Современные задачи по речевому развитию дошкольников
Формулируя задачи образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, необходимо помнить, что одним из основных принципов дошкольного образования является личностно-развивающийся и гуманистический характер взаимодействия педагога и детей. Это значит, что ребенок признается полноценным участником образовательных отношений и активным субъектом в выборе содержания своего образования.
Основная форма организации современного образовательного процесса – совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Таким образом, если в совместной деятельности педагог и ребенок выступают как равноправные участники образовательного процесса, то и формулировать задачи нужно, исходя из позиции партнера. Поэтому следует исключить из формулировок глагол «учить», а целесообразнее применять глаголы «способствовать», «формировать», «обогащать», «развивать», «активизировать» и другие.
Ниже приведены примеры современных формулировок задач по образовательной области «Речевое развитие» и по каждому возрастному периоду дошкольников – младшему, среднему, старшему (5-7 лет).
|
|
Задачи образовательной области «Речевое развитие»
1. Задача по ФГОС ДО: Владение речью как средством общения и культуры
Подзадачи:
Младший дошкольный возраст:
— формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;
— знакомить с образами обращения к взрослым и сверстникам;
— способствовать доброжелательному общению со сверстниками;
— формировать потребность делиться своими впечатлениями со взрослыми и сверстниками.
Средний дошкольный возраст:
— обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, которые выходят за пределы привычного им ближайшего окружения;
— формировать умение проявлять инициативу в общении;
— формировать умение дошкольников посредством речевого взаимодействия налаживать контакты друг с другом.
Старший дошкольный возраст:
— развивать мотивационно-потребностную сферу в общении;
— формировать коммуникативно-целесообразную речь;
— формировать умение общаться в паре, группе, в коллективе;
— создавать условия для самостоятельности и активности ребенка в речевой деятельности.
2. Задача по ФГОС ДО: Обогащение активного словаря
Подзадачи:
Младший дошкольный возраст:
— побуждать называть предмет, вещь, игрушку, их качества, свойства, возможные действия;
— вырабатывать понимание значений обобщающих слов и умение использовать их в речи (игрушки, овощи, мебель и т.д);
— обогащать словарный запас детей на основе углубления представлений об окружающей действительности.
|
|
Средний дошкольный возраст:
— формировать умение понимать многозначные слова, сочетаемость разных слов («идет» — о человеке, поезде, фильме, дожде);
— уточнять обобщающие понятия (игрушки, овощи, мебель и т.д.);
— расширять представление о синонимах и антонимах;
— способствовать овладению разным способам словообразования;
— способствовать использованию в речи наиболее употребительных прилагательных, глаголов, наречий, предлогов.
Старший дошкольный возраст:
— активизировать употребление антонимов, синонимов, омонимов в речи; — продолжать знакомить со значениями многозначных слов;
— активизировать словарь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, наречиями, обозначающими взаимоотношения людей;
— формировать умение употреблять в речи слова в точном соответствии со
смыслом.
3. Задача по ФГОС ДО: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Подзадачи:
Младший дошкольный возраст:
— способствовать умению детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами;
— знакомить с глагольной лексикой;
— знакомить с простыми повествовательными и вопросительными предложениями;
— формировать умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, затем вместе с ним;
— способствовать формированию диалогического общения;
— вовлекать в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, после просмотра спектаклей и мультфильмов;
— подводить детей к составлению рассказов из личного опыта.
Средний дошкольный возраст:
— продолжать формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных;
— способствовать развитию диалогической речи;
— приобщать к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным);
— продолжать формировать навыки пересказывания и составления небольших рассказов;
— способствовать включению элементов рассуждения при формировании описательной речи;
— продолжать формировать навыки повествовательной речи;
— знакомить с композицией связного высказывания (начало, середина, конец).
Старший дошкольный возраст:
— способствовать правильному употреблению предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, под, между, перед и др.);
— помогать образовывать имена существительные во множественном числе, родительном падеже множественного числа;
— формировать умение пользоваться глаголами в повелительном наклонении;
— формировать активную диалогическую позицию дошкольников (инициативность в вопросах, готовность к ответам, умение слышать и понимать собеседника);
— создавать условия для активизации диалогического общения дошкольников;
— упражнять в умении интонационно отражать цель высказывания;
— формировать умение строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов;
— формировать умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение);
— совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью;
— создавать в окружении ребенка культурную речевую среду и способствовать активизации детской речи;
— помогать осваивать формы речевого этикета.
4. Задача по ФГОС ДО: Развитие речевого творчества.
Подзадачи:
Младший дошкольный возраст:
— обогащать знания детей об окружающей действительности;
|
|
— обогащать опыт восприятия малых фольклорных форм;
— формировать эмоциональный отклик на художественные образы в литературных и фольклорных произведениях.
Средний дошкольный возраст:
— способствовать развитию художественного восприятия;
— формировать умение чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка;
— поощрять словотворчество как одну из важнейших особенностей развития речи ребенка;
— способствовать сочинению коротких сказок и рассказов на заданную тему;
— продолжать знакомить с разными жанрами литературы, их специфическими особенностями.
Старший дошкольный возраст:
— развивать способность составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем; по потешке, загадке, песенке; придумывать необычные окончания к знакомым сказкам; соединять сюжеты произведений разных жанров;
— продолжать совершенствовать умение подбирать сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы, рифмы к слову и словосочетанию;
— совершенствовать понимание детьми особенностей жанра литературных произведений;
— активизировать включение в диалог персонажей новых действий и передачу импровизированного диалога с разными интонациями.
5. Задача по ФГОС ДО: Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Подзадачи:
Младший дошкольный возраст:
— формировать умение четко про-износить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п – б; т – д; к — г; ф — в; т — с — з — ц;
— вырабатывать правильный темп речи и силу голоса;
— развивать интонационную выразительность;
— развивать фонематическое восприятие.
Средний дошкольный возраст:
— закреплять правильное произношение
гласных и согласных звуков;
— отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;
— развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
— развивать интонационную выразительность речи.
Старший дошкольный возраст:
|
|
— продолжать закреплять отчетливое произношение звуков;
— формировать умение различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
— продолжать развивать фонематический слух;
— формировать умение определять место
звука в слове (начало, середина, конец);
— совершенствовать интонационную выразительность речи.
6. Задача по ФГОС ДО: Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Подзадачи:
Младший дошкольный возраст:
— формировать интерес к художественной литературе;
— развивать эмоциональную отзывчивость на художественное произведение;
— знакомить с художественными текстами различных жанров (сказка, стихотворение, рассказ).
Средний дошкольный возраст:
— развивать способность к восприятию литературного произведения, к стремлению эмоционально откликаться на описанные события;
— привлекать внимание к содержанию произведения; к восприятию на слух форме произведения (стихотворная, прозаическая), к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты);
— формировать умение анализировать художественное произведение при помощи вопросов.
Старший дошкольный возраст:
— формировать умение на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним;
— формировать умение определять жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка);
— способствовать восприятию наиболее ярких примеров образности языка (определения, сравнения, метафоры);
— обогащать литературный опыт с целью понимания идеи произведения, поступков героев, мотивов их поведения;
— совершенствовать целостное восприятие литературных произведений в единстве их содержания и художественной формы.
7. Задача по ФГОС ДО: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Подзадачи:
Младший дошкольный возраст:
— подводить к пониманию терминов «звук», «слово»;
— формировать умение вслушиваться в звучание слова;
— развивать слуховое восприятие.
Средний дошкольный возраст:
— развивать фонематический слух: различение на слух и называние слова с определенным звуком;
— закреплять произнесение всех звуков языка;
— продолжать знакомить с терминами «слово», «звук»;
— формировать знания о том, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности;
— формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком;
— обращать внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).
Старший дошкольный возраст:
— продолжать формировать умение производить анализ слов различной звуковой структуры;
— способствовать умению выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова;
— активизировать умение качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);
— способствовать правильному употреблению соответствующих терминов;
— формировать умение делить двухсложные слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами.
— способствовать пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение — из слов, слова – из слогов и звуков.