Https://bio-ege.sdamgia.ru /Биология

Введение

Рабочая тетрадь по биологии охватывает все основные разделы школьного курса и служит для подготовки учащегося 9 класса к ОГЭ. Материалы подобраны с учетом демоверсии заданий на сайте ФИПИ. Рабочая тетрадь рассчитана на установление биологических закономерностей и лучшего понимания материала в процессе самостоятельной работы с заданиями. Основная часть состоит из разделов биологии, представленных в виде схем и таблиц. При работе с тетрадью необходимо использовать дополнительную литературу и интернет-источники, перечисленные в списке рекомендуемой литературы. После выполнения заданий для закрепления материала нужно ответить на предлагаемые тесты для каждого раздела и пройти тестирование в интернете.

Порядок работы с тетрадью

1. Рекомендуется выполнять задания по порядку

2. Внимательно рассмотрите предложенную схему или рисунок

3. Ответьте на все вопросы, аккуратно вписав слова над подчеркнутыми строчками.

4. В случае возникновения затруднений, прочитайте информацию по теме справочной литературе.

5. После выполнения задания ответьте на тестовые задания по данной теме.

6. Для лучшего закрепления рекомендуется пройти онлайн тестирование на следующих сайтах:

Http://fipi.ru / Открытый банк заданий ОГЭ/ Биология

https://bio-ege.sdamgia.ru /Биология

7. После прохождения тестов, проанализируйте свои ошибки. При необходимости, повторите теорию еще раз.

8. Дополнительное решение демонстрационных вариантов в интернете и используя специальную книжную литературу для подготовки к ОГЭ позволит выявить слабые стороны и еще раз прочитать нужный материал.

Список рекомендуемой литературы:

1. Железняк М.В. Биология в схемах, терминах, таблицах – Ростов н/Д: Феникс, 2016

2. Джамеев В.Ю. М.: Эксмо, 2016 (Универсальный справочник школьника. 100самых важных тем)

3. Пасечник В.В. Биология 9 класс – М.: Просвещение, 2014

4. Лернер Г.И. ОГЭ 2017. Биология: сборник заданий: 9 класс – М.:Эксмо, 2016

 

Биология – это комплекс взаимосвязанных наук, изучающих живые организмы и их жизнедеятельность. На схеме представлены некоторые из них. Изучите схему, от каких слов образовано название каждой дисциплины? Запишите в овальные области значения греческих и латинских слов, давших название науки, а под овалом – что она изучает.

Дополните ключевые слова к каждому методу научного познания, выбрав их из предложенных ниже. Какие методы изображены на картинках? Подпишите их под соответствующими изображениями.

Описательный метод – сбор фактического материала и описание. В основе метода лежит______________

Сравнительный метод позволяет выявить черты __________________________между организмами и их частями. Для сопоставления используют измерение.

Исторический метод помогает осмыслить полученные факты, _______________их с ранее известными результатами.

Экспериментальный метод позволяет изучать то или иное явление жизни с помощью _________. Высшей формой эксперимента считают моделирование.

Моделирование – позволяет воспроизвести экспериментальные условия, которые в реальности трудно- или неосуществимы. Позволяет ___________________ любое исследование.

опыт / наблюдение / сходство и различие / сопоставить / воссоздать

 

________________________________________   __________________________________________

_________________________________________ ___________________________________________

Рассмотрите схему. Как связаны между собой гипотеза и теория? Дайте им определения.

 

На каких уровнях организации изучают живое вещество различные отделы биологии?

Выберите соответствующие каждому уровню разделы биологии: цитология, эмбриология, морфология, анатомия, гигиена, генетика, гистология, микробиология, эмбриология, селекция, систематика, эволюция, экология, биохимия, ботаника, зоология, палеонтология и др.

 Уровень:                                           Разделы биологии:

1_________________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________________

4 _________________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________________

6 __________________________ _______________________________________________

7 __________________________ _______________________________________________

 

 

Подпишите клеточные структуры, отметьте, какие из них одномембранные, двумембранные и немембранные:

1_____________________________________1________________________________________2_____________________________________2________________________________________3_____________________________________3________________________________________4_____________________________________4________________________________________5_____________________________________5________________________________________6_____________________________________6________________________________________7_____________________________________7________________________________________8_____________________________________8________________________________________9_____________________________________9________________________________________10___________________________________10________________________________________

Напишите функции перечисленных клеточных структур. Какие из них свойственны только для растительных и только для животных клеток?

Ядро___________________________________________________________________________Гладкая ЭПС____________________________________________________________________

Гранулярная ЭПС________________________________________________________________

Митохондрии___________________________________________________________________

Аппарат Гольжди________________________________________________________________

Лизосомы______________________________________________________________________

Рибосомы______________________________________________________________________

Вакуоль________________________________________________________________________

Центриоль______________________________________________________________________

Мембрана______________________________________________________________________

Клеточная стенка________________________________________________________________

Пластиды (3 типа)________________________________________________________________

Цитоскелет_____________________________________________________________________

Напишите местонахождение и значение перечисленных веществ в клетке, подпишите соответствующие элементы, образующие структуры клеток на картинках:

Белки ____________________________________________________________________

Липиды (жиры) ____________________________________________________________

Углеводы _________________________________________________________________

Нуклеиновые кислоты ______________________________________________________

Вода _____________________________________________________________________

Органогены_______________________________________________________________

Макроэлементы___________________________________________________________

Микроэлементы___________________________________________________________

Ультромикроэлементы______________________________________________________

Клеточная мембрана                 Животная, растительная и бактериальные клетки

Стрелками установите соответствие между целым и его составляющими:

А. Белки                                          1. моносахариды

Б. Жиры                                           2. нуклеиновые кислоты

В. Углеводы                                    3. аминокислоты

Г. ДНК и РНК                                   4. глицерин и жирные кислоты

Денатурация белка -__________________________________________________________________________

 

Наследственная (генетическая) информация закодирована в виде последовательности нуклеотидов ДНКа у некоторых вирусов РНК.Рассмотрите схему строения молекулы ДНК, из скольких цепочек она состоит? ___________В структуру цепи ДНК входит остаток _________ ___________, __________________ и 4 типа азотистых ______________: аденин, гуанин, тимин, цитозин, соединенных друг с другом по принципу комплементарности.

По схеме определите пары соединяющихся между собой азотистых оснований, и количество водородных связей между ними (показаны штрих –пунктиром)

___________________---___________________, _____водородные связи

___________________---___________________, _____водородные связи

 

 

Сущность энергетического обмена состоит в следующем: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выделяют 3 стадии энергетического обмена:

Название                         что происходит                                           продукты

1 Подготовительный __________________________________ __________________

2 Анаэробный ________________________________________ ___________________

3 Аэробный __________________________________________ ___________________

Сущность пластического обмена состоит в следующем:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Биосинтез белка -___________________________________________________

В процессе биосинтеза белка участвуют следующие компоненты: ДНК, РНК (какие 3 вида РНК? _____________, ______________, _____________), ферменты (что это такое?____________________________________________),

рибосомы и аминокислоты. Процесс состоит из 2 этапов: транскрипции и трансляции. Рассмотрите схему и опишите эти процессы.

 

Транскрипция:_________________________________________________________________________

Где происходит: _______________________________________________________________________

Суть процесса: ________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трансляция:____________________________________________________________________________ Где происходит: ________________________________________________________________________

Суть процесса: _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фотосинтез – это __________________________________________________

__________________________________________________________________

Световая фаза:

Где происходит _________________________________________________________________

Необходимые вещества __________________________________________________________

Какие продукты образуются ______________________________________________________

Темновая фаза:

Где происходит _________________________________________________________________

Необходимые вещества __________________________________________________________

Какие продукты образуются ______________________________________________________

 

Значение фотосинтеза:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Деление клетки. По схеме опишите 2 способа деления клеток – митоз и мейоз

Интерфаза _____________________________________________________________________

Митоз _________________________________________________________________________

Профаза _______________________________________________________________________

Метафаза ______________________________________________________________________

Анафаза _______________________________________________________________________

Телофаза ______________________________________________________________________

Биологический смысл митоза заключается в ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие клетки делятся при помощи митоза? (соматические или половые)

 

Мейоз состоит из следующих фаз: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биологический смысл мейоза: ____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Какие клетки делятся при помощи мейоза? (соматические или половые)_________________

Во время мейоза происходит кроссинговер, дайте определение и каково значение этого процесса? _____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: