Общая динамика экономического развития КНР (2008-2013)

ДОКЛАД

«Отношения КНР и ЕС в период современного финансово-экономического кризиса»



Введение

Общая динамика экономического развития КНР (2008-2013)

Начиная с 2008 г. такие явления как резкое падение темпов прироста ВВП, рост инфляции, непорядок на рынке недвижимости и в сфере кредитования являются яркими индикаторами кризисных явлений в китайской экономике. При этом многие эксперты как западные, так и китайские считают, что мировой финансово-экономический кризис стал лишь пусковым механизмом в процессе разрушения уже изрядно устаревшей экономической модели КНР, которая появилась на свет после удачных политических реформ Дэн Сяопина. Основной причиной неустойчивости экономики КНР к волнам мирового кризиса принято считать несовершенность финансовой модели в данном государстве.

До настоящего времени экономические модели КНР предусматривали рост за счет экспорта товаров в другие страны, а также за счет привлечения иностранных инвестиций. Большие объемы экспортируемой продукции и крупные иностранные инвестиции привели к росту доходов населения, однако, к росту и стабилизации внутреннего рынка это не привело. Одной из причин данного провала является весьма слабая система социальных гарантий, т.е. почти полное ее отсутствие. В итоге люди вместо того чтобы избавляться от денежной массы просто вынуждены откладывать ее на «черный день». Вторая причина - банковская система. Контрольные пакеты акций крупнейших банков принадлежат государству, которое в свою очередь пользуется возможностью субсидирования кажущихся ему нужных областей, а также выдает ссуды под очень низкий процент. В итоге государственная система финансового перераспределения работает очень слаженно, однако прибыльные коммерческие отрасли находятся не в лучших условиях. Стоит, однако, отметить, что в 1990-е годы такая система позволила Китаю заявить о себе на экономической арене, а также поддерживать стабильность. Сегодня о ее целесообразности говорить не приходится. По словам Чэнь Цзяньгуана, ведущего экономиста «Мицухо секьюритиз», снижение темпов роста зависит лишь от того, что государство само решает, сколько банки должны выдать кредитов. Это приводит к тому, что малый и средний бизнес не имеет доступа к системе льготного кредитования, в отличие от крупных государственных предприятий, в итоге развивается «теневой» рынок кредитования. Как отмечает газета «Чайна дейли», практически все малые фирмы прибегают к услугам «теневых» кредиторов. Размер подобного «кредитования» в стране колеблется около 1,83 триллиона долларов, что составляет практически 20 процентов от объема легального кредитования. Что касается больших объемов экспорта, то если раньше именно благодаря ему КНР удалось добиться такого экономического роста, то сегодня, по словам Чэнь Цзяньгуана, ведущего экономиста «Мицухо секьюритиз», средний и малый бизнес уже не в состоянии производить такие объемы товара, а внутренний рынок не способен обеспечить соответствующий спрос.

Таким образом, КНР оказалась на пороге необходимости новых реформ. В частности в 2012 г. активно проводились «кредитные реформы», в частности, Центробанк Китая уменьшил требования к объемам финансовых резервов, снизив его в 3 раза. Государство пошло на снижение учетной ставки кредитования вдвое, что помогает более эффективно развиваться малому и среднему бизнесу. Тем не менее, ряд проблем до их пор остается не решен. Чжан Ци, аналитик фонда ценных бумаг «Хайтун секьюритиз», полагает, что государство должно снизить финансирование низкодоходных отраслей и инфраструктуры и увеличить спонсирование медицинской и образовательной сферы. Снижение потребности граждан КНР откладывать деньги «в чулок» приведет к росту внутреннего спроса, и как следствие, ускорит развитие внутреннего рынка. В целом большинство неидеологизированных китайских экспертов сходятся во мнении о том, что если бы изначально лучше работала система перераспределения финансовых средств, в том числе и на социальное обеспечение, включая здравоохранение и образование, то таких последствий можно было бы и избежать. Чэнь Лэцзянь, аналитик инвестиционной компании «Жисинь чжэнцюань», полагает, что государство больше не может тратить такие суммы на развитие крупномасштабных проектов - теперь необходимо обратить внимание на более глубокие возможности реформ, например, на расширение сфер потребительских услуг.

С конца 2009 года из-за роста величины задолженности государственного и частного сектора по всему миру и одновременного понижения кредитных рейтингов ряда стран ЕС инвесторы стали опасаться развития долгового кризиса. В разных странах к развитию долгового кризиса привели различные причины: где-то кризис был вызван тем оказанием экстренной правительственной помощи компаниям банковского сектора, находившимся на грани банкротства из-за роста рыночных пузырей, или попытками правительства провести стимулирование экономики после того, как рыночные пузыри лопнули. В Греции рост величины госдолга был вызван расточительно высоким уровнем заработной платы госслужащих и значительными размерами пенсионных выплат. Развитию кризиса способствовала и структура еврозоны (валютный, а не бюджетно-налоговый союз), которая также негативно отразилась на возможности руководства европейских стран реагировать на развитие кризиса: в странах-членах еврозоны есть единая валюта, но нет единого налогового и пенсионного законодательства. Примечательно, что из-за того, что в собственности европейских банков находится значительная доля государственных облигаций стран, сомнения в платёжеспособности отдельных стран приводят к сомнениям в платёжеспособности их банковского сектора и наоборот.

Начиная с 2010 года опасения инвесторов начали усиливаться. 9 мая 2010 года министры финансов лидирующих стран Европы отреагировали на изменение инвестиционной обстановки созданием Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) с ресурсами размером в 75 млрд евро для обеспечения финансовой стабильности в Европе за счёт осуществления ряда антикризисных мер. В октябре 2011 года и феврале 2012 года лидерами еврозоны были согласованы меры предотвращения экономического краха, в том числе было заключено соглашение о списании банками 53,5% долговых обязательств правительства Греции, принадлежащих частным кредиторам, увеличение объёмов средств Европейского фонда финансовой стабильности до около €1 трлн, а также повышение уровня капитализации европейских банков до 9%. Также с целью повышения доверия инвесторов представителями стран-лидеров ЕС было заключено соглашение о бюджетно-налоговой стабильности (en: European Fiscal Compact), в рамках которого правительство каждой страны принимало на себя обязательства по внесению в конституцию поправок об обязательности сбалансированного бюджета.

В то время как объёмы выпуска государственных облигаций существенно возросли лишь в нескольких странах еврозоны, рост государственной задолженности стал восприниматься как общая проблема всех стран евросоюза в целом. Тем не менее, европейская валюта остаётся стабильной. На три страны, в наибольшей степени затронутых кризисом (Греция, Ирландия и Португалия), приходится 6 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) еврозоны.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: