Выделение сюжетно-композиционного центра

 

Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как его выделить. Это будет сюжетно-композиционный центр или смысловой, зрительный центр картины. Композиционный центр должен в первую очередь привлекать внимание. Центр выделяется освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и др. средствами. Художники придумали множество вариантов построения композиций, когда центр смещается в любую сторону от геометрического центра холста. Этот прием хорошо использовать для передачи движения, динамики событий, быстрого развертывания событий.

 

КАРТИНА Рембрандта «Возвращение блудного сына»

Главная деталь сильно сдвинута от центра для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. Сюжет картины навеян евангельской притчей. На пороге родного дома встретились отец и сын, который вернулся после долгих скитаний по свету. Живописуя рубище скитальца, Рембрандт показывает пройденный сыном тяжкий путь, словно рассказывая его словами. Можно долго рассматривать его спину, сочувствуя страданиям заблудшего. Глубина пространства передается последовательным ослаблением световых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке.

Слепой отец положил руки на плечи сына в знак прощения. В этом жесте мудрость жизни, боль и тоска за прожитые в тревоге годы и всепрощение. Главное в картине Рембрандта выделяется светом, сосредотачивая на нем внимание. Композиционный центр находится почти у края. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с давних времен используется художниками, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений.

 

ПРАВИЛО ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ:

· Наиболее важный элемент изображения располагается в соответствии с пропорцией на расстоянии 1\3 от целого.

Картины с двумя и большим количеством композиционных центров художники используют для того, чтобы показать несколько событий, происходящих одновременно и равных по своей значимости.

 

РИСУНОК 11.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: