Акцентуации характера

Акцентуация характера – крайние варианты нормы психического состояния, когда отдельные черты характера чрезмерно усилены и выражаются в избирательности реакций на определенные психогенные воздействия.

Акцентуация характера, по А.Е. Личко, – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Акцентуация характера по К.Леонгарду – это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и ихсочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы, граничащий с психопатией.

При акцентуации характера личность становится уязвима не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенным травмирующим воздействиям, адресованным такназываемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера при сохранении устойчивости к другим.

В зависимости от степени выраженности выделяют две группы акцентуации характера: явную и скрытую.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается довольно постоянными чертами определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно обнаружиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления».

Типы акцентуаций характеров:

1. лабильный – резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

2. циклоидный – склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации;

3. астенический – тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;

4. боязливый (сензитивный) тип – робость, стеснительность, повышенная впечатлительность, тенденция испытывать чувство неполноценности;

5. психастенический – высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, тенденция к образованию ритуальных действий;

6. шизоидный – отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания, недостаток интуиции в процессе общения;

7. застревающий (параноидный) – повышенная раздражительность, стойкость отрицательных аффектов, болезненная обидчивость, подозрительность, повышенное честолюбие;

8. эпилептоидный – недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, чрезмерная обстоятельность речи, педантичность;

9. демонстративный (истероидный) – выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая отсутствием угрызений совести, авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании;

10. гипертимный – постоянно приподнятое настроение, жажда деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость (скачка мыслей);

11. дистимный – преобладание пониженного настроения, чрезвычайная серьезность, ответственность, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни, склонность к депрессии, недостаточная активность;

12. неустойчивый (экстравертированный) – склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

13. конформный – чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

 

С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, а последнее же весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Знание типа акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.). Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, что открывает перспективы для психопрофилактики.

 

 

Психотравмирующая ситуация – это экстремальная или кризисная ситуация, обладающая потенциально психотравмирующими свойствами, т.е. характеристиками, потенциально нарушающими аутопластическую адаптацию человека, приводящими к болезненным проявлениям, провоцирующим нарушения в психическом и личностном развитии.

Таким образом, понятие «социальная ситуация развития» и понятие «трудные жизненные ситуации» экстремального и кризисного уровня оказываются совместимы, с точки зрения внешних и внутренних параметров, объективных и субъективных составляющих.

Причины отклонения в развитии подростков, как следствие психологических травм:

1. Нарушение семейной экологии (пренебрежение со стороны родителей; родительский алкоголизм и антисоциальное поведение; криминализация; развод родителей и т.п.);

2. Дети с поведенческими отклонениями обычно отвергаются ровесниками и остаются изолированными от “нормальных групп” сверстников. В результате наступает депривация, недополучение социального опыта;

3. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской;

4. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно- психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров;

5. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта;

6. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: