Государственный строй Китайской Республики

 

В научной литературе вопрос о государственном строе в период правления правых всегда рассматривается в основном фрагментарно и поднимается в настоящее время крайне редко. Тем не менее, значение этого периода, по нашему мнению, далеко неоднозначно. Не отрицая реакционного характера внутренней политики политического режима Чан Кайши, заметим, что он и выдвинувший его Гоминьдан сыграли определенную позитивную роль в отстаивании государственного суверенитета Китая. Так, на Каирской конференции трех союзных держав в 1945г. Рузвельт, Черчилль и Чан Кайши приняли совместную декларацию, полностью отвечавшую национальным интересам Китая в войне с Японией. Принятие этого документа было убедительной победой политики Чан Кайши и национального правительства Китая на международной арене.

С другой стороны, приход Гоминьдана к власти и опыт государственного строительства того времени дает яркий пример соединения таких традиций китайской государственности как сильная единоличная (неограниченная императорская) власть с отдельными (неудачными) попытками ее некоторого ограничения. Кроме того, авторитарные политические взгляды представителей правого крыла этой партии, по-видимому, оказали определенное влияние на многих членов Коммунистической партии Китая, которые проявились в политике страны после провозглашения КНР.

Тяжелейшее положение населения, рост новых локальных восстаний, вдохновляемых влиянием Октябрьской революции в России, обеспечили новый цикл подъема антифеодального, антиимпериалистического движения в Китае. Но его раздробленность, отсутствие постоянного и последовательного политического руководства обусловили в 1927 г. временное поражение революционных сил. В итоге у власти в Китайской Республике оказались правые силы в лице правого крыла ГМД (так называемая «сишаньская фракция»), руководимого генералом Чан Кайши, которого в свое время Сунь Ятсен назначил руководить военной академией Вампу (Школа Хуанпу на одноименном острове), готовившей революционных офицеров.

В настоящее время у российских китаеведов появилась возможность, на основании опубликованных документов Коминтерна, пересмотреть или уточнить оценку деятельности правого крыла Гоминьдана в середине 20-х гг.

Так, известный историк-китаевед Ю.М. Гарушянц назывет вопрос о «сишаньской фракции» одним «из наиболее фальсифицированных в марксиствой историографии». «На деле, - считает он, - сишаньская фракция объединяла все интеллектуальные силы Гоминьдана, весь его цвет из самого ближайшего окружения Сунь Ятсена... Сишаньцы наиболее адекватно выразили программные установки Сунь Ятсена, основой которых была идея "национальной революции" как движения всей нации за создание государства (гоминь цзяньго юнь дун)». Эта оценка подтверждает наше мнение о том, что КПК потерпела поражение от ГМД в ходе революции 1925-1927 гг. не столько из-за расхождения в идейных установках, сколько в результате борьбы за власть.

Нельзя не учитывать так же, что наличие в руководстве партии видных военных, наверняка, повлияло на выбор жестких мер в борьбе с коммунистами, партерами по единому национальному фронту.

Не стоит игнорировать и еще один неоспоримый факт - несмотря на значительное число революционеров «из ближайшего окружения Сунь Ятсена», тяготевших к социализму, в составе Гоминьдана, Национальная партия не была социально однородной по своему составу. Помимо общего национального интереса, у них были и более узкие личные интересы. Пример коммунистической России не давал забывать об уроках национализации, раскулачивания, конфискации. Настораживала готовность коммунистов создавать новое государство по типу советов.

Постепенно ведущую роль в Гоминьдане начали играть представители национальной буржуазии и либеральных помещиков, возлагавшие надежды на то, что при поддержке этой партии будет легче прийти к власти в новом государстве, которое будет создано после победы национально-революционного движения. В борьбе за власть КПК проиграла Гоминьдану. Не спасло дело и то обстоятельство, что в Гоминьдане существовало и левая группировка во главе с его видным политиком Ван Цзинвэем, которая из-за схожести взглядов с правыми не могла составить им серьезную оппозицию.

Учитывая, что история Гоминьдана и его политика достаточно широко исследованы в исторических публикациях российских ученых, обратим внимание преимущественно на характер политического строя Китайской Республики, существование которой, так или иначе, продолжалось около сорока лет. Этот вопрос, как упомянуто выше, исследован явно недостаточно. Поэтому еще раз обратим внимание на то, что в начале прошлого века задачи, стоявшие перед китайским обществом (достижение национальной независимости, создание современной промышленности, наделение крестьян земле) так и не были решены.

Блок национальной буржуазии и помещиков, представлявший социальную опору ГМД, строился на контрреволюционной основе. В партии все большую роль стала играть появившееся в ее рядах большое количество милитаристов, чиновников, полицейских. Идеологическую основу партии составляла националистическая программа, цели которой определялись стремлением китайской буржуазии и крупных землевладельцев добиться восстановления государственного суверенитета и превращения Китая в могучую державу при жестком подавлении выступлений населения в защиту своих интересов. Приход к власти Гоминьдана поставил перед ним задачу укрепления основ государственности и законности в Китайской Республике. Партийное руководство позаботилось о том, чтобы члены «сишаньской фракции» захватили все ведущие должности в национальном правительстве. Но что касается законности, то в этой области деятельность государства ограничивалась налоговым законодательством и разработкой законов, запрещающих деятельность коммунистических организаций. Право на неограниченное проведение карательных операций было закреплено законодательно. В мае 1927 г. нанкинское правительство Чан Кайши опубликовало закон о контрреволюции, согласно которому все руководители выступлений, ставивших своей целью свергнуть гоминьдановское правительство, подлежали суровому преследованию.

В 1928 г Нанкин формально объединил под своей властью весь Китай. Символическими были меры, призванные засвидетельствовать этот факт. Так, город Бэйцзин (Пекин, Северная Столица) был переименован в Бэйпин (Северное Спокойствие), а столицей Китая был провозглашен Нанкин, резиденция правительства Китайской Республики. Но в стране не было надежной транспортной инфраструктуры, экономика был не интегрирована, единый национальный рынок едва вступил в первоначальный этап формирования. В руках иностранного капитала находилась почти вся крупная китайская промышленность. Осложнилась международная обстановка вокруг Китая. Капиталистический мир, охваченный глубоким экономическим кризисом. Активизировал колониальную политику по отношению к Китаю. С Севера Китаю угрожала империалистическая Япония, которая нанесла ему первый удар в Маньчжурии. После разоружения китайских гарнизонов японские войска к концу 1931 г. осуществили захват всей ее территории. До мая 1933 г. японские воинские соединения заняли Шанхай и Жэхэ. В 1932 г. на территории Северо-Восточного Китая японцами было создано марионеточное государственное образование - Маньчжоу-го (Маньчжурское государство), просуществовавшее до августа 1945 г.

После завершения формального объединения страны руководство Гоминьдана приступило к формированию нового политического режима, отражавшего некоторые традиционные черты китайской государственности.

Фактически Гоминьдан сохранил государственную структуру КР, созданную Сунь Ятсеном еще до 1925 г. 3 октября 1923 г. Национальное правительство в Нанкине опубликовало принятую Постоянным бюро Центрального исполнительного комитета Гоминьдана Программу политической опеки (Гоминьдану предстояло опекать все государственные дела на неопределенную перспективу), положенную затем в основу так называемого Органического закона об организации Национального правительства от 8 октября того же года. Новое гоминьдановское правительство вернулось к этим документам, которые предоставляли руководству республикой, придав им более широкое толкование.

В соответствии с Программой политической опеки, высшим органом государственной власти в Китае был объявлен съезд Гоминьдана. Это означало превращение республики в государство-партию. В период между съездами верховную власть в стране должен был осуществлять Центральный исполнительный комитет (ЦИК) Гоминьдана. Согласно старой китайской традиции и на основе выдвинутого Сунь Ятсеном «принципа пяти властей», Национальное правительство было сформировано из пяти юаней (пяти палат) - исполнительного, законодательного, судебного, экзаменационного и контрольного. Правительство было подчинено Политическому совету ЦИК Гоминьдана. Таким образом, уже в период в Китае была заложена новая традиция, воплотившаяся затем в исторической практике Коммунистической партии Китая - руководящая, диктаторская и практически единоличная политическая власть партии в стране. Запомним этот момент, поскольку в будущем уже в КНР фактически тоже будет создано партийное государство, хотя и отличающееся по своей организации и целям от Китайской Республики. Но аналогия все равно прослеживается.

Период правления для себя Гоминьдан установил в шесть лет, начиная с 1 января 1929 г. Однако гоминьдановское руководство стремилось расширить хронологические сроки своей «опеки». Поэтому Органический закон устанавливал, что Национальное правительство является органом государственного управления в руках верховной власти. В то же время ему был придан ряд отдельных функций государственной власти. Оно имело право объявлять войну и заключать договоры с иностранными государствами, принимать решение об амнистии, то есть выполнять функции, свойственные обычно президенту. Как и президент в большинстве других стран, председатель правительства назначался верховным главнокомандующим вооруженных сил, представлял Китайскую Республику в системе международных отношений, председательствовал на заседаниях Государственного совета, образованного из представителей всех палат (юаней).

Данью демократическому устройству общественной жизни в странах Запада явилось создание законодательного юаня. Он был уполномочен рассматривать и утверждать законы, выносимые на его рассмотрение четырьмя остальными палатами. Но в отличие от западной модели китайский законодательный юань не был представительным органом, создаваемым путем выборов, а назначался Национальным правительством. Принятые законодательным юанем акты не вступали в силу до тех пор, пока их официально не вводил в силу Государственный совет, фактически состоявшийся под контролем председателя Национального правительства.

Судебный юань ведал работой судебной администрации и всем судопроизводством - он рассматривал дела в административном порядке и выполнял функции дисциплинарной комиссии.

Экзаменационный юань считался «высшим экзаменационным органом» Национального правительства. В его ведении находились вопросы организации и проведения экзаменов кандидатов на государственные должности и определение квалификации (ступеней) чиновников государственного аппарата.

Контрольный юань был обязан контролировать исполнение государственными чиновниками их служебных обязанностей, проведение различного рода ревизий, включая финансовый надзор. Примечательно, что члены Контрольной палаты, которые назначались Национальным правительством, не могли совмещать должности в центральных и местных государственных органах власти.

Особо отметим, что «разделение властей» было предпринято чисто формально - это было связано со стремлением правительства Чан Кайши и его приближенных лиц выиграть во мнении стран Запада приданием политическому режиму правых некоторых черт западной демократии. Этот политический маневр был повторен и в политике нового китайского государства, создание которого было провозглашено в 1949 году. В действительности была установлена диктатура партии во главе с ее председателем.

В течение всего периода пребывания Гоминьдана у власти в Китае происходило усиление личной власти Чан Кайши. Достаточно сказать, что он с самого начала получил посты председателя Национального правительства (отсюда - президентские функции), председателя Военного совета Центрального исполнительного комитета партии и Главнокомандующего вооруженными силами Китайской Республики. Напомним, что с приходом к власти Коммунистической партии Китая, в руках Мао Цзэдуна также была сосредоточена ничем не ограниченная высшая власть в КНР. По замыслу Чан Кайши Китай должен был принять конституцию, которая утвердила бы Китай в качестве президентской республики, и дала возможность открыто провозгласить его самого президентом Китайской Республики.

В этих целях 5 мая 1931 г. было созвано Национальное собрание, которое приняло Временную Конституцию Китайской Республики периода политической опеки». Однако в институциональном плане, благодаря сопротивлению оппозиции, учредить пост единовластного президента оказалось невозможным. После продолжительной борьбы в новом варианте Органического закона от 29 октября 1931 г. председатель правительства получал только представительские функции. Но фактически Чан Кайши оставался главой государства, поскольку он по- прежнему оставался Главнокомандующим вооруженными силами и возглавлял Военный совет. Это указывало на формальный характер Временной конституции и Органического закона. Пользуясь неограниченной властью, Чан Кайши в целях укрепления личной диктатуры осаживал наиболее рьяно стремящихся опередить его и поощрял угодных ему лиц. По свидетельству посла в Китае A.C. Панюшкина, он понизил в звании генерала Чэнь Чэна и освободил его от командования 9-м военным районом. Снял он и Чэнь Лифу с поста заведующего социальным отделом Гоминьдана.

Важным признаком сильного государства являются его хорошо обученные вооруженные силы. Гоминьдановское руководство, захватившее власть в 1927 г., предприняло попытку реорганизовать армию, но тогда дело свелось к кадровым перестановкам. Замене ненадежных кадров преданными людьми. Слабость армии сразу же проявилась, как только Япония предприняла военные действия против Китайской Республики в 1931 г. Таким образом, гоминьдановское правительство не смогло сохранить единство Китая, оно продолжало распылять свои силы, ведя войну с партизанскими отрядами КПК и пытаясь удержать распространение японской агрессии на остальные районы Китая. Поэтому государственное строительство сводилось к сохранению прежних республиканских структур, которые, однако, выполняли уже не демократические функции, а функции военной диктатуры. Но если она с успехов проводила карательные операции среди мирного населения, то проявила беспомощность в организации вооруженных сил, не придав государственного характера провинциальным армиям. Китайская Республика не имела закона о воинской повинности, не вела учета контингента для армии. Все это сыграло свою роль при ведении военных операций вооруженных сил Китайской Республики против японской армии - у Чан Кайши и его правительства не было создано надежных органов власти на местах, подобных тем, которые КПК создавала в районах, где находились ее опорные базы (советы). Структура вооруженных сил гоминьдановского Китая была несовершенной. Сухопутные силы состояли из двух частей: армии центрального правительства и армий провинциальных генералов-милитаристов. Командование армией не было централизованным. Юридически главнокомандующим всеми вооруженными силами Китайской Республики являлся генералиссимус Чан Кайши, при котором был создан главный штаб. Но на деле главкому подчинялись только войска центрального правительства. Это чрезвычайно затрудняло принятие решений главному командованию: в любой момент местные войска могли выйти из подчинения. Практически провинциальные войска действовали самостоятельно.

Военное строительство в стране вообще велось неудовлетворительно. Ни у одного рода войск не было своего устава (им предлагалось пользоваться переводами военных уставов, разработанных для иностранных армий), военные не были обучены искусству проведения тактических операций. Приглашенные из СССР военные советники пытались разработать временные уставы и наставления, но на практике ими почти не пользовались, вследствие, как пишет Б.Г. Сапожников, скрытой неприязни главкома и его штаба к советскому военному искусству. Гоминьдановское командование не имело плана мобилизации и развертывания армии военного времени.

По численности гоминьдановская армия превосходила японскую армию вторжения. Но она была плохо вооружена и еще хуже обучена современным методам ведения боевых действий. В Китае не было почти никакой системы противовоздушной обороны. «Население даже крупных городов не было защищено от воздушного и химического нападения. Хотя китайское правительство знало, что японцы не остановятся перед применением химического и бактериологического оружия против китайского народа».

Несмотря на тяжелую внутреннюю ситуацию и тревожное международное положение, Национальное правительство предпринимало отдельные меры для укрепления власти ГМД. Но речь не шла о создании каких-либо демократических (выборных) органов власти на местах. Следуя двухступенчатой схеме административного устройства (провинция-уезд), правительство разделило весь Китай на 28 провинций и две особые территории (дифан) - Внутреннюю Монголию и Тибет. В Китайской Республике в 1935 г. насчитывалось 1964 уезда. Была восстановлена существовавшая при цинах система десятидворки - стодворки (бао-цзя). При их помощи в стране был установлен тоталитарный военно-административный контроль над населением. Начальниками групп назначались, как правило, помещики и богатые крестьяне, что тормозило какие-либо прогрессивные перемены в деревне.

Следуя политической традиции «собирания земель», Национальное правительство Китайской Республики объявило свои претензии на территорию Монгольской Народной Республики и не скрывало своего намерения при удобном случае произвести ее захват. В основу национальной политики гоминьдановского режима был положен принцип Сунь Ятсена - «национализм», под которым подразумевалось превращение Китая в единое могучее государство. Но если Сунь Ятсен под созданием такого Китая подразумевал добровольное объединение провинций и отдельных наций, то Гоминьдан проводил политику ассимиляции неханьских народов. На III съезде партии было дано определение населения Китая как единой нации, состоящей из нескольких ветвей, отличающихся только по религии и географическому положению. В национальных районах Китая политика ассимиляции вызвала сопротивление. Ушла в подполье Народно-революционная партия Внутренней Монголии. Антиправительственные выступления происходили в провинциях Гуанси, Юньнань, Хунань.

Период «политической опеки» длился фактически и формально почти до 1949 г. В середине 1930-х гг. законодательная палата Национального правительства приступила к разработке текста постоянной конституции; конституционную комиссию возглавил председатель юаня Сунь Фо. Проект был представлен на рассмотрение V съезда ГМД в 1935 г. и затем опубликован в 1936 г. При составлении проекта акцент был перенесен на функции законодательного юаня с тем, чтобы несколько ограничить ничем неограниченную личную власть Чан Кайши. Однако в окончательном проекте 1936 г. первоначальное положение было заменено новым, отражающим личную власть Чан Кайши. Развернувшаяся критика новой конституции в преддверие созыва Национального собрания была прервана развернутой японской агрессией против Китая. Японская армия быстро оккупировала приморские районы, наиболее развитые в промышленном и сельскохозяйственном отношениях. Китай лишился доступа к 60% разведанным залежам угля и железной руды, 40% добываемой соли, 30% сельскохозяйственной продукции. Возобновляя сотрудничество с КПК, Чан Кайши и его близкое окружение рассчитывали, что в ходе войны КПК значительно ослабнет как за счет физических потерь во время боевых действий с японцами, так и за счет выхода коммунистов из партии и перехода их в ряды Гоминьдана. Поэтому до начала 1939 г. Гоминьдан относительно терпимо относился к КПК, хотя и считал ее «государством в государстве».

Таким образом, после смерти Сунь Ятсена республиканская форма правления сохранилась только формально. Начиная с 1927 г. фактически ее основным содержанием стала военная диктатура ГМД во главе с генералом Чан Кайши, создавшим в стране реакционный режим. Его антинародный характер стал главной причиной падения Китайской Республики и прихода Коммунистической партии к власти в Китае.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: