Тема: «Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем»

Тема: «Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем»

Добрый день!

 

Сегодня на уроке биологии вы изучите такие понятия, как экосистема, биоценоз, биотип и биогеоценоз, а также получите представление о том, какие компоненты входят в состав любой экосистемы, каково влияние экологических факторов на живые организмы.

 

Основные понятия урока: сообщество (биоценоз), экологические факторы, биотоп, экосистема, биогеоценоз.

 

1. Вспомни какие экологические факторы выделяют?

(загляни в словарик своей рабочей тетради)

2. Подумай, каково влияние каждого экологического фактора на живые организмы?

3. Познакомься с экосистемной организацией природы.

 (Для этого перейди по ссылке  https://youtu.be/tJI9H2FORjU и просмотри видеоурок «Сообщество, экосистема, биогеоценоз» (продолжительность – 17 мин.14 сек.)

4. В своей рабочей тетради запиши число, тему урока и письменно заполни следующую блок-схему:

Состав биоценоза

 

 


5.   Приведи письменно в тетради собственные 1-2 примера связей обитателей  березовой рощи или хвойного леса твоего края.

6.  Изучи п. 44 школьного учебника, запиши в словарик и выучи следующие биологические понятия:

- биоценоз

- фитоценоз

- зооценоз

- микоценоз

- микробиоценоз

- биотоп

- биогеоценоз

- экосистема

7. Подумай и ответь письменно на вопрос:


Чем связаны виды между собой и с неживой природой в экосистеме?

8. Сделаем выводы:

Сообществом (биоценозом) называется совокупность видов растений и животных, которые длительное время сосуществуют в определённом пространстве и представляют собой определённое экологическое единство. То есть, биоценозэто совокупность живых существ. В состав биоценоза входят совокупность растений определенной территории — фитоценоз, совокупность животных, проживающих в пределах фитоценоза, — зооценоз, микоценоз — совокупность грибов и микробиоценоз — совокупность микроорганизмов, населяющих почву. Живые организмы связаны между собой многообразными отношениями. Элементы экосистемы (живые организмы и неживое окружение) непрерывно взаимодействуют друг с другом. Однородное пространство (часть абиотической среды), занимаемое биоценозом, называется биотоп. Виды в экосистемах связаны не только друг с другом, но и с неживой природой. Эта связь осуществляется через вещество и энергию. Так называемый круговорот веществ в природе. Связь всех живых существ может осуществляться не только через энергию и вещество, но и через взаимосвязь и взаимозависимость. Для описания типов экосистем используют растительные признаки сообществ и климатические зональные признаки. Для обозначения природной экосистемы используют термин «Биогеоценоз». Биогеоценозэто исторически сложившееся сообщество организмов разных видов (биоценоз), тесно связанных между собой и с окружающей их неживой природой обменом веществ и энергии. Биогеоценоз и есть экосистема.

9. Выполненные задания необходимо сдать 09.04.2020 года двумя способами:

фото выполненных заданий прикрепить в комментариях в группе,прислать по ватсап 8-953-799-22-80 или на электронный адрес: tanyaman83@mail.ru (не забудьте подписывать работы)

 

Биология 07.04.2020, 9 класс                 педагог: Ермолович Татьяна Владимировна

Тема: «Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем»

Добрый день!

 Сегодня вы изучите такие понятия, как экосистема, биоценоз, биотип и биогеоценоз, а также получите представление о том, какие компоненты входят в состав любой экосистемы, каково влияние экологических факторов на живые организмы.

Основные понятия урока: сообщество (биоценоз), экологические факторы, биотоп, экосистема, биогеоценоз.

1.Вспомни какие экологические факторы выделяют?

(загляни в словарик своей рабочей тетради)

2.Подумай, каково влияние каждого экологического фактора на живые организмы?

3.Познакомься с экосистемной организацией природы. Для этого внимательно изучи конспект урока:

                           Тема: «Сообщество, экосистема, биогеоценоз»

Сообществом (биоценозом) называется совокупность видов растений и животных, которые длительное время сосуществуют в определённом пространстве и представляют собой определённое экологическое единство. То есть, биоценозэто совокупность живых существ. В состав биоценоза входят совокупность растений определенной территории — фитоценоз,совокупность животных, проживающих в пределах фитоценоза, — зооценоз, микоценоз — совокупность грибов и микробиоценоз — совокупность микроорганизмов, населяющих почву.

СООБЩЕСТВО – это значит все вместе сообща. И растения, и животные связаны между собой многообразными отношениями. Они и образуют природные сообщества. Биотические сообщества экосистемы.Элементы экосистемы (живые организмы и неживое окружение) непрерывно взаимодействуют друг с другом.

Что же влияет на природные сообщества в целом, и на каждый её организмы в отдельности? Коротко… можно ответить так. Сложный комплекс окружающей среды неживой и живой природы.

Разберёмся подробнее. Сначала поговорим о факторах неживой природы (абиотических факторах), которые влияют на окружающую природу.

 Рассмотрим их по взаимодействию с живыми организмами.

Первый фактор неживой природы — это освещённость. Опушка леса открыта солнцу. Здесь много светолюбивых растений, лекарственные травы, например, ромашка и мать-и-мачеха, душица, кипрей (иван-чай)и другие.

В лесу хорошо видно, что свет распределяется неравномерно. И растения располагаются ярусами в зависимости от освещённости.

В тени деревьев и кустарников произрастают теневыносливые растения. Ландыш, вороний глаз, черника, купена.

У животных к свету отношение тоже разное, одни ведут ночной образ жизни (совы, лесные полёвки, рысь, ежи). Другие животные активизируются лишь с наступлением дня. Тёмно-бурый великан — лось, заяц русак, рыжая белка, соболь.

Ещё одним фактором неживой природы является вода. Среди водных растений плавают и кормятся рыбы.Так же интересными представителями водной фауны являются ракообразные щитни, потомки древних членистоногих.

Но если рыбы не могут жить без воды, то щитни приспособлены переносить ее отсутствие. Их яйца могут долго пролежать в высохшей лужи и не погибнуть.

Личинки плавунца развиваются в воде, а взрослые жуки (имаго) могут существовать и вне её. Как и земноводная лягушка, и в воде и на суше, она дома.

Вода нужна всему живому, но одним организмам её нужно больше, а другим меньше.

Температура внешней среды так же относится к факторам неживой природы. Природные сообщества пустыни. Бесконечные пески и раскалённый воздух. Жара днём и холод ночью, резкие перепады температуры. Все живое приспособилось к этим условиям. Все умеют защищаться от жары и холода, беречь влагу.

 Воздух и почва, её химический состав- ещё два фактора неживой природы.

На любое сообщество оказывает влияние: воздух, почва, свет, вода, температура окружающей среды - факторы неживой природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: