Исследование российского рынка телекоммуникационных услуг, которые оказывает ПАО «Ростелеком»

Ниже представлен текст статьи, которую вы можете использовать как пример при написании собственных научных публикаций при выполнении НИР:

 Шерегов Н.А., Иванова Т.З. Исследование российского рынка телекоммуникационных услуг // Сборник научных статей по итогам V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления» (1-7 октября 2018 г). Электронное издание. С. 184-188. Режим доступа: http://www.iee.unn.ru/wp-content/uploads/sites/9/2019/02/Sbornik-2.pdf

В статье приведено исследование целевого рынка компании ПАО «Ростелеком». Этот целевой рынок соответствует сегменту «Телеком-услуги» на рис. 1.5.1.а.

ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ

Шерегов Н.А. канд. экон. наук. доцент кафедры информационных технологий и инструментальных методов в экономике, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Иванова Т.З. м агистрант института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Ключевые слова: цифровой маркетинг, телекоммуникационные услуги, российский рынок, исследование рынка, качество услуг, удовлетворенность потребителей.

Аннотация: В работе рассматриваются вопросы исследования российского рынка телекоммуникационных услуг с разбиением на продуктовые сегменты в динамике за 2016-2018 годы. Вычисляются рейтинги шести лидирующих на российском рынке компаний на основе интернет-отзывов потребителей услуг.

Процессы оказания телекоммуникационных услуг являются процессами современной цифровой экономики и цифрового маркетинга. К рассматриваемым в работе телекоммуникационным услугам относятся: мобильная связь, интернет-доступ, почтовая связь, фиксированная телефонная связь, платное ТВ, межоператорские услуги, прочие услуги.

В отличие от товаров телекоммуникационные услуги сначала продаются, а затем производятся и потребляются.

Услуги характеризуются следующим:

− качеством связи (надежностью, скоростью передачи сообщений; эти характеристики могут зависеть от погодных условий, загруженности сети, удалённости от точки сигнала и от других факторов);

− тарифами (тарифные планы должны быть понятны клиентам; клиенты выбирают устраивающие их тарифные планы по приемлемым ценам);

− покрытием зон обслуживания;

− наличием дополнительных услуг;

− биллингом (биллинговая система – это программная платформа (приложение) для поддержания в актуальном состоянии данных учета и анализа потребностей клиентов и удовлетворенности этих потребностей, для оптимизации начислений и оплат за услуги);  

− контактами с колл-центром (простота и понятность взаимодействия);

− контактами с офисными сотрудниками (вежливость и квалификация персонала, степень эффективности обслуживания) и т.д.

Объем продаж на российском рынке телекоммуникационных услуг в 2017 году составил [2] 1,62 трлн. руб. Темпы прироста в размере 1,3% превысили более чем в два раза динамику предыдущего года.

Доли объемов продаж по продуктовым сегментам составили:

- мобильная связь – 55%,

- интернет-доступ – 12%,

- почтовая связь – 10%,

- фиксированная телефонная связь – 8%,

- платное ТВ – 5%,

- межоператорские услуги – 4%,

- прочие – 6%.

Динамика прироста объемов продаж в 2016 и в 2017 годах по сегментам приведена на рис. 1.5.1.а.

Рис. 1.5.1.а Динамика прироста объемов продаж по продуктовым сегментам в 2016 и в 2017 годах.

Задание 1.5.1.а. Вычислите показатель темпы прироста в 20017 г. услуги «Платное ТВ» (на рис. 1.5.1.а: 10,5%) в млрд. руб. (1

1.

Динамика в сегменте «Мобильная связь» обусловлена несколькими причинами:

- отказом операторов от ценовой конкуренции,

- отказом от безлимитных тарифов,

- высокой динамикой доходов в 2017 г., связанной с дополнительными услугами для корпоративных клиентов.

Число абонентов мобильной связи за 2017 г. увеличилось на 1,7%.

По итогам 2 квартала 2018 года по данным [2] число абонентов платного ТВ в России выросло на 0,5% (229 тысяч) до 43,4 млн, проникновение услуги превысило 76%. Средний счет на абонента (ARPU) составил 168 рублей без НДС, что на 2 рубля больше, чем в 2017 году. При этом наибольший вклад в развитие рынка вновь внесла технология IPTV платного телевидения – число подписчиков выросло на 142 тысячи, при этом около 70% новых подключений пришлось на «Ростелеком».

В сегменте спутникового ТВ абонентская база лидера рынка – оператора «Триколор ТВ» после снижения в первом квартале 2018 года вновь продемонстрировала рост на 46 000. Чуть меньше – на 31000 увеличилось число подписчиков оператора «Орион». Число абонентов спутникового ТВ МТС по итогам 2 квартала достигло отметки в полмиллиона.

В сегменте кабельного ТВ во 2 квартале 2018 года отток составил 43000 абонентов. 

В сегменте интернет-доступа во 2 квартале 2018 года на рынке наблюдалось [2] сезонное замедление темпов роста абонентских баз провайдеров и общее число пользователей осталось на уровне 1 квартала. По сравнению же с аналогичным периодом 2017 года, рост числа абонентов составил 2,3%.

Во 2 квартале 2018 года количество абонентов широкополосного доступа в интернет в сегменте частных лиц в России составило 32,7 млн, проникновение – 58%. Объем рынка достиг 34,0 млрд руб., ARPU — почти 347 руб. В этом же периоде в связи с активной деятельностью укрепил свои позиции оператор «ЭР-Телеком». Его доля по абонентам выросла на 1% и составила почти 12%. Доли прочих операторов из ТОП-5 сохранились на уровне 2017 года.

Крупнейшими игроками на рынке телекоммуникационных услуг остаются компании: «МТС», «ВымпелКом», «Ростелеком», «Эр-телеком», «Мегафон», «ТрансТелеКом».

Компания ПАО «Ростелеком» занимает лидирующее положение на рынке широкополосного доступа в Интернет и платного телевидения. Так по итогам 2017 года около 37% пользователей домашнего интернета являются абонентами Ростелекома, что превышает 12,7 мллионов, а доля абонентов платного ТВ «Ростелекома» составляет 23% от общего числа пользователей ТВ России. Количество абонентов платного ТВ «Ростелекома» составляет более 9,8 миллионгов пользователей, из которых свыше 4,8 миллионов используют уникальный федеральный продукт «Интерактивное ТВ». С 2016 года компания возобновила свою деятельность на рынке сотовой связи. Количество абонентов сотового оператора «Ростелеком» составило 0,8 млн [3].

 

Рис. 1.5.1.б. Доли крупнейших операторов ШПД и платного ТВ по итогам 2017 г. [1]

В последние годы ПАО «Ростелеком» все больше нацелено на реализацию проектов для государственных заказчиков («электронное правительство», единый портал госуслуг, «цифровая прокуратура» и другие). Государственные контракты отличаются высокой доходностью и высокими штрафными санкциями при их ненадлежащем выполнении.

Основным источником доходов Ростелекома по-прежнему является предоставление телекоммуникационных услуг физическим и юридическим лицам. Доля доходов от цифровых и контентных услуг за 2017 год составила 47% от общей выручки.

Для анализа удовлетворенности потребителей телекоммуникационными услугами, предоставляемыми ПАО «Ростелеком», можно взять статистику [4] количества запросов словосочетания «Ростелеком Жалоба» за 2016 и 2017 гг. (Таблица 1.5.1).


Таблица 1. 5.1

Количество запросов «Ростелеком Жалобы» по данным Яндекса [4]

Месяц 2016 год 2017 год Темп прироста, %
Январь 1098 1962 44%
Февраль 1327 1543 14%
Март 1324 1825 27%
Апрель 1148 1717 33%
Май 1156 1577 27%
Июнь 1293 1679 23%
Июль 1327 2293 42%
Август 1369 1918 29%
Сентябрь 1747 1938 10%
Октябрь 1862 2287 19%
Ноябрь 2400 2410 0%
Декабрь 2773 2560 -8%
Итого 18824 23709 21%

Согласно статистике, количество пользователей искавших словосочетание «Ростелеком Жалоба» за год, выросло на 21%. Для сравнения: у компании «ВымпелКом» количество пользователей, искавших «жалоба билайн» сократилось.

Для получения информации о содержании отзывов, оставленных абонентами «Ростелеком» были выбраны пять наиболее популярных сайтов Рунета: banki.ru, ru.otzyv.com, irecommend.ru, otzyvov.net, otzovik.com.

Сайты имеют более 5 тысяч отзывов о компании Ростелеком. Отзыв проверяется на подлинность, после чего пятибалльная оценка засчитывается.  

Было проанализировано 318 отзывов, оставленных за период 01.04.2018 – 30.04. Из них 35 положительных отзывов с оценками 4 и 5 баллов, 17 нейтральных отзыва (с оценкой 3 балла) и 266 отрицательных (с оценками 1 и 2 балла).

Приведем структуру отрицательных отзывов:

− около 28% отзывов связаны с биллингом (изменением тарифных планов без уведомления клиента, длительностью списания денежных средств с баланса и недоступностью в этот период услуг, начислением пеней);

− 20% - жалобы на сотрудников компании (в том числе на техподдержку, обращения по качеству обслуживания в центре обслуживания вызовов, неуважительное обращение к клиенту и т.д.);

− 25% недовольны качеством услуг связи (в том числе скоростью интернета, отсутствием сигнала и т.д.);

− 7,5% недовольны подключением/отключением дополнительных услуг;

− еще 7,5% недовольны качеством/ценой предоставляемого оборудования;

− 2% - жалобы на работу сайта/личного кабинета;

− 10% - иные негативные отзывы.

Далее на основании отзывов был проведен анализ и в Таблице 2 выведены средние рейтинги шести лидирующих компаний.

Таблица 2

Рейтинги телекоммуникационных компаний

Название сайта ТТК Эр-телеком Мегафон МТС ВымпелКом Ростелеком
banki.ru 1,0 2,36 1,25 1,3 1,69 1,44
ru.otzyv.com 3,2 2,1 2,1 1,8 1,3 1,4
irecommend.ru 3 2,3 2,4 2,3 2,3 1,6
otzyvov.net 2,24 3.3 2,25 2,38 2,22 2,17
otzovik.com 2,92 2,03 1,96 1,8 1,97 2,12
Средний рейтинг 2,47 2,42 1,99 1,92 1,90 1,75

По среднему рейтингу у потребителей ПАО «Ростелеком» оказался на 6 месте. Не смотря на это ПАО «Ростелеком» остается одним из лидеров на рынке телекоммуникационных услуг. Ключевым преимуществом ПАО «Ростелеком» является доступность подключения телекоммуникационных услуг во многих населенных пунктах России. Этому способствует наличие и развитие мощной магистральной волоконно-оптической сети связи. ПАО «Ростелеком» участвует в реализации проекта устранения цифрового неравенства в РФ. В рамках проекта планируется строительство сетей в сельской местности с населением 250–500 человек, в том числе и отдаленных. Помимо этого ПАО «Ростелеком» прокладывает сеть в строящиеся дома.


Список литературы

2. Итоги развития отрасли связи в 2017 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.protarif.info/news/new?id=2988.

3. Российский рынок телекоммуникаций – 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://tmt-consulting.ru/category/napravleniya/?tag=gotovye-issledovaniya,obzory.

4. ПАО «Ростелеком» – О компании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.rostelecom.ru/about/info/

5. Ростелеком, итоги года: жалобы растут, акции падают. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://newizv.ru/news/economy/25-12-2017/rostelekom-itogi-goda-zhaloby-rastut-aktsii-padayut-84e089b5-e82f-4334-ae96-487d07358339

6.

Задание 1.5.1.б.    1) Из каких частей, на ваш взгляд состоит статья? Придумайте лаконичные названия этих частей.       2) Какой, наиболее важнойдиаграммы нет на рис. 1.5.1.б?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: