряжения между странами. Китай также не предоставляет полной информации о количестве субсидий. Существует необходимость дальнейшей либерализации доступа к китайским товарам, услугам и рынкам закупок.

Сохранение принудительной передачи технологии для европейских инвесторов и жестких требований для экспорта.

Технические требования к продукции в Китае отличаются от международных, что добавляет множество специфических и сложных процедур. По оценкам, только 46% из более чем 20 000 стандартов принятых в Китае соответствуют международным. В Китае также действует Обязательная схема сертификации (ССС), которая является значительным препятствием для многих иностранных фирм из-за своего «одностороннего» и строгого подхода.

Права на интеллектуальную собственность.

Несмотря на серьезные усилия в этой области, нарушения прав интеллектуальной собственности в Китае как-то: авторское право, торговые марки, патенты и коммерческие тайны - остается насущной проблемой. Слабо развита процедура правового преследования нарушителей.

Протекционистские меры.

Такие меры, как введение пошлины и квот со стороны Китая, а также ограничения собственного экспорта, особенно экспорта сырья, ограничивающей иностранный экспорт, оказывают неблагоприятное влияние на динамику торговых отношений. В этой области Китай не делал значительных подвижек, что неоднократно обсуждалось на всевозможных саммитах и совещаниях. В сфере госзакупок, особую озабоченность вызывает схема «собственных (национальных) инноваций», а также постановления в духе «покупайте китайское».

Для разрешения существующих противоречий, а также в рамках диалога по сотрудничеству и развитию, Евросоюз регулярно выделяет средства из своего бюджета на развитие отношений с Китаем. В 2007 г. Европейская комиссия приняла новую стратегию по Китаю на период 2007-2013 гг.

Китай добивается присвоения ему статуса рыночной экономики; отмены антидемпинговых тарифов для своих экспортеров обуви, а также снятия эмбарго на продажу в КНР высоких технологий. ЕС со своей стороны требует расширения доли европейских товаров на китайском рынке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: