В литературе модель внешней среды субъекта предпринимательства графически представляют, как правило, при помощи одного из двух вариантов [5, 6] (рис. 1.4.1, рис. 1.4.2). Объекты микросреды непосредственно контактируют с компанией.
Рис.1.4.1. Вариант 1 графического представления (структурирования) внешней среды компании
| Внешняя среда, воздействующая на компанию |
| Экологические объекты |
| Государство (экономика, право, политика, наука и техника) |
| Потребители |
| Конкуренты |
| Источники финансового капитала |
| Поставщики |
| Природные объекты |
| Население |
| Стандарты, нормативно-законо-дательные акты, технологии, социальная сфера |
| Рынок труда |
| Рынки капиталов |
| Рынок ресурсов |
| Товарные рынки |
| Компания-производитель |
Рис. 1.4.2. Вариант 2 графического представления (структурирования) внешней среды компании–производителя.
Для графического описания внешней среды конкретного субъекта предпринимательства мы будем использовать top-диаграмму (рис. 1.4.3 [5, 6]) бизнес-процесса, отражающего деятельность компании в целом. Правила написания top-диаграммы приведены в международном стандарте IDEF0, рекомендованном для использования Госстандартом России.
Обоснование целесообразности использования международного стандарта будет проведено ниже.
| Задание 1.4.1. На трех рисунках (рис. 1.4.1, рис. 1.4.2, рис. 1.4.3) представлены три варианта графического представления внешней среды субъекта предпринимательства. Но только на рис. 1.4.3 речь идет о конкретном, а не гипотетическом субъекте предпринимательства. Описание внешней среды должно содержать результаты анализа доступных рынков сбыта и рынков закупок. Как вы думаете, в результаты анализа рынков следует включать описание факторов макросреды? |
Рис. 1.4.3. TOP-диаграмма процесса А0 «Деятельность компании Авто» в нотации IDEF0 программы Business Studio
При описании рынков, на которых в качестве продавца или покупателя работает субъект предпринимательства, рекомендуется использовать следующие основания классификации рынков:
1) товарные рынки, рынки услуг (можно строить многоуровневые основания классификации рынков с учетом классов товаров, подклассов, групп, подгрупп);
2) рынки сбыта и закупок (это основание классификации используют все компании);
3) доступные, целевые (рынки сбыта компании);
4) новые для компании и старые (рынки сбыта компании либо сегменты рынка сбыта);
5) потребительские: B2C (товаров массового спроса, товаров не массового спроса), C2C, G2C; деловые: В2В, C2B, G2B; институциональные: В2G, C2G, G2G (подчеркнуты виды рынков, на которых реализует товары и услуги субъект предпринимательства);
6) внутренние, внешние;
7) отечественных товаров, импортных товаров, товаров совместного производства (рынки закупок компании);
8) оптовые, розничные;
9) пионерные, растущие, зрелые, сжимающиеся;
10) насыщенные (рынки покупателя), равновесные, не насыщенные (рынки продавца);
11) монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция и т.д.
Сеть фитнес-клубов Word Class Нижний Новгород –?единственный региональный проект развития собственной сети фитнес-клубов.






