Начальная теория теней

 

Предметы называют ОСВЕЩЕННЫМИ, когда на них падают лучи непосредственно от источника света. В воздушной среде лучи света всегда направлены по прямым лучам. Повернутые к источнику света стороны предметов освещены, а противоположные поверхности, когда лучи света не попадают, находятся в тени. Освещенность предмета зависит от яркости света, от угла падения лучей света, от свойств самой поверхности, на которую падает свет.

Тени бывают СОБСТВЕННЫЕ И ПАДАЮЩИЕ.

РИСУНОК 16.

 

 

СОБСТВЕННОЙ тенью называют неосвещенную часть предмета. Она отделена от освещенной части линией светораздела. Близ границы светораздела находятся наиболее темные части тени.

ПАДАЮЩЕЙ тенью называют тень, отбрасываемую от предмета или его части на находящуюся дальше источника света поверхность. Границы падающей тени зависят от формы предмета, образующего эту тень, и от формы поверхности, на которую она ложится(вогнутая, выпуклая и т.д.). Наиболее темная часть падающей тени находится в той части, куда падает меньше рефлексов на затененной стороне предмета.

Обычно собственные тени СВЕТЛЕЕ падающих, т.к. на них падает больше рефлексов от окружающих освещенных предметов и от той плоскости, на которой стоит сам предмет.

Расположение теней на картине будет различным при естественном и искусственном освещении. От искусственного источника света лучи распространяются радиально. Естественное освещение называют параллельным, т.к. лучи солнца или луны имеют параллельное направление.

 

 

ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ

 

Художников часто привлекает передача отражений в спокойной воде реки или озера. Вспомним картины В.Д.Поленова «Заросший пруд», В.М.Васнецова «Аленушка» и др. Иногда художникам приходится изображать зеркала с отражающимися в них фигурами людей и предметами. Законы зеркальных отражений необходимо знать и внимательно соблюдать их.

Отражения лучей от гладкой полированной поверхности идут в одном направлении, и поэтому мы видим зеркальное изображение. ЛУЧИ СВЕТА ОТРАЖАЮТСЯ ОТ ЗЕРКАЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПОД УГЛАМИ, РАВНЫМИ УГЛАМ ПАДЕНИЯ ЭТИХ ЛУЧЕЙ. Четкие отражения мы видим на наиболее гладких и полированных поверхностях.

Отражения горизонтальных линий в воде также горизонтальны, отражения вертикальных линий — вертикальны. Отражающиеся линии имеют направления, параллельные линиям самих предметов, и общие с ними точки схода.

Высота предметов повторяется в отражении в опрокинутом положении. Часто в отражении мы можем увидеть такие предметы или их стороны, которые в натуре с избранной точки зрения нам не видны, т.к. загорожены от зрителя более близкими предметами. Если надо построить отражение предмета сложной формы, то следует наметить на нем несколько характерных точек и найти их на поверхности воды вниз на таких же расстояниях, что определит затем размещение рисунка.

При работе над пейзажами с рекой или озером берег и находящиеся на нем предметы изображают трехмерно, а в отражениях надо передать плоскость воды. При отражении фигуры, стоящей на некотором удалении от края набережной, отразится лишь верхняя часть изображаемой фигуры. Фигура, стоящая на самом краю воды, отразится в полном размере.

Отражения в воде с волнами мы попеременно видим на выгнутых и вогнутых поверхностях. При небольших волнах отражение дробится и будет многократным. На этом основаны изображения отражений солнца и луны в неспокойной воде, когда показана «световая дорожка».

Вопросы

1.    Когда и какие образуются тени?

2.    Какой закон физики применяют художники при написании картин с зеркалами, водной поверхностью?

3.

Задания

· Рисунок 16 - Нарисовать куб, указать сторону освещенную, теневую, падающую тень.

 

 

ЖИВОПИСЬ

 

Живопись искусство цвета.

Живопись – означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность.

История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека. Древнерусская икона является святыней и примером живописи, передает божественную красоту. Цель –   передавать не реальность, а божественную идею, в которой живопись искала идеал.

В эпоху Возрождения человек стал мерой всех вещей и героем живописных произведений. Изображение Мадонны явилось идеалом земного совершенства. Художники начали писать реалистические полотна.

Техника живописи постоянно совершенствовалась. Все более разнообразные сюжеты привлекали живописцев. Это все привело к возникновению жанров XVII века.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: