Введение
Рабочая тетрадь по биологии охватывает все основные разделы школьного курса и служит для подготовки учащегося 9 класса к ОГЭ. Материалы подобраны с учетом демоверсии заданий на сайте ФИПИ. Рабочая тетрадь рассчитана на установление биологических закономерностей и лучшего понимания материала в процессе самостоятельной работы с заданиями. Основная часть состоит из разделов биологии, представленных в виде схем и таблиц. При работе с тетрадью необходимо использовать дополнительную литературу и интернет-источники, перечисленные в списке рекомендуемой литературы. После выполнения заданий для закрепления материала нужно ответить на предлагаемые тесты для каждого раздела и пройти тестирование в интернете.
Порядок работы с тетрадью
1. Рекомендуется выполнять задания по порядку
2. Внимательно рассмотрите предложенную схему или рисунок
3. Ответьте на все вопросы, аккуратно вписав слова над подчеркнутыми строчками.
4. В случае возникновения затруднений, прочитайте информацию по теме справочной литературе.
5. После выполнения задания ответьте на тестовые задания по данной теме.
6. Для лучшего закрепления рекомендуется пройти онлайн тестирование на следующих сайтах:
Http://fipi.ru / Открытый банк заданий ОГЭ/ Биология
https://bio-ege.sdamgia.ru /Биология
7. После прохождения тестов, проанализируйте свои ошибки. При необходимости, повторите теорию еще раз.
8. Дополнительное решение демонстрационных вариантов в интернете и используя специальную книжную литературу для подготовки к ОГЭ позволит выявить слабые стороны и еще раз прочитать нужный материал.
Список рекомендуемой литературы:
1. Железняк М.В. Биология в схемах, терминах, таблицах – Ростов н/Д: Феникс, 2016
2. Джамеев В.Ю. М.: Эксмо, 2016 (Универсальный справочник школьника. 100самых важных тем)
3. Пасечник В.В. Биология 9 класс – М.: Просвещение, 2014
4. Лернер Г.И. ОГЭ 2017. Биология: сборник заданий: 9 класс – М.:Эксмо, 2016
Биология – это комплекс взаимосвязанных наук, изучающих живые организмы и их жизнедеятельность. На схеме представлены некоторые из них. Изучите схему, от каких слов образовано название каждой дисциплины? Запишите в овальные области значения греческих и латинских слов, давших название науки, а под овалом – что она изучает.
Дополните ключевые слова к каждому методу научного познания, выбрав их из предложенных ниже. Какие методы изображены на картинках? Подпишите их под соответствующими изображениями.
Описательный метод – сбор фактического материала и описание. В основе метода лежит______________
Сравнительный метод позволяет выявить черты __________________________между организмами и их частями. Для сопоставления используют измерение.
Исторический метод помогает осмыслить полученные факты, _______________их с ранее известными результатами.
Экспериментальный метод позволяет изучать то или иное явление жизни с помощью _________. Высшей формой эксперимента считают моделирование.
Моделирование – позволяет воспроизвести экспериментальные условия, которые в реальности трудно- или неосуществимы. Позволяет ___________________ любое исследование.
опыт / наблюдение / сходство и различие / сопоставить / воссоздать
________________________________________ __________________________________________
_________________________________________ ___________________________________________
Рассмотрите схему. Как связаны между собой гипотеза и теория? Дайте им определения.
На каких уровнях организации изучают живое вещество различные отделы биологии?
Выберите соответствующие каждому уровню разделы биологии: цитология, эмбриология, морфология, анатомия, гигиена, генетика, гистология, микробиология, эмбриология, селекция, систематика, эволюция, экология, биохимия, ботаника, зоология, палеонтология и др.
Уровень: Разделы биологии:
1_________________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________________
4 _________________________________________________________________________
5 _________________________________________________________________________
6 __________________________ _______________________________________________
7 __________________________ _______________________________________________
Подпишите клеточные структуры, отметьте, какие из них одномембранные, двумембранные и немембранные:
1_____________________________________1________________________________________2_____________________________________2________________________________________3_____________________________________3________________________________________4_____________________________________4________________________________________5_____________________________________5________________________________________6_____________________________________6________________________________________7_____________________________________7________________________________________8_____________________________________8________________________________________9_____________________________________9________________________________________10___________________________________10________________________________________
Напишите функции перечисленных клеточных структур. Какие из них свойственны только для растительных и только для животных клеток?
Ядро___________________________________________________________________________Гладкая ЭПС____________________________________________________________________
Гранулярная ЭПС________________________________________________________________
Митохондрии___________________________________________________________________
Аппарат Гольжди________________________________________________________________
Лизосомы______________________________________________________________________
Рибосомы______________________________________________________________________
Вакуоль________________________________________________________________________
Центриоль______________________________________________________________________
Мембрана______________________________________________________________________
Клеточная стенка________________________________________________________________
Пластиды (3 типа)________________________________________________________________
Цитоскелет_____________________________________________________________________
Напишите местонахождение и значение перечисленных веществ в клетке, подпишите соответствующие элементы, образующие структуры клеток на картинках:
Белки ____________________________________________________________________
Липиды (жиры) ____________________________________________________________
Углеводы _________________________________________________________________
Нуклеиновые кислоты ______________________________________________________
Вода _____________________________________________________________________
Органогены_______________________________________________________________
Макроэлементы___________________________________________________________
Микроэлементы___________________________________________________________
Ультромикроэлементы______________________________________________________
Клеточная мембрана Животная, растительная и бактериальные клетки
Стрелками установите соответствие между целым и его составляющими:
А. Белки 1. моносахариды
Б. Жиры 2. нуклеиновые кислоты
В. Углеводы 3. аминокислоты
Г. ДНК и РНК 4. глицерин и жирные кислоты
Денатурация белка -__________________________________________________________________________
Наследственная (генетическая) информация закодирована в виде последовательности нуклеотидов ДНКа у некоторых вирусов РНК.Рассмотрите схему строения молекулы ДНК, из скольких цепочек она состоит? ___________В структуру цепи ДНК входит остаток _________ ___________, __________________ и 4 типа азотистых ______________: аденин, гуанин, тимин, цитозин, соединенных друг с другом по принципу комплементарности.
По схеме определите пары соединяющихся между собой азотистых оснований, и количество водородных связей между ними (показаны штрих –пунктиром)
___________________---___________________, _____водородные связи
___________________---___________________, _____водородные связи
Сущность энергетического обмена состоит в следующем: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выделяют 3 стадии энергетического обмена:
Название что происходит продукты
1 Подготовительный __________________________________ __________________
2 Анаэробный ________________________________________ ___________________
3 Аэробный __________________________________________ ___________________
Сущность пластического обмена состоит в следующем:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Биосинтез белка -___________________________________________________
В процессе биосинтеза белка участвуют следующие компоненты: ДНК, РНК (какие 3 вида РНК? _____________, ______________, _____________), ферменты (что это такое?____________________________________________),
рибосомы и аминокислоты. Процесс состоит из 2 этапов: транскрипции и трансляции. Рассмотрите схему и опишите эти процессы.
Транскрипция:_________________________________________________________________________
Где происходит: _______________________________________________________________________
Суть процесса: ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трансляция:____________________________________________________________________________ Где происходит: ________________________________________________________________________
Суть процесса: _________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фотосинтез – это __________________________________________________
__________________________________________________________________
Световая фаза:
Где происходит _________________________________________________________________
Необходимые вещества __________________________________________________________
Какие продукты образуются ______________________________________________________
Темновая фаза:
Где происходит _________________________________________________________________
Необходимые вещества __________________________________________________________
Какие продукты образуются ______________________________________________________
Значение фотосинтеза:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Деление клетки. По схеме опишите 2 способа деления клеток – митоз и мейоз
Интерфаза _____________________________________________________________________
Митоз _________________________________________________________________________
Профаза _______________________________________________________________________
Метафаза ______________________________________________________________________
Анафаза _______________________________________________________________________
Телофаза ______________________________________________________________________
Биологический смысл митоза заключается в ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие клетки делятся при помощи митоза? (соматические или половые)
Мейоз состоит из следующих фаз: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Биологический смысл мейоза: ____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Какие клетки делятся при помощи мейоза? (соматические или половые)_________________
Во время мейоза происходит кроссинговер, дайте определение и каково значение этого процесса? _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________