Симметрия и асимметрия

 

Художники разных эпох использовали СИММЕТРИЧНОЕ построение картины. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, торжественности. Например: Рафаэль, «Сикстинская мадонна». В симметричной композиции люди и предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины. Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, симметрично устроенными природными формами: фигура человека, бабочка, снежинка. Левая и правая половины уравновешены. Симметричные композиции всегда статичны. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла, левая и правая половины неуравновешенны.

 

РИСУНОК 12.

 

 


                       

 

         
 

 


   



Вопросы

 

1. Что такое ритм? Приведите примеры из жизни.

2. Как можно в картине передать динамику?

3. Можно ли динамичную картину «успокоить»?

4. Какими средствами можно передать покой в картине?

5.     С какой целью главные герои картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» смещены в левый нижний угол? Какое правило использовал художник?

 

  Задания

· Рисунок 8 – Зарисовать приемы передачи динамики в композиции

 

· Рисунок 9 – Зарисовать приемы продолжения и прекращения движения в композиции

 

· Рисунок 10 – Зарисовать приемы ускорения и замедления движения

 

· Рисунок 11 – Зарисовать схему расположения композиционного центра картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

 

· Рисунок 12 – Зарисовать схемы симметричного и асимметричного расположения композиционного центра композиции и приемы его уравновешивания.

ПЕРСПЕКТИВА

Для художника очень важно уметь внимательно всматриваться в окружающую действительность и знать, как надо передавать ее на плоскости картины. Часто мы замечаем, что ближайшие к нам предметы кажутся больше отдаленных и формы их значительно меняются в зависимости от расстояния и положения по отношению к глазу. Идущие параллельно рельсы железной дороги мы видим будто сходящимися в одной точке, хотя знаем, что в действительности расстояние между ними остается неизменным. Мачты электропередачи, имеющие одинаковую высоту, по мере их удаления, кажутся уменьшающимися и на горизонте превращаются в точку. На больших расстояниях мы не замечаем объемности предметов, и вдали лес или ряд построек представляются нам плоскими.

 

РИСУНОК 13.

               
 

 

 


Верхняя плоскость круглого стола часто воспринимается нами эллипсом, плоскость квадратного стола - трапецией, а ее прямые углы кажутся поднимающимися, когда они находятся ниже нашего глаза, и опускающимися, когда они находятся выше.

Наука, помогающая правильно изображать предметы в пространстве так, как мы видим их в натуре, носит название ПЕРСПЕКТИВЫ, что в переводе с латинского означает «ясно вижу».

Выше приведенные примеры являются примерами линейной перспективы. ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА заключается в пропорциональном соотношении предметов в связи их удалением.

Над обоснованием законов перспективы много работали великие художники эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи, Дюрер и др. После них изучение и применение в творческих работах законов перспективы стало обязательным условием для всех художников, реалистически изображающих окружающую действительность. В России многие художники внесли свой вклад в обоснование и изучение методов перспективных изображений – А.Г.Васнецов, В.Д.Поленов, С.К. Зарянко и др.

 

Наш глаз видит предметы, которые можно охватить взглядом по горизонтали в пределах угла зрения, не превышающего 53º. Все видимые точки предметов соединены с глазом так называемыми ЛУЧАМИ ЗРЕНИЯ. ГЛАВНЫЙ лучнаходится в центре угла зрения и делит его пополам.

РИСУНОК 14.

Мы видим только те предметы, в сторону которых обращен наш взор, а видимость ограничена так называемым ПОЛЕМ ЗРЕНИЯ. На близком расстоянии мы можем увидеть целиком только небольшие предметы, а крупные лишь частично уместятся в поле зрения. Для того, чтобы увидеть их целиком, надо отойти дальше. Яснее всего вины предметы в центральной части поля зрения. Для того, чтобы четко увидеть находящиеся сбоку предметы, надо изменить направление взгляда.

В перспективе ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ называют то место, с которого рисующий смотрит на изображаемые предметы. Если художник, не сходя с места, будет смотреть стоя или сидя, то высота точки зрения окажется соответственно выше или ниже.

      В начале работы над рисунком надо определить положение горизонта, Это поможет дать правильное изображение. ПЕРСПЕКТИВНЫМ ГОРИЗОНТОМ называют воображаемую горизонтальную плоскость, находящуюся на уровне глаз зрителя. Плоскость эту на рисунках изображают в виде прямой линии. Линию горизонта при изучении перспективы принято обозначать буквами Л.Г.

Так как линя горизонта всегда находится на уровне глаз, то когда он поднимается на возвышенность, соответственно поднимается и линия горизонта, а при спуске горизонт опускается.

Горизонт разделяет предметы на видимые снизу и сверху. Во всяком рисунке с натуры может быть только одна линия горизонта.

При изображении помещения во фронтальном положении на горизонтальной плоскости линия горизонта находится ниже середины листа, как и в большинстве произведений. Все удаляющиеся от зрителя горизонтальные линии фасадных сторон направлены к центральной точке схода Р. Ширина окон и простенков видна тем больше суженной, чем дальше они находятся от глаз наблюдателя. На боковых сторонах домов карнизы и другие горизонтали нарисованы параллельно линиям, идущим к точке схода.

 

РИСУНОК 15.

 

          Фронтальное расположение.     Угловое расположение.

 

Для передачи пространственной глубины художники должны знать явления воздушной перспективы. Когда мы зрительно сравниваем предметы на близком и далеком расстоянии, то замечаем, что по мере удаления контрастность темных и светлых тонов постепенно смягчается, а на горизонте окраска их сливается в однотонную дымку.

Находясь на опушке леса, мы четко различаем форму каждого дерева. Светлые стволы берез резко выступают на фоне глубоких теней листвы, но, отойдя от леса на большое расстояние, мы видим лес как светлую плоскую ленту.            
При изложении основ линейной перспективы уже говорилось, что фигуры людей и все предметы удалены от картинной плоскости, видны не только уменьшенными, но и более плоскими.       Работая над картиной, надо иметь в виду различную удаленность предметов от глаза наблюдателя, или, как иначе говорят, разные планы. В литературе об искусстве часто говорят о трех планах пейзажа: ближний, средний, дальний. На ближнем плане освещенные предметы видны объемно, светотень и окраска их контрастны. На среднем плане резкость тонов и окраска мягче. На дальнем плане они сливаются в общей воздушной дымке. В картине может быть показано много промежуточных планов. Так, например, изображая уходящую вдаль аллею, надо каждое дерево сделать иным по тону: резче более удаленные и мягче более близкие. Художники иногда размещают первоплановые предметы на фоне далей, что усиливает впечатление глубины.

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА передает изменения в цвете и ясности очертаний предмета на расстоянии. Передача воздушной перспективы прежде всего основана на тональных отношениях, которые имеют огромное значение в рисунке и живописи. Приопределении пространственных планов в рисунке, достаточно следить за тональными различиями, тогда как при работе с красками вопрос осложняется необходимостью дать характеристику цвета в соответствующей среде.

 



Вопросы

1. Дайте понятие слову «перспектива». Виды перспектив.

2. Почему глаз человека не может видеть все вокруг себя? А что именно?

3. Что означает «поле зрения» и «точка зрения»?

Задания

· Рисунок 13 – Зарисовать перспективу прямоугольника, круга

 

· Рисунок 14 – Зарисовать схему угла зрения человека

 

· Рисунок 15 – Зарисовать перспективу архитектурного сооружения:фронтальное, угловое расположение

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: